Минск. Город наступившего коммунизма

Jun 10, 2009 10:31

Собираясь в Минск, мы ожидали увидеть кусочек СССР - этому усиленно способствовал телевизор - здесь и последний диктатор Европы, и не переименованный КГБ, и единственный президент, не отвернувшийся от России, что тоже не модно. Помню, несколько лет назад я на какую-то белорусскую выставку в Сокольниках, где купил кучу давно не выпускающихся у нас вещей, знакомых по моему советскому детству - в основном, канцтовары и всякую мелочь. Знакомые потом долго спрашивали, где я купил такие раритеты. Но речь сейчас не об этом...

Надо сказать, мои ожидания не оправдались - вместо экскурсии в прошлое вышла поездка во вполне современный город, но без мусора, грязи, кавказцев, бомжей, пробок, смога, хамских милиционеров и т.д. Всюду сияющая чистота, зелень, красивые здания, бульвары и парки, вежливые расслабленные люди, охотно отвечающие на вопросы и с юмором смотрящие на окружающий мир.

В Минске удивительно легко дышится - во всех смыслах.
Впрочем, давайте расскажу поподробнее:

Город

Памятник Пушкину и смотровая площадка

Вид из гостиницы Беларусь. Мы жили выше, соответственно, и вид был лучше. А с 22 этажа, из ресторана "Панорама" - тем более

Троицкое предместье и кабачок у воды, в котором мы сидели перед отъездом

Вид на историческую часть горда

Минский Свято-Духов кафедральный собор

Костёл на пл. Ленина. Вдумайтесь - где ещё такое возможно?! (Минчане поправили - новое название - пл. Независимости)

Ратуша

Бывшее здание базилианского женского монастыря

Местами Минск - тот ещё совок. Но чистенький

Карта исторической части Минска

В Минске поразительно наглядные знаки

Вид из ресторана "Панорама" - другая сторона

О Минске после поездки я могу говорить часами. Впрочем, не только я - оба моих поста с буквально парой фраз про Минск набрали по 100 - 150 комментариев. В общем, главное меня вовремя остановить ). В Минск мы приехали ранним утром и сразу почувствовали, что это совсем другой мир. Первым делом в глаза бросились чистота, безлюдность, пышная сталинская архитектура "ворот города" и странно окрашенные такси, шныряющие повсюду. Этот новый мир очень хорошо нас встретил, а девочка в парке приютила нас под своим зонтиком.

Дальше мы двинули на площадь Ленина, которая впечатлила, но не то, чтобы очень понравилась. Интересным показался только костёл и пережившие войну здания. А дальше на протяжении всего Проспекта Независимости царствовал сталинский ампир. Проспект выглядит куда эффектнее той же Тверской - во-первых, здания однородные, а во-вторых куда меньше всяких кричащих вывесок и всякой лабуды. Здания в основном невысокие, этажей в 5, где-то выше. Мне это чем-то Питер напомнило, хотя многие со мной, наверное, не согласятся.

На проспекте всё образцово-показательно, как, впрочем и во всём городе - чистейший тротуар, выложенный аккуратной плиточкой, сверкающие переходы со стеклянными козырьками, эффектные сталинские здания, находящиеся в идеальном состоянии, уходящие от проспекта уютные улочки и бульвары, пары и скверы. Всё чисто, ухожено, упаковано в гранит и чуть ли не вымыто с мылом. За два дня прогулки по городу обувь оставалась идеально чистой.

Во многих российских городах стоит только уйти с главной улицы, сразу видишь облупившиеся фасады, грязь и другие неприятные сюрпризы. В Минске куда бы мы не пошли, нас встречали красивые улицы, не уступающие в красоте проспекту. По ошибке мы проскочили нужный нам поворот, прогулялись по парку Янки Купалы, перешли Свислочь и попали в удивительно уютный район. Здания здесь поменьше и подревнее. А далее, по улице Коммунистической, которая привела нас к гостинице, расположены невысокие уютные зданьица с зелёными дворами и атмосферой тишины и покоя.

Хоть "недоброжелатели" и говорили, что в городе не на что смотреть, это не так - часть зданий сохранилась, многие восстановили, хотя иногда, конечно, вмешательство совковой архитектуры сильно портит ощущения. Не буду заострять внимание на каждом здании, иначе этот пост мне никогда не дописать. Не скажу, что в Минске очень уж много достопримечательностей, но на день-два их точно хватит. Имхо, самая главная достопримечательность Минска - сам город. А ещё в Минске огромное количество парков. Рядом с одним из них мы наткнулись на съёмку какого-то молодёжного сериала.

Особого внимания заслуживает Троицкое Предместьее - кусочек старого города, старые костёлы, ратуша, уцелевшие старые здания и т.д. Эти места по праву можно назвать тусовочными - здесь собирается молодёжь, гуляют туристы, именно здесь расположены редкие для Минска элементы красивой жизни. Хоть и предупреждали меня, что ночной жизни в Минске нет, некоторые элементы её я увидел - и маленькие ночные клубы с припаркованными рядом дорогими машинами, и маленькие пафосные кафе, и редкие бутики. Совсем не ожидал, кстати, увидеть в Минске большие тусовки байкеров. Видеть - видел, но не слышал и не ощущал их присутствия, что, конечно, здорово.

Минск, по-крайней мер, в плане архитектурном может служить образцом толерантности - где ещё вы увидите православный храм, костёл и синагогу в непосредственной близости? Кстати, православные храмы в Минске больше похоже на костёлы, некоторые из них и были перестроены с минимальными изменениями. Православный храм традиционной для нас архитектуры мы видели только рядом с нашей гостиницей. Встречаются в Минске и вполне современные "стекляшки". Впрочем, на фоне московских монстров выглядят они скромно, благодаря чему отлично вписываются в атмосферу города.

Основные достопримечательности расположены совсем недалеко от набережной Свислочи, куда вы обязательно попадёте. Особого внимания заслуживает сама набережная - здесь очень красиво, а вечером просто потрясающе. К сожалению, иллюминация и подсветка зданий работает только до 11. Потом сверкающие здания, одно за другим, начинают проваливаться в темноту. Можно покататься на катамаране или лодочке, посидеть в кафе у воды, погрустить на Острове Слёз или просто прогуляться. Вечером, кстати, Минск однозначно город молодых.

Наверное, здорово вечером прокатиться на чёртовом колесе в парке Горького, но мы туда добрались только днём. Сам парк уютный, но очень людный, аттракционы вполне советские - ничего нового вы там точно не увидите. Кстати! Скамейки в Минске ЧИСТЫЕ! Никто не сидит на них с ногами, так же спокойно можно сесть на какой-нибудь парапет или ограждение - точно не испачкаетесь.

В отличие от Москвы, общественных туалетов в Минске полно, они совершенно не воняют и скорее похожи на "поездатые", там и руки можно помыть. В общем, надо заслать Лужкова на стажировку - может, научится чему. Стартовали ведь с одних позиций, а в плане комфорта белорусы куда дальше россиян ушли. Кстати, в Минске довольно много машин, но это не напрягает - движение по московским меркам более чем спокойное. Почти все авто - иномарки, купленные, видимо, уже поддержанными.

Не то, чтобы мы очень стремились, но так вышло, что мы заехали и в спальный район - на проспект Пушкина. Тут снова был шок - район застроен привычными для любого россиянина панельными многоквартирными домами и хрущовками. Но все они отремонтированы и выкрашены в яркие, но не раздражающие цвета. Там, где это ещё не сделано, полным ходом идёт ремонт. Тротуары выложены аккуратной плиточкой. Вот где наступил коммунизм! Московские спальные районы по сравнению с белорусскими выглядят грязными нищенками.

Пылающий минский закат

Троицкое предместье

Вечерний Минск. Набережная реки Свислочь

В непосредственной близости от ж-д вокзала

Национальная библиотека (мы её не видели)

Гостиница "Беларусь"

Следующие фотографии - вечерний Минск. На части фото - Проспект Независимости.

Люди

Если не брать в расчёт продавщиц магазинов, жители Минска удивительно вежливы. Мы просто наслаждались позитивной атмосферой, царящей в городе. Даже вечером, когда город заполняет молодёжь, гулять очень приятно - если они и шумят, то как-то позитивно, без агрессии. Когда мы ехали в троллейбусе, незнакомые пожилые женщины, сидевшие впереди, поясняли нам, что мы видим из окон, когда отъехали далеко от центра, сами посоветовали нам выйти на остановке, от которой недалеко до метро.

Люди в Минске более добрые, расслабленные, позитивные. Когда Женя случайно налетела на полную женщину, та извинилась, а потом добавила, улыбаясь - такая тётя налетит - мало не покажется. В Москве с 50% вероятностью нас бы в этой ситуации обматерили.

За всё время пребывания в Минске я не видел НИ ОДНОГО наглого человека! Самыми неприятными в Москве мне кажутся кавказцы, так вот - в Минске я их не видел. Если они и есть, то ничем не выделяются из толпы, а раз так, для меня они такие же белорусы. В Минске даже пустые улицы пешеходы переходят исключительно на зелёный цвет. Когда увидели это, почувствовали себя дикарями... )

Туристы в Минске, как мне показалось, в основном российские и белорусские, иностранцев мало настолько, что местные красотки, охотящиеся за их скальпами, испытывают огромную конкуренцию. Видели несколько таких компаний - иностранцы в окружении стаек девушек.

Город, правда, как будто пытался нам доказать, что не такой уж он и хороший. Нет бомжей - на те, получите алкашей (видели в меру спившуюся парочку где-то во дворах и очень удивились...), нет музыкантов-попрошаек в переходах - получите, не людно (мы приехали утром, когда улицы были пустые) - вот вам выпускные балы. Нет бешеных маршруток - кушайте (одну мы видели), нет мажоров на родстерах, катящих по тротуарам - ловите (видели таких). Но в общем хорошем впечатлении эти мелочи растворились без остатка...

Язык

Никаких проблем с языком в Минске у нас не возникало. С людьми общались на русском, белорусской речи практически не слышали. Проявлялась она только в виде вывесок, указателей и лёгкого акцента минчан. Язык интересный, красивый, многие слова узнаваемы, хоть и звучат иначе. "Следующая остановка" на белорусском звучит примерно так - "Наступны прыпынак". Чистую белорусскую речь я слышал разве что по радио. Кстати, белорусский язык интересен ещё и тем, что здесь как говорят, так и пишут.

Деньги

Очень многое зависит от того. во сколько вы прибудете. Мы приехали в 6 утра и все банки и обменники были закрыты, а на вокзале деньги мы поменять не догадались. В итоге поменяли в гостинице, разбудив спящего кассира. Курс - 88 белорусских рублей за один русский. Я, кстати, на протяжении всего времени нашего пребывания в Минске путался в каждом конкретном случае - много это или мало. Потом забил - решил, что в Минске по московским меркам всё дёшево по умолчанию.

Но при этом я всё равно путался в суммах - мне даже продавщицы подсказывали - вот эту красненькую вытаскивайте. В Белоруссии нет железной мелочи - все деньги, даже те, что меньше нашей копейки, бумажками. В итоге кошелёк распухает до потрясающих размеров.

Банков в центре Минска довольно много, во многих из них работают обменники. Самый крупный банк - "Приорбанк". По-крайней мере, у него больше всего отделений. Интересно, что он входит в группу "Райффайзен".

Общепит

Кафе и ресторанов в Минске для города такой величины совсем немного. Хоть нас и предупреждали, что по вечерам мест может не быть, у нас таких проблем не возникало. Завтракали мы в кафе при гостинице, пообедать решили в ресторане "Старый город", что в Троицком предместье. Место симпатичное и, видимо, довольно модное. Здесь довольно громко играла музыка, было много стильной молодёжи, но тк нам хотелось тишины, мы оттуда сбежали.

Зашли ещё в пару мест, которые по разным приинам нас не устроили. Надо было куда-нибудь зайти, а мы всё ходили, выбирали. В итоге решили зайти в ресторан "У Франциска" на пр. Независмости. Но там было спецобслуживание. Шустрая официантка посоветовала пойти в один из самых популярных ресторанов - "Раковский бровар" (ул. Витебская, 10). Найти его оказалось не так просто - за совковыми панельками на ул Немига сохранились старенькие улочки, на одной из которых расположен ресторан. Приятненький такой кабачок. Мы сидели на летней веранде снизу. Когда подошли, народа почти не было, но потом люди подтянулись и стало в меру шумно.

Ресторан "Раковский бровар"

Поели, попили, из заказанного особенно выделю рульку. Вынесли её эффектно - в виде огромного деревянную ковша(?), наполненого нежнейшим мясом. Как выяснилось, это фирменное блюдо ресторана и белорусской кухни. В общем, мы жестоко там объелись ). Так как вся энергия, видимо, пошла на пищеварение, и мозг отключился, я мало дал на чай официанту, о чём понял уже в гостинице и о чём до сих пор жалею.

Другое место, в котором мы отобедали - "Салун", находится этот кабачок в здании гостиницы "Юбилейная". Тут тоже симпатично, народа, кстати, значительно меньше. Помня вчерашние ошибки, мы на этот раз налегли на рыбные блюда. Кстати, что поражает в минских ресторанах - это огромные порции. Так что осторожнее. Ещё, кстати, поражает черезчур продолжительное время ожидания заказа. В "Салуне" нас не покидало желание уйти, но голод держал сильнее любого магнита. Порой даже хотелось подойти к официанту и иронично так сказать - "ЗНАЕТЕ, Я БЫ СЕЙЧАС ЧТО-НИБУДЬ СЪЕЛ !!!"

Третье и последнее место, где мы ужинали - кафе, вернее, шашлычные у воды возле Троицкого предместья. Вечером здесь очень красиво. Долго ждали официанта, ещё дольше заказа. Поглощали шашлыки, дранники и прочие вкусности, относительно, кстати, вкусные, и прощались с городом. В память об обделённом официанте хорошо дали на чай, так что провожали нас чуть ли не с оркестром ). Средняя сумма чека (на двоих) в ресторанах Минска - от 1000 до 1500 руб. Легко можно найти места и подешевле.

Гостиницы

Гостиниц в Минске масса, мы остановились в гостинице "Беларусь" (www.hotel-belarus.com). Гостиница расположена в самом центре (центральнее некуда), на берегу реки Свислочь, в зелёной зоне, в дали от шума. Вид из окон - потрясающий. В гостинице два бара, аквапарк и ресторан на 22 этаже с большими панорамными окнами.

Минское небо

Мы остановились в двухместном номере бизнес-класса, который нам обошёлся примерно в 3500 российских рублей за сутки (эконом-класс - в два раза дешевле). Все удобства, телевизор, холодильник, минибар, фен и т.д. Порадовало маленькое радио - когда его включили, заиграл классический джаз. В стоимость номера входит завтрак в ресторане "Панорма" (шведский стол). Так же в нём можно позавтракать "левым" примерно за 500 руб на двоих. Кухня бывает и лучше, но есть можно.

Общее впечатление от гостиницы - "окультуренный совок". Утюг взять нельзя, можно погладить под надзором горничной, чайник взять нельзя - вернее, можно, но отдать нужно практически сразу. При выезде сдать комнату горничной. Заехать можно только в 12, мы хотели заехать в 7, нам предложили в этом случае оплатить ещё половину суток.

Кстати, насколько мне известно, съёмные квартиры в Минске значительно дешевле, чем гостиницы. Но где их искать, я не в курсе - нас интересовал, прежде всего, вид.

Транспорт

Мы передвигались исключительно пешком. Но разок проехались на метро и троллейбусе (проезд около 7 российских рублей, в метро жетоны, в наземном транспорте - билеты, которые необходимо купить в киоске на остановке и прокомпостировать). Наземный транспорт в идеальном состоянии, в выходные практически пустой, ходит часто. А вот когда я спустился в метро, у меня случился культурно-транспортный шок - на стены проецируется реклама, на станциях висят мониторы, всё чистенько и аккуратненько. Нечего себе - думаю - "слабо развита реклама".

Потом выяснилось, что далеко не на всех станциях так. В самих вагонах реклама не клеится, как в Москве, а кладётся в специально отведённые для этого дела кармашки. Сами вагоны более чистые, а по типу такие же как в Москве и большинстве других городов России. Такси шныряют повсюду - они заметны благодаря жёлтым клеточкам и "шашечкам". Машины при этом самые разнообразные, но, большей частью, несвежие иномарки.

Связь

Огорчило, что в Минске у нас не работала связь. У нас был МТС, который вырубился на границе. Видимо, нужно было включить роуминг. Честно говоря, я рассчитывал, что он включится автоматически... Из гостиницы можно было звонить и в Россию - для этого нужно оставить паспорт. Странно, но за разговор с Москвой денег с нас не взяли.

Торговля

В Минске очень плохо развита торговля, как, впрочем, и весь малый бизнес. Магазинов немного, те, что есть, скромненькие, без кондиционеров. Даже центральный ТЦ "Столица" не производит особого впечатления - магазины какие-то странные, знакомых брендов мало, всё скромненько. Удивило, что кондишены из павильонов выдувают тёплый воздух не на улицу, а в сам ТЦ. Из-за этого очень душно.

После 6 мы никак не могли найти открытые магазины с сувенирами. Потом зашли в какой-то большой магазин на Немиге - там жутко, совок полнейший, там и нашли сувениры. Как позже выяснилось, настоящий сувенирно-туристический рай ждёт гостей города в ТЦ "Столица", о котором я писал выше.

Огорчило, что в центре города нет магазинов с деликатесами или просто супермаркетов премиум-класса. Так что домой мы увезли не экзотические белорусские продукты, а стандартную коробку конфет с видами Минска (конфеты - так себе) и здоровенную плитку горького шоколада.

ТЦ "Столица"

Продовольственных магазинов в Минске так же немного. Лучше заходить в сетевые - там, как показалось, ассортимент пошире. Мы были в паре сетевых магазинов, один из них "Соседи" - более менее приличный. Больше всего минские магазины похожи на дискаунтеры вроде "Пятёрочки". Выбор не особый, но на некоторые виды товаров - наоборот, очень широкий. Т.к. "Пятёрочки" мне не по душе, минский ритейл мне тоже не понравился. Кстати, именно в Минске я впервые за последние лет 10 столкнулся с таким явлением как "Переучёт"

Для того, чтобы купить торт вечером (кулинария радом с гостиницей, как выяснилось, закрылась в 18.00), нам пришлось пройти целый квартал. Зашли в пару магазинов, где выбор тортов был более чем скромный. Видимо, беда ритейла Минска в отсустсвии конкуренции и западных сетей, у которых можно понабраться ума-разума.

Дорога

Расписание движения поездов и вылетов самолётов можно изучить в "Яндекс-расписаниях". Билеты лучше покупать недели за две, чтобы был выбор. В Минск мы ехали на скором поезде "Славянский экспресс" Минск-Москва. Довольно быстро - 7 часов, чистенько, плацкарт обошёлся по 1500 руб с носа. Билеты на более медленные и довольно неряшливые поезда можно купить за 800, купе на эти же поезда стоит около 1700.

Обратно мы ехали на поезде "Варшава-Москва", в прицепном вагоне. Грязно, долго. Постельное бельё старенькое, матрасы грязные, когда зашли, нас ждал грязный стол, который так и никто не вытер. Ехали 10 с половиной часов. Лучше, видимо, ездить на фирменных поездах.

Минский вокзал потрясает чистотой и сверкающими стёклами

Вокзал в Минске заслуживает отдельного внимания - огромный, чистый, сверкающий, он похож скорее на торговый центр. Особенно там хорошо наверху. Удобно, что сверху можно выйти сразу к нужному пути. Никаких бомжей, грубости, вони и грязи. Много магазинчиков.

Камеры хранения - техногенные монстры. На кассе тебе дают советские 15 копеек, которые ты бросаешь в автомат и задаешь код. Когда забираешь вещи, делаешь то же самое. Могли бы и просто человека посадить - у людей возникает масса вопросов, хотя на дверцах всё написано.

Выход из метро на пл. Ленина

Без лишнего пафоса скажу - в Минск, как минимум, хочется вернуться. А ещё больше - переехать в этот город, в котором "так хочется жить"!..

Зы: Фотографии отсюда, из других источников и наши личные. Ещё раз спасибо valesszander. Многое за два дня мы увидеть не успели, т.к. были только в центре, да и то не везде. Если есть что добавить или ваше мнение не совпало с моим, пишите, задавайте вопросы.

Если не хватило:

Много отличных фото и полезной инфы о Минске у riverpilgrim:

Фотографии центра Минска
Минск. Ночное виденье
Совково-минская прогулка
Минск с высоты (спальные районы)
Фотопрогулка по Минску
И ещё одна
О гостинице "Беларусь"

А так же отчёт marina_pavlova о поездке в Минск.
+ Фото потопа в Минске (25.07.2004)