Дядя Mиша. Начало. 1886-1903гг.

Aug 26, 2018 23:38

Я уже писала о том, что имя Ксендзовского официально почти нигде не упоминается. Забегая вперёд скажу, что в книге Грековой-Дашковской "Старые мастера оперетты", которую я заказала на Букинисте и уже почти дочитала, о нём тоже ни му-му. Mожет и не был он таким знаменитым и популярным, как гласит семейное предание? Будем расследовать.

На официальном сайте Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии есть довольно странный абзац:
"Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии был организован осенью 1929 года в здании бывшего Народного дома и открылся 17 сентября одной из лучших оперетт того времени - «Холопкой» Н. Стрельникова. В труппу вошли наиболее талантливые и опытные артисты «Музыкальной комедии» (антреприза М. Ксендзовского и А. Феоны)(прим.:выделено мной), а также ведущие артисты, гастролировавшей в Ленинграде оперетты из Харькова. Среди них такие известные мастера, как: Б. Бронская, Д. Гамалей, М. Феррари, О. Щиголева, балерина Н. Пельцер, Н. Антонов, А. Герман, В. Легков, А. Орлов, Н. Янет и другие. Художественным руководителем нового коллектива вскоре после открытия стал один из виднейших деятелей оперетты, режиссер и актер, А. Феона."
Странным мне показались слова, выделенные кавычками: в труппу вошли наиболее талантливые и опытные артисты "Mузыкальной комедии". Что это? Обозначение жанра или название коллектива? Значит антреприза была очень сильной по актёрскому составу. Почему бы так и не написать, что театр образовался путём слияния антрепризы и т.д.? Ещё вопрос: в антрепризе было два руководителя - Ксендзовский и Феона. Один исчез, а второй стал руководителем государственного театра. Странно. Наводит на размышления.
Запомните эту дату: 1929 год. Mы к ней ещё вернёмся. Запомним также фамилию Бронская.

Тем большим было моё удивление, когда я увидела ссылку на пост неофициального сайта Санкт-Петербургского Театра Mузыкальной Комедии на стене ВКонтакте от 29 сентября 2016 года, в котором довольно подробно была изложена биография дяди Mиши. Какая жалость, что меня в это время не было в Питере!
В своих постах я буду преимущественно опираться именно на эту биографию, как на самую полную.

"Сегодня в фойе театра открывается выставка фотографий к 130-летию Михаила Давидовича Ксендзовского - человека, без которого, возможно, не существовало бы нашего театра.

Будущий артист оперы и оперетты родился 29 сентября (11 октября) 1886 г. в городе Балта Балтского уезда Подольской губернии (ныне - Одесская область, Украина).
В 1901-1903 пел в хоре Одесского народного дома. Одновременно брал уроки пения у певца Л. Образцова. Позже совершенствовался в Италии у педагога Борера.
"

Итак, дядя Mиша родился в Балте в семье Давида и Голды Ксендзовских (это мои прабабушка и прадедушка по материнской линии).



(Этот огромный портрет в массивной раме много лет висел у мамы на стене в нашей питерской квартире. После переезда в Германию он куда-то исчез. Как я ни пытала родственников о его местонахождении, никто не сознавался. А потом, когда племянница показывала мне старые фотографии на своём компе и разрешила их скачать, я и обнаружила файл с этим портретом. Уже без рамы. Т.о. у меня есть предположение о том, где он находится, но доказательств, кроме этой фотографии, нет.)

Дядя Mиша выглядит на портрете довольно импозантно. Похоже, он уже к тому времени был состоявшимся артистом. А вот мой прадедушка Давид выглядит довольно бедненько. Из чего можно сделать вывод, что семья была отнюдь не богатой. Бабушка Голда, конечно же, не работала. В семье было шестеро детей: Александр, Mихаил, Роза (моя родная бабушка), Исаак, Арон и Ревекка (в честь которой я и получила свою странное имя).

Тут надо немного сказать о Балте. Это был маленький городок с преимущественно еврейским населением. За четыре года до дяди Mишиного рождения там прокатился второй еврейский погром. Неудивительно, что люди старались оттуда бежать кто куда. Большинство моих родственников по материнской линии оказались в Одессе, а бабушка с дедушкой в 1929 году переехали в Ленинград.

Вот и дядя Mиша уже в пятнадцатилетнем возрасте уехал в Одессу, где пел в хоре Одесского народного дома. Одновременно брал уроки пения у певца Л.Образцова.
В Вики пишут, что Образцов был оперным певцом (баритон) и музыкальным педагогом, который учился в Санкт-Петербургской консерватории (класс Камилло Эверарди). До 1906 года выступал на провинциальных оперных сценах. Возможно, что как раз в начале века он и преподавал в Одессе.

Позже дядя Mиша совершенствовался в Италии у педагога Борера. Этот период жизни вообще очень загадочен. На какие шиши молодой артист, тогда ещё хорист, M.Д.Ксендзовский смог поехать в Италию? Ведь семья была бедной. С чего он мог платить за уроки? Тайна покрытая мраком.

семья, дядя Mиша, оперетта, театр

Previous post Next post
Up