Продолжение сериала «Зуза, четыре вечера на исходе лета, или выпендрёж с претензиями». В августе 2011 четыре раза, вечерами, пересекался я с сертифицированной, по европейски и американски, психотераписткой Зузой, и каждый последующий раз был тупее, ограниченнее и безысходнее предыдущего (в первом сезоне только 4 серии). Встречи 1 августа (знакомство на йоге в Серебряном Бору) и 4 августа (посиделка в саду Эрмитаж, куда меня пригласила Зуза) уже были описаны.
Первый вечер с Зузой.
И вот Зуза мне сообщает, что вечером 9 августа 2011 года она будет на такой-то программе, на квартире, и зовёт меня туда же. Зуза постоянно носится (скачет как блоха) по куче всевозможных мероприятий, никуда вовремя не приходит и часто не в силах объяснить, по какому адресу всё это происходит. Куда идти надо, сказать не может.
На этот раз, по иронии судьбы, Зузу понесло на кришнаитскую (ИСККОН) «группу духовного общения». Нередко она на кришнаитских лекциях торчит! Вначале договаривались, что я её подожду у метро, но она велела не ждать, а идти.
Адрес: Москва, Новоалексеевская улица, такая-то квартира (большая квартира) в четырёхэтажном доме дохрущёвской поры. В тот год по вторникам там собирались группы. Вёл собрания известный проповедник общества «Сознания Кришны» с духовным именем Вришабхану прабху (он не один с таким именем в обществе «Сознания Кришны», только я не помню его русское имя и какого гуру он ученик). Профессионально вёл, и на мриданге пел, и лекцию давал. Всё грамотно простроено, всё в проповеднических целях, доброжелательно, познавательно и гостеприимно.
Нама-хатта! Это слово за весь вечер не прозвучало ни разу, но это была она, родимая. Звуки киртана (воспевают Святые Имена Кришны с 19 до 20 часов) слышны на подходе к дому. В 20 часов раздали экадашный прасад (были экадаши, 11-й лунный день, зернобобовые есть нельзя). Шикарно! И щавелевый суп с паниром, и пюре картофельное, и что-то овощное - ничего острого и пересоленного. Что-то сладенькое, напоминающее сливочную помадку. Грушевый (на вкус) компот. Много фруктов и огурчиков. Всего собралось десятка полтора преданных общества Кришны и шизотериков (сложно провести разграничение, кто есть кто).
Я как всегда скромно сижу в каком-то уголочке, обычно на таких программах мужчины в одной половине комнаты кучкуются, женщины в другой. Зуза появилась когда-то в процессе, пробралась и куда-то села.
После прасада ещё немного попели, кто-то из преданных на мриданге старательно выводил «Джая Радха Мадхава», а в 21 час Вришабхану начал лекцию по третьей мантре Шри Ишопанишад. «Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество». Эту мантру по-русски читали хором по частям, что напомнило мне детский сад. Вришабхану говорил очень правильные вещи. Убийцы души бывают двух категорий. Атеисты ещё не так страшны. Хуже всех - религиозные деятели, которые проповедуют ради славы и богатства. Были приведены изречения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура о том, что духовность и организация несовместимы.
Вришабхану прабху сказал, что причина всех оскорблений, которые мы можем совершить - это попытки принизить чьё бы то ни было значение. Что все попытки наслаждаться связаны с насилием. Что лучший способ лечения гордыни - через нехочу выполнять любое служение, пусть даже уборку мусора. После 22 часов началось активное обсуждение. Всем было предложено высказываться по кругу. Когда очередь дошла до меня, я по старой привычке в нужной интонации сказал:
- Я не буду говорить что-либо от себя, чтобы не принижать значение других. Я лучше скажу словами Индийского астролога Шри К.Н.Рао. В 2001 году в храме на «Беговой» он в разговоре с преданными попросил их ни в коем случае не принижать положение Кришны и зависеть от Кришны, а не от астрологии. Встретить квалифицированного астролога практически невозможно, а потому все попытки решить свои вопросы с помощью астрологии, обречены.
У меня осталось довольно позитивное впечатление как от Вришабхану прабху, так и от других собравшихся преданных. Но ощущалось влияние некой мощной силы, которую (не знаю как иначе) я называю каналом Прабхупадизма.
А что же Зуза? Всё было нормально, честь по чести, пока я находился в квартире - там сила словно бы заставляла всех (в том числе Зузу) соблюдать должные нормы - правила социума.
Вот уже все постепенно расходятся, сепарируясь на группы. И едва я успел выйти на лестницу, как следом за мной на лестничную площадку выбегает Зуза, не успев обуться, с туфлями в руках, и кричит мне: «Сучёныш! Как ты, дрын, социален! Так за грош себя продавать! Подонок! Какие слова научился подбирать?! Тебя оправдывает только одно - что ты не хочешь сдохнуть на помойке!». Причём тут помойка - вскоре станет ясно.
То, что я вёл себя фальшиво - это факт. Но как ещё можно было себя вести на таком весьма привычном мне действе?
А дальше мы вдвоём шли с Зузой к метро. Вернее, к проспекту (где наши пути разошлись). Уже было темно, вечер был тёплый, только небо уже заволоклось тучами - приближался дождь. Присутствие дождя уже было в ветре, а природа (кусты, деревья) ещё хранила вкус дневной жары.
Зуза выразила мне кучу претензий… я ведь не подсел к ней, когда она вошла (и воткнулась на диван). День у неё был сумбурный, она была вся в раздрае, в расстроенных чувствах, и ничто больше не смогло бы её успокоить. То есть - она бы успокоилась, если бы я к ней подсел, а я сидел в каком-то углу, куда подойти было невозможно. А эти кришнаитские прасады, киртаны-песнопения, мантры, лекции и сами преданные - от всего этого ещё больше перекашивает, перекручивает! Это ничуть её не уравновешивает.
Недовольная, взвинченная, зудящая Зуза режет вокруг себя пространство. Всё очень нервно и нетерпимо дребезжит, её совсем другие состояния, другая энергия успокаивают и питают. Другое присутствие. Зуза была взбешена - ведь получилось так, что я на эту чёртову программу пришёл, а не на встречу с ней.
Зуза разъярилась от того, как я себя вёл (и в каком внутреннем звучании пребывал) на этой программе, куда меня же адресовала и куда сама на полтора часа опоздала. Только, спрашивается, как там звучать иначе? Всюду свои правила игры. Да и неудобно на потолке спать. Это прямо анекдот какой-то! Уж лучше бы на Красной площади встречу назначила. Там гораздо свободнее.
А я сопоставлял энергетику… то восприятие, которое было в день нашего знакомства после занятия йогой в Серебряном Бору. Темнело, и мы бежали к Бездонному озеру, а потом шли обратно… было всё так чудно и проточно, состояние открытого поля, звучания души…
И вот, казалось бы, похожий вечер… улица фонарь… но после нама-хатты. У меня висел один вопрос: что делает канал Прабхупадизма с людьми-некришнаитами? Почему так перекручивает всё внутри - эмоции, ментальное состояние? Лишает честности и искренности - и эта утрата и провоцирует недовольства…
Тут должно быть добродушное ругательство про тысячу чертей и хромого капитана. Велика же разница между двумя мирами.
Ночное очарование Бездонного озера с температурой воды +27, где людей нет и социума нет, и вообще ничего нет, только дух Божий витает между берегов и радуется. ИСККОНовская нама-хатта, где всё честь по чести, где дух Божий окаменел давно, и где народ самопиаром занят...
И я очень сосредоточенно визуализирую крупнокалиберный пистолет-пулемёт большой силы, навожу на физически нарисовавшееся железобетонное изваяние гуру и открываю огонь. Бюст разлетается в крошку, и пыль разносится над предгрозовой Москвой.
Не успел доехать до дома (в час ночи доехал), как уже хорошо знакомые мне экзоцисты-целители-диагносты-яснознающие, мастера работать с потоками, переполошились - мол, что это я так звучу в пространстве и что вообще происходит в последнее время?
Август 2011. У меня шёл астропериод Сатурн-Солнце (антардаша и пратьянтардаша). Прежде, в другую махадашу, Сатурн-Солнце втянули меня в прабхупадовский канал (хотя тогда, в декабре 1995, я тяжело болел полмесяца). Хорошо, что годы спустя я был уже в другом поле, в другой энергетике и в той же степени простудной болезненности не подвержен. Но урок так и так показательный.
10 августа 2011 написал я об этом на форуме бывших кришнаитов и получил ответ: «Ну, солнце, а зачем на какой-то канал то сваливать, если сам признался, что был неискренен. А сваливать на привычку - это несколько по-детски, в смысле безответственно. Тем более, сам говоришь, народ там был разный, что не вступились бы за тебя? Опять же, если телефон не забыл мой, то я дома была, живу то по соседству, сам знаешь. А меня этот кришнаитик сторой обходит. Как говорят в народе, боится - значит уважает».
Объясняю: Там не надо было вступаться, так как никто не нападал, а только довольно аутентично озвучивалось внутреннее состояние. Фраза Зузы со слова "Сучёныш" - это не нападка. Я был в маске типичных таких преданных, которые могли бы в департаменте нама-хатт или приёма гостей работать. Даже если прихожанин-захожанин достал их вопросами, и не жертвует ничего, всё равно положено улыбаться и от философии не отступать. Быть в роли терпеливого педагога, шпану воспитывающего. Подобное у А.Муни и Б.Вигьяна заметно. Они - не люди. Они - железобетонные изваяния.
Наверное, меня затрагивает романтика и непосредственность тех, по-настоящему живых, кто может мне сказать "Сучёныш" (Зузе-то я небезразличен, в отличие от партийных бонз кришнаизма), но сам я в реале как тот первоклассник из анекдота, что идёт мимо песочницы с дошколятами и говорит: "Рад бы с вами, но статус не позволяет". И потому очень показательно было, как меняет атмосфера тех или иных занятий внутреннее состояние людей.
Мне задали вопрос: «Т.е. не важно, был бы ты правдив и естественен или сказал бы что и сказал, но атмосфера прабхупадовцев такова, что та девушка все равно проявила бы себя так же, пусть и другими словами?».
Мой ответ: «Уж не хочется смешить народ, но Зуза (именно так - не зюзя и не зоза ни в коем разе) - психологиня и весь ворох сей науки с собой таскает. И я её уже третий раз в жизни вижу. Все три раза в этом августе. Зуза сказала бы совершенно другие слова, если бы я в моменте:
1) не высказался бы как все в порядке очереди или высказался бы в другом тоне
2) не встраивался бы в канву нама-хатты так тихонько и смирненько, как оно было.
Или если бы я вообще обладал свободными материальными ресурсами».
Среди порождённых Зузиными мозгами претензий была и такая, что будто бы у меня есть больше шансов найти в этой тусовке клиентов, чем у неё. Именно поэтому она, озабоченная деньгами, и выпалила, что меня оправдывает только одно - что я не хочу сдохнуть на помойке. Но я о клиентах вообще не думал. И не знал, что дела Зузы столь плохи - её финансы пели романсы, пели, отпелись - сдохли от голода зузины финансы. Бедная несчастная безденежная драная Зуза… дипломированный специалист высшей международной квалификации. Член американской европейской лиг психотерапевтов…
Вот вернётся с югов Жаха («лучший психолог России») - правда Жаха на такие мелкие встречи не позарится - но если Жаху затащить на эту нама-хатту... о, надо пощадить дом, нама-хатта то пусть, а вдруг дом такого не перенесёт?
Как-то потом (в одной из серий уже следующего сезона) Зуза влетела в уютное место встреч йогов-шизотериков в показательно-расстроенных чувствах. Она и Жаха прибыли прямо с какой-то приватной хазы. Зуза, представитель чертей, завопила, показав на меня: «Он психологов не любит»!
А йоги-психологи чем бывают хороши - что у большинства людей на уме, да и то в глубоко подавленном состоянии, то у психологов в действии. И на язык выскакивает, но главное - в действии. Вот именно потому я к його-психологам и отношусь по-особенному. Они хоть в чём-нибудь, но не тормозят. И некоторые затыки на раз-два преодолевают…