20 августа 2022г. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Церковь Спаса Нерукотворного образа. Координаты: 56°14'9"N 37°58'0"E.
Посетили Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Музей очень понравился, большая территория, много исторических зданий, интересных экспозиций, дружелюбный персонал. В общем, рекомендую к посещению всем любителям архитектуры, искусства и истории.
Усадебная Спасская церковь была построена в 1881-1882 годах из кирпича архитектором Павлом Самариным по эскизу художника Виктора Васнецова на средства Саввы Мамонтова, тогдашнего владельца усадьбы.
Вид с востока.
Окошко в алтарной части.
Вид с юга.
В 1892 г. пристроена часовня-усыпальница над могилой сына Мамонтова - Андрея.
Панихида на могиле Веры Саввишны Самариной 1907 г.
Девочка с персиками. (Валентин Серов). Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником. И девочка своя - самая живая, самая любимая. "Абрамцевская богиня", как называли потом Верочку все - и художники, и родители. Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Вера умерла от пневмонии в декабре 1907 года в возрасте 32 лет.
Позднее у стен церкви были похоронены: Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых и сын Веры Сергей (1913), а также сам Савва Мамонтов (1918).
Эскиз В.М. Васнецова.
В наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие художники Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель, скульптор Марк Антокольский, а также члены семьи Мамонтовых.
Часовенка богато украшена абрамцевской майоликой.
И конечно, роспись главки притягивает взгляд...
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Крест на могиле Андрея сына Саввы Мамонтова.
Надвратная звонница и образ Спаса Нерукотворного кисти В.Д.Поленова.
Входной портал... Обратите внимание на каменный порог.
На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.
Дверная фурнитура...
В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь.
Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.
В иконостасе - «Спас Нерукотворный» (1881-1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885-1896) в Киеве. На северной стене - рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной - икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881-1882 по-старославянски.
Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом.
Печь в 1892 г. выполнена Врубелем.
Окно из церкви в часовню.
Мозаичный бетонный пол.
Абрамцевская церковь - тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна.
Беседка, получившая за свой сказочный вид название «Избушка на курьих ножках», построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова неподалеку от церкви, так же выполнена в стиле русского модерна.