Художника звали Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
А по Волге он плыл в 1888 году - в поисках новых мест, где можно было бы писать этюды.
Вместе с ним на корабле плыли Алексей Степанович Степанов и Софья Петровна Кувшинникова - тоже художники,
а Софья Петровна ещё и возлюбленная Левитана с 1886 года.
Вдруг увидали они на берегу на высокой горке маленькую деревянную церковь...
И решили сойти на берег - посмотреть церквушку поближе.
Сошли. Да так и остались тут на весь сезон - почти до октября.
Из воспоминаний Софьи Петровны Кувшинниковой -
---------------
"Плёс сразу нас обворожил, и мы решили остановиться.
Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка,
которую потом не раз принимались писать и другие художники,
да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим.
Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена,
ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак..."
-----------------
Это современный Плёс. Во-о-н там на горе Левитана видна деревянная церковь,
правда не та самая, которая на картине Левитана "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца, 1888":
Плёс современный. Вид с воды на Воскресенскую церковь.
За пристанью белое здание, на углу которого вывеска "С.П.Кувшинникова" - дань памяти Софьи Петровны Кувшинниковой.
Там сейчас художественный салон и антикварный магазин.
Вид с воды на церковь святой Варвары (местная Пизанская башня - из-за чуть заметного наклона колокольни)
Церковь св. Варвары есть на картине Левитана "Вечер. Золотой Плёс":
Плёс - маленький город на севере Ивановской области,
до конца 19 века был важным портом на Волге.
Кто знает, каким бы он стал, если бы в 1871 году местные купцы не воспротивились бы строительству железной дороги Иваново-Плёс.
По легенде, купцы просто скинулись и откупились от железной дороги, боясь, что она их разорит.
В результате железную дорогу протянули в Кинешму (Иваново-Кинешма)
и Плёс постепенно превратился в провинциальный уездный город.
Но именно Левитан не дал ему затеряться в ряду российских уездных городков.
Потому что увековечил Плёс конца 19 века на своих картинах,
а значит - прославил во времени и пространстве.
Берёзовая роща (1885-1889).
Картину Левитан начал писать ещё в 1885 году в Московской области, а закончил в Плёсе.
А это те же берёзки на том же пригорке, правда, во времена Левитана беседки не было:
Плёс отвечает Левитану взаимностью.
Здесь сохранился дом (ныне музей), где Левитан со спутниками квартировал.
Гора, на которой стоит церковка, названа горой Левитана.
Раньше звалась Петропавловской:
здесь стояла церковь 16 века Петра и Павла - та самая, что так очаровала художников и они сошли на берег.
Но та церковь сгорела от молнии в 1903 году.
Церковь, что стоит сейчас - и очень похожая, и очень древняя - 1699 года.
Привезена сюда в 1982 году из села Билюково Ивановской области.
Берёзки в Плёсе, само собой, помнят живописца Левитана, ведь он весь их берёзовый род прославил...
Здесь есть печенье под названием "Любимое печенье Левитана".
Наверное, на пленэре годится как перекус, а так - обычное песочное кругленькое печенье,
не идёт ни в какое сравнение с "плёсскими углами" - так называются пирожки с копчёным лёщом.
10 лет назад, в 2012 году на горе Левитана появилась бронзовая скульптура.
Левитан тут - в его натуральный рост, правда, голова как-то крупновата для роста.
Говорят, так было сделано специально:
хотели, чтоб скульптура была заметна с воды, когда теплоходы проплывают мимо.
Но с воды "Левитан" всё равно не виден,
а на горе - вот он:
Авторы скульптуры - владимирские мастера, руководитель Владимир Кехтер;
коллектив творческого объединения "Кредо", руководитель Алексей Кувтырев;
совместно с мастерской художественного литья г. Костромы (Владимир Мурзин)
Иллюстрации картин - из свободного доступа;
Фото В. Златомрежев, 2020 год