Если бы поручик артиллерии, офицер Генерального штаба барон Дмитрий (Дитрих) Петрович фон дер Пален,
не оказался бы художником-дилетантом, то мы бы могли и не узнать - какой он, настоящий Лермонтов...
Сражение на Кавказе при реке Валерик летом 1840 года оказалось знаменательным в истории не только тем,
что после него появилось стихотворение Лермонтова "Валерик" (ударение на "и").
Но ещё и так сложилось, что после этого сражения появился необычный портрет Лермонтова...
И Лермонтов, и барон фон дер Пален были прикомандированы в штаб отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева.
Оба принимали участие в кровопролитном сражении на реке Валерик.
Валерик - речка в Чечне, приток Сунжи.
Название происходит от чеченского слова "валлариг" - мёртвый.
"Речка смерти" - назовёт её Лермонтов в своём стихотворении.
Кроме стихотворения Лермонтов делал и иллюстрации к стихам:
Позже раскрашенный вариант князем Г.Г. Гагариным (1810-1893), тоже участником тех событий:
Акварель Лермонтова "Похороны погибших при сражении на реке Валерик", июль 1840:
Через несколько дней после сражения офицеры отдыхали после боя
в палатке квартирмейстера 20-й пехотной дивизии подполковника барона Льва Васильевича Россильона(1803-1883).
И здесь барон Пален сделал серию портретных зарисовок карандашом многих участников того похода.
В том числе портрет Лермонтова, 23 июля 1840 год:
Это единственное - профильное - изображение Лермонтова.
И, как говорили его современники - самый похожий - на него портрет.
В пояснении к портрету сказано:
"Портрет командира взвода 12-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова,
сделанный в июле 1840 бароном Д. П. фон дер Паленом на бивуаке у Миатлинской переправы в Дагестане,
примерно в 30 километрах юго-западнее крепости Грозная"
А это портрет генерала Галафеева на полковом барабане, тоже рисунок барона Палена:
Вся серия портретов была собственностью подполковника Россильона.
В 1881 году портрет Лермонтова был передан П.А. Висковатову, первому биографу Лермонтова.
Сейчас портрет в ИРЛИ - Институте русской литературы.
Барон Россильон терпеть не мог Лермонтова, Лермонтов отвечал ему такой же взаимностью.
Лермонтов в этом походе старался быть как можно ближе к жизни солдат.
А Россильон видел в этом желание пооригинальничать.
Храбрость Лермонтова считал показной, хотя другие офицеры с этим не были согласны, включая генерала Галафеева.
Даже спустя 40 лет после смерти Лермонтова, когда к Россильону приехал биограф Лермонтова Павел Висковатов,
чтобы записать воспоминания Россильона о поэте,
Россильон не сменил своего неприязненного отношения:
"Лермонтов был неприятный, насмешливый человек и хотел казаться чем-то особенным.
Он хвастал своею храбростью, как будто на Кавказе, где все были храбры, можно было кого-либо удивить ею!"
Да и ладно. Главное, портрет Лермонтова сохранил и молодец.
Если бы не Лермонтов, кто бы когда вспомнил барона Россильона,
кроме узких военных историков-специалистов по Кавказским войнам...
А насчёт портрета вот ещё мнение. От Блока.
Из дневников Корнея Чуковского, который сделал запись весной 1920 года,
когда многие литераторы работали в коллегии "Всемирной литературы" под руководством Горького.
".. Всюду мы заседали вместе с Блоком и садились обычно рядом.
Вот он сидит и рассматривает портрет Лермонтова, напечатанный в книге, потом показывает мне и говорит:
- Не правда ли, Лермонтов только такой? На этом портрете. На остальных - не он"
Ну и несколько примеров "остальных портретов"
Это портрет 1838 года после первой ссылки на Кавказ. Художник А.И. Клюндер:
Портрет 1840 года, живописец П.Е. Заболотский:
"Автопортрет в бурке", 1837 год, после смерти Пушкина, Лермонтову здесь 23 года:
Иллюстрации картин из свободных источников Сети