Вот что есть в примечаниях к пьесе "Чайка" и постановке в МХТ,
изд-во "Художественная литература", 1963 год, 12 томов:
"На медальоне, подаренном Чеховым Вл.И. Немировичу-Данченко, было выгравировано:
"Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!""
И всё. Без каких-либо пояснений и ссылок.
Когда именно Чехов подарил этот медальон Немировичу-Данченко?
Это что, тайна? Зачем это нужно было Чехову?
И, если вдруг подарил, почему одному только Немировичу?
Ведь постановка была совместная - его и Станиславского.
Они оба, Немирович-Данченко и Станиславский, упрашивали Чехова дать им "Чайку"
в Московский Художественный театр для премьеры на открытие театра.
И после 1-ой репетиции (двух актов) в сентябре 1898-го, на которой удалось побывать Чехову,
Чехов отмечал важность mise en scene (мизансцены), придуманной Станиславским.
Кто об этом медальоне знал, кроме Немировича?
Когда он начал об этом подарке сообщать? Только после смерти Станиславского (в 1938 году)?
В Сети нашла, что об этом вроде как есть в каком-то письме ("избранные письма Вл.И. Немировича-Данченко"),
но ни самого "избранного" письма, ни в каком году письмо написано и кому - нет сведений.
И.А.Бунин, с которым Чехов приятельствовал,
в своей последней повести "О Чехове" о существовании такого медальона тоже ничего не пишет.
О том, что Чехову в Ялту Станиславский прислал "орден Чайки" - золотой жетон с эмблемой чайки
(как на занавесе театра), Бунин подтверждает.
И сам Чехов в письме Станиславскому благодарит его за "орден Чайки", получил, мол, спасибо.
Бунин пишет, что и у него был такой же мхатовский "орден",
только при переезде в эмиграцию он затерялся.
А ещё Бунин постоянно отмечает в воспоминаниях, что Чехов был почти всегда "закрыт".
И чрезвычайно сдержан в выражении своих чувств.
И уж тем более в открывании, что называется, души.
Так что этот пафос с надписью - "Ты дал моей Чайке жизнь. Спасибо!" - никак не вяжется с Чеховым.
У меня - точно.
И потом, что значит Немирович дал жизнь "Чайке"?
Да, первое представление 17 октября 1896 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге провалилось.
Но уже все следующие спектакли в этом же театре с некоторыми режиссёрскими поправками шли с неизменным успехом.
Об этом Чехову писала Вера Комиссаржевская:
- "Успех полный, единодушный... если бы Вы были здесь, слышали бы единодушный крик: "Автора!""
В.Ф.Комиссаржевская, исполнительница роли Нины Заречной.
Говорят, она была в те времена лучшей Чайкой на театральных подмостках:
Об успехе "Чайки" в Петербурге Чехову писали и другие.
Так что пьеса вполне себе успешно жила на подмостках. И до Немировича.
На письма об успехе в Петербурге Чехов отвечал, что, конечно, рад,
но ничто не может "стереть с души впечатления от первого представления".
Что актёры тогда "ролей не знали, играли деревянно, нерешительно"...
Уж если кто и "вернул" "Чайку" для Чехова, то это известный адвокат Анатолий Фёдорович Кони.
Он, посмотрев "Чайку" в Петербурге, написал Чехову длинное восторженное письмо.
Что "Чайка" .. "это сама жизнь на сцене с её трагическими союзами,
красноречивым бездумьем и молчаливыми страданиями, -
жизнь обыденная.. жизнь до того всем доступная и близкая нам, что подчас забываешь, что сидишь в театре..."
"Я теперь покоен и вспоминаю о пьесе и спектакле уже без отвращения", - отвечал ему Чехов.
Ну а "Чайку" Художественного театра Чехов посмотрел только через 4,5 месяца после премьеры.
1 мая 1899 года для него специально был сыгран спектакль -
после закрытия сезона, когда Чехов смог приехать в Москву.
Чехов тогда писал Горькому :
------
".. судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама Чайка играла отвратительно,
всё время рыдала навзрыд,
а Тригорин (беллетрист) ходил по сцене и говорил, как паралитик,
у него "нет своей воли", и исполнитель понял это так, что мне тошно было смотреть".
------
Чайка - Роксанова, Тригорин - Станиславский
Правда, через две недели Чехов написал своему приятелю П.Ф. Иорданову (городская голова в Таганроге),
что в целом спектаклем удовлетворён.
"В Москве для меня играли мою "Чайку" в Художественном театре... Постановка изумительная"
Треплев в центре - Мейерхольд:
Но актриса Роксанова (Чайка), хоть Чехов и просил её заменить, продолжала рыдать на сцене.
И Станиславский ходил по сцене и говорил, как паралитик...
Всё это вызывало у Чехова недовольство.
Об этом потом вспоминала О.Л. Книппер-Чехова в статье "О Чехове и о театре".
"Чайка", МХТ, все действующие лица на сцене:
Может, у Немировича всё смешалось после стольких лет его жизни в театре с пьесой "Чайка" на сцене?
Может, он так сроднился с героями пьесы, что стал путать жизнь-сцену?
Ведь это в пьесе фигурирует медальон: его дарит Тригорину Нина Заречная с зашифрованной надписью -
- "Если тебе когда нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её".
Вот и Немировичу захотелось тайны...
На первом фото: Тригорин - Станиславский, Аркадина - О.Л.Книппер-Чехова