Кажется, я уже писал в блоге, что с 18 лет я 6 лет работал клубным ди-джеем. Причем это дело было для меня работой, приносящей деньги (очень небольшие - нельзя не отметить). Для меня и моих друзей клубная культура была своеобразной отдушиной и другим миром, где было так красиво и хорошо посреди этой поглощающей всё серости. Сейчас это звучит смешно, но тогда мы считали, что если молодёжь будет ходить в клубы и танцевать, это будет лучше, чем если она будет тусоваться по подъездам, вскрывать машины и драться районами - "стенка на стенку". Кстати, так или иначе, в нашем родном городе это произошло. Не благодаря клубам и вечеринкам, конечно - просто времена изменились. Но в современных российских городах, к сожалению, сейчас не так много мест, посвященных досугу молодёжи. Чем меньше город - тем их меньше. Вот и остаются подросткам ночные клубы со всеми вытекающими. Замечу, что я, 6 лет простоявший в клубе за пультом, никогда не слышал о наркотиках. Хотя в больших московских клубах порой видел - да, часть людей явно обожралась какой-то дряни. По-моему, охранники ею и барыжили. Но это тема для другого разговора.
Я практически ничего не знал об электронной музыке, пока не перешел учиться в другую, элитную школу - №27. А тут пошло - поехало. Даже на школьных вечерах тут был реальный Rave, Prodigy - самое мягкое, что там звучало. Дома я делал свои миксы на маленьком двухкассетничке - скорость там менялась небольшим тумблером, а подгонка осуществлялась примитивнейшим образом - приторимаживанием кассеты пальцем. Я восстановил целую кучу эстонской радиотехники, выброшенной соседями, дома меня был очень приличный звук. Естественно, я слушал тогда шоу Garage Сухова (музыку "гараж" с её подломленными ритмами люблю до сих пор) и другие, местные, программы о электронной музыке, читал "Птюч", причем там регулярно печатали мои письма. Через пару лет я уже был в клубных шоу по другую сторону эфира - приглашённым гостем - ди-джеем. Итак, представьте - февраль 1998 года. Я слушаю шоу "Колбаса" и выигрываю там билет клубную ночь с участием столичного DJ Smile в самом модном ночном клубе Чебоксар того времени - данс-клубе "Корона". Сказать, что я был счастлив - ничего не сказать.
Через скандал с родителями меня туда всё же отпустили. И то только в честь моего 16-ти летия - свой день рождения я встретил в клубе - как-то странно всё это совпало. Со мной там были друзья-одноклассники. Друга Сашу я провел по второму билету, а одноклассник Женя по виду был настоящем дяденькой, и прошёл без проблем. Забавно - ему ещё не было 16-ти, а вход там был с 21-го года. Помню, как я приехал за билетами - меня встретил сам DJ Phil, лучший ди-джей нашего города, и подарил билет. А потом подарил ещё и ди-джейский "винил" - с дарственной надписью. В клубе за вертушками тогда упражнялись в скретче какие-то ребята. Спрашиваю у Андрея, кто это, а он говорит - так это "Белые Братья" - самая популярная на тот момент рэп-команда города - чуть ли не боги для нас, тинейджеров. Я имел дома все их альбомы. Кто бы мог подумать, что ровно через два года я пройду здесь школу ди-джеев, а через три уже буду резидентом не самого плохого клуба!
Итак, 98 год, ночь с 21 на 22 февраля, данс-клуб "Корона". Это был шок. Это был другой мир, другая реальность. Все светилось и переливалось, вокруг было огромное количество стильных и красивых девушек. Парни, правда, были одеты одинаково - белые обтягивающие футболки, светлые узкие джинсы, белые кроссовки и бейсболки. Под ультрафиолетовыми лампами всё это светилось, и парни казались добрыми приведениями. В принципе, клубники во всех местах и клубах, где я потом бывал, выглядели примерно так же. Играло Mininal Techno. DJ Phil потом зарядил бешено любимый мной Speed Garage, а Smile - что-то не поддающееся описанию, полное рваных ритмов и очень-очень жёсткое. Над танцполом были развешены пластинки, бабины и кассеты. Среди них бушевали лучи световых эффектов, "лупил" страбоскоп. Свет был довольно примитивным - "сканеры" тогда уже появились, но, видимо, клуб не мог себе позволить купить дорогущие "головы".
Мы протанцевали всю ночь. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. Я захотел стать ди-джеем. Не школьным или радийным, а настоящим, клубным. Через два года такая возможность мне представилась. Я написал письмо в мою любимую газету с предложениями по муз. рубрике, и мне перезвонили. Скоро я уже ехал в любимую "Корону" с предложениями. А там шло первое занятие школы ди-джеев от Pepsi (её вёл DJ Sasha, тогда ещё никому не известный), куда меня записали как журналиста. Так я впервые прикоснулся к профессиональным "вертушкам". А во время празднования своего 18-летия в маленьком клубе "Восторг" познакомился с местным ди-джеем. Звали его Юрой, а в клубной среде он был известен как DJ Dark. Этот парень, кстати, родившийся в Набережных Челнах, и стал моим ди-джейским учителем. Помню, была ночь, когда Юру возле клуба запинали какие-то бандиты - слава Богу, ничего страшного - отделался синяками, тогда мне пришлось всю ночь простоять за пультом одному - Юра пришёл уже под утро, весь опухший. Тогда я понял, что могу работать один, и устроился ди-джеем в довольно странное место - ресторан "Московский", находящийся в спальном районе. Так в городе появился новый ди-джей - Dj Sasha Clubber. Из ресторана меня вытащил "дедушка" чебоксарской клубной культуры, талантливый музыкант и клубный промоутер - DJ Антон Подлесный, пригласивший меня в настоящее бандитское логово - клуб "Пирамида", где отдыхали местные мафиози. Играть здесь редко приходилось всю ночь - чаще часов до двух-трех, а потом я обычно ехал у Антону в огромный ресторанище "Аладдин", где играл евротранс. Это было довольно красивое и дорогое место, находящееся прямо напротив моей школы.
"Пирамида" тех лет - огромный биллиардный клуб с небольшим очень стильным танцполом для подружек бандитов. Здесь был звук сумасшедшей мощности, басы приходилось приглушать - иначе бы не спал весь район. Но самое главное - здесь, в отличие от "Московского" стояла пусть и не лучшая, но профессиональная ди-джейская аппаратура, на которой я мог оттачивать свои навыки. Не скажу, что путь в резиденты клуба был простым, но с уходом Антона в "Аладдин" я здесь стал основным ди-джеем, правда, в субботу здесь играл другой признанный гуру и автор популярных музыкальных сборников Mixadance - DJ ICE из диско-бара "Шупашкар", замечательный ди-джей и человек. А в "Московском", где мы выклянчили нормальную аппаратуру, с моей подачи начали ди-джейскую карьеру два замечательных диск-жокея, значительно превзошедших со временем меня в ди-джейском мастерстве - DJ Artem Opredelennoff и DJ Come. Насколько мне известно, ребята и сейчас играют в клубах.
"Пирамида" была очень странным местом, причем там были явные проблемы с безопасностью. Охрана просто не могла остановить перепивавших "авторитетов" и они доходили до ди-джейской стойки, что-то требовали. Как-то я по просьбе друга хозяина заведения раз 20 за ночь крутил ремикс на "Зеленоглазое такси". Для хорошего человека, а он был именно таким, конечно, ничего не жалко, но 20 раз - это слишком. Со временем здесь установилось некоторое равновесие - я ставил местным "браткам" их любимую музыку, а они спасали меня от разных буйных отдыхающих. Думаю, от рук этих моих "друзей" пострадало немало посетителей клуба, но добропорядочные граждане в это осиное гнездо и не ходили. Музыку здесь я крутил довольно неплохую, но общая атмосфера мне просто кричала - Саша, занимаешься фигнёй. На тот момент я был уже популярным в городе музыкальным журналистом, у меня была своя полоса в газете - "Музыкальное PROстранство" и совместный с друзьями проект по организации клубных вечеринок 2DNC Group, так что в один прекрасный день я решил навсегда покинуть "Пирамиду". Это желание усилил случай, когда я вступился за девочку-бармена, к которой пристал какой-то "авторитет". После неравного "боя", в котором я едва не пал смертью храбрых, буйного уволокла моя бандитская охрана, но крепыш на прощанье схватил бутылку шампанского и запустил в меня. Увы, он попал. И этот случай стал последней каплей. Из клуба я ушёл. Изредка играл на клубных вечеринках, но, видимо, "уже отгорел". Реальность оказалась совсем не похожей на мои мечты.
Через пару лет, уже в Москве, я вернулся в ди-джеинг. Но это была вынужденная мера. Я играл в хороших клубах, интересную музыку, был востребован, зарабатывал неплохие деньги. Но это было просто работа, пусть и любимая. Но клубы было сложно совмещать с учебой и работой в СМИ. Так что как только я смог от них отказаться, я это сделал. Съездив на прощанье на несколько гастролей по городам России уже как "московский ди-джей". Чебоксарского разлива, ага. Но тогда ещё слово "Москва" имело магическое значение. А жирную точку на своей ди-джейской карьере я, видимо, поставлю на собственной свадьбе, отыграв прощальный концептуальный сэт. Я, правда, ещё не знаю, каким он будет. Но, чувствую, это будет интересно )
Зы: Ну всё, стареющий Саша, как "ветеран" провинциальной клубной сцены, взялся за мемуары. Вот только вряд ли они кому-то будут интересны, да и вклад мой в клубное дело, в отличие от упомянутых здесь людей, очень-очень скромный... Кстати, совсем не пью я именно со времён моей работы в "Московском"... Чуть не забыл - в моём московском ди-джейском пути мне очень помог DJ Oleg Magnet, замечательный ди-джей, добрый и абсолютно бескорыстный человек.
Мои посты по ди-джейской теме:
Из моей клубной жизни - "Московский" (Чебоксары) и "Высший пилотаж" (Москва) 2000-2003 годы
Моя клубная новогодняя история - Москва, 2003 год
Джон Дигвид в Москве (репортаж с фестиваля электронной музыки BEDROCK, 2004 год) Развлечения города Ч (обзор индустрии развлечений Чувашии 2007 года) Originally published at
Гипертаблоид редактора Удикова. You can comment here or
there.