«Со Христом я обрел весь мир»
Как родившийся в дагестанской семье Осман пришел в Церковь и стал священником, какое православное имя его супруге выбрал отец Иоанн (Крестьянкин), насколько трудно воспитать десять чад, надо ли родителям слушаться порой своих детей, и много ли это - когда три поколения семьи составляют 38 человек, рассказали настоятель Покровского храма в селе Ратчино Липецкой области протоиерей Онисим Османов и его жена.
Отец Онисим: Я родился и вырос7 в мусульманской семье,
и никто никогда не помышлял, что стану православным, да еще и священником. Меня звали Османом и воспитывался я в соответствии с традициями своего народа.
Мои папа и мама - Мурсал и Джамият - люди рабочие, жили в горах Дагестана. В семье родилось семеро детей: три брата (я из них старший) и четыре сестры. Папа работал завхозом в совхозе села Хучни Табасаранского района. Мы держали хозяйство - имели коров, кур, огород, сад.
О воспитании могу сказать, что в семье было очень важно почитание родителей. У мусульман в законе есть десять заповедей Моисеевых, и среди них - заповедь чтить отца и матерь свою. Это общечеловеческие ценности. Отец был очень строг в этом отношении, следил за тем, чтобы в доме всегда были мир и согласие.
Конечно, время было советское, и так как религия запрещалась, у нас не было особых проявлений религиозной жизни. Несмотря на это, еще в школьные годы я чувствовал в своей душе стремление к Богу. Пытался молиться, но не получалось: Господь не допускал мне совершить мусульманский намаз.
Батюшка, а как произошло знакомство с Вашей супругой?
- Так получилось, что до свадьбы я с ней не встречался: когда ее сватали, я был в армии. Отец узнал о ней и сказал мне, что есть хорошая девушка, которая подойдет для создания семьи. Также я переписывался со своей двоюродной сестрой, и она описывала ее характер, поэтому я дал свое согласие на то, чтобы отец провел все положенные обряды. Когда увольнялся из рядов советской армии в 1982 году, все уже было готово, ждали только меня. Через десять дней после моего увольнения из армии состоялась наша свадьба. И слава Богу, в последующие годы нашей совместной жизни я нисколько не разочаровался в супруге, всегда благодарил Господа за то, что Он открыл ее моему отцу.
Как вы пришли к решению принять крещение?
- В жизни у нас ничего чрезвычайного не произошло. Просто через общение с православными людьми мы поняли, что Христос - это Истина.
В 1983 году переехали с женой в Ставропольский край, там я устроился трактористом в совхоз. Нам дали квартиру, затем мы купили дом. В то время у нас родилось уже трое детей, а вскоре и четвертый ребенок: Ирина, Максим, Фаина, Рафаил.
На новом месте появились новые знакомства, в том числе с православными христианами. Они рассказывали нам о себе, но ничего не навязывали. В этих беседах мы потихонечку проникались интересом к новой вере, хотя поначалу я, как и многие другие мусульмане, говорил своим собеседникам, что мусульманская вера - самая истинная. В одном из таких разговоров наша будущая крестная Раиса Черкашина ничего не ответила вопреки моим словам, только немного с сожалением покачала головой…
Матушка Серафима: Тетя Рая была нашей соседкой. Когда она видела, что я переживаю за мужа и детей, советовала: «Перекрести ребенка, помолись: Господи, помилуй! Царица Небесная, помоги!» Я не понимала и спрашивала: «А Кто это - Царица Небесная? Где Она находится?» Соседка отвечала: «Она на Небе, молится за всех».
Однажды у товарищей мужа намечалось застолье в день окончания техникума. Я тогда ждала третьего ребенка и очень боялась, что супруг может присоединиться к друзьям и попасть в опасную ситуацию. Тетя Рая посоветовала мне: «Читай молитву "Отче наш" с земными поклонами. Если Богу будет угодно, муж приедет домой». Не знаю, сколько я так молилась, от усталости уснула прямо на полу. Снится мне сон: муж указывает на Псалтирь и говорит: «Я в этой книге есть». Проснувшись, я продолжала делать поклоны… Когда соседка узнала о моем сне, она очень обрадовалась, после чего мы накрыли стол и стали ждать возвращения мужа. А вечером того же дня он приехал домой. Этот случай был первым чудом в моей жизни.
Отец Онисим: Жена молилась, конечно, втайне от меня. Но, слава Богу, у нас не возникло противодействий в этом отношении. Постепенно я тоже стал интересоваться Православной верой. Мы приходили к соседям в гости и видели у них книги с библейским содержанием. Однажды я взял красочную «Детскую Библию» и начал читать ее - читал два, три часа, не хотелось отрываться.
Раиса вложила в нас очень много добра, вложила большой труд. Очень много она потратила и материальных средств, даже шла против своей семьи, когда ей говорили: «Зачем тебе нужны эти мусульмане, из них ничего не выйдет». Когда мы сказали ей, что хотим принять крещение, она все бросила и поехала в Псково-Печерский монастырь к старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину), который благословил ее быть нашей крестной. Старец взял на себя труд помолиться за нас, и его молитвами Господь устроил нашу жизнь.
Матушка Серафима: Удивительно, что в тот день, когда тетя Рая приехала в монастырь, отец Иоанн не принимал посетителей. Но она стала ждать, молиться. Через некоторое временя за ней пришли: «Женщина, Вас батюшка зовет». А ведь он не знал ее. После разговора отец Иоанн сказал ей: «Езжай, крести Серафимушку» - такое он благословил мне православное имя.
В каком году это было?
- В марте 1990-го года. Мы крестились втроем: супруг, я и старший сын Максим. Причастились первый раз в жизни. После крещения ощущали какую-то особую радость - всю ночь не могли уснуть.
Затем нам нужно было окрестить и других детей. Не все еще понимая в Православии и боясь, что родители разгневаются на нас, мы решили сначала сделать обрезание младшему сыну, а потом окрестить его. Для этого я поехала в Дагестан, но через два дня позвонил супруг: «Срочно возвращайся назад, дочка попала в больницу». Мы поняли, что Господь таким путем не допустил сделать сыну обрезание. Вскоре мы окрестили двух маленьких дочерей и младшего сына.
Отец Онисим: Во всем мы чувствовали большую помощь, поддержку от Бога, Господь оберегал нас от всяких напастей, искушений. Это проявлялось явно. Однажды, когда я уже учился в семинарии, приехал на зимние каникулы к жене и детям. Когда пришло время возвращаться, мне захотелось уехать на один день раньше. Жена уговаривала, чтобы я остался еще на день, но я все-таки уехал. Оказалось, что это было неслучайно. На следующий день после моего отъезда приехали некоторые мои родственники с умыслом побить у нас в доме иконы, побить меня. Но меня не оказалось, и они не стали этого делать…
Матушка Серафима: Когда муж стал очно учиться в семинарии, он уезжал от дома на 250 километров, а я оставалась с детьми одна, и наше финансовое положение было очень тяжелым. Тогда, молясь, я не просила Господа специально прислать кого-то на помощь, а просто старалась полагаться на Его Промысел. И, слава Богу, неожиданно ситуация менялась: знакомые приносили нам еды.
Отец Онисим: Было и такое. Однажды за ужином в семинарии пища у меня в горле словно встала комом. При этом я почувствовал, что в семье что-то не так. Получив пятнадцать рублей стипендии, шасть рублей конвертом отправил домой, а спустя время узнал, что супруга купила булку хлеба на последние 20 копеек и в тот же день получила от меня конверт с шестью рублями…
Конечно, в эти годы нас особо поддерживал наш духовник протоиерей Александр Фисун (он же и крестил нас). Поддерживал не только духовно, но и материально - не жалел для нас ни денег, ни продуктов, хотя сам имел большую семью.
Батюшка, какую семинарию вы окончили?
- Ставропольскую духовную семинарию. Поступил в тот же год, когда крестился, потому что желание служить Богу обнаружилось в душе очень быстро. Что я мог знать на тот момент?.. Конечно, готовился, читал молитвы, читал Закон Божий, Псалтирь. Отец Александр ходатайствовал за меня перед митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным, †2003). Во время собеседования владыка задавал мне много вопросов, сказал почитать Псалтирь. Я почитал. «Ничего, научишься», - сказал он и взял меня под свою опеку. Помяни, Господи, владыку Гедеона, во Царствии Своем! Он был для меня как Ангел-хранитель на земле, оберегал меня.
Во священника он меня рукоположил в Андреевском соборе города Ставрополя в 1993 году. Первым храмом, где я стал служить, был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Урожайное Левокумского района Ставропольского края. С тех пор покров Божией Матери, где бы я ни был, от меня не отходит.
Мы с семьей жили в селе Орловка недалеко от города Буденновска, и место моего служения было далеко от дома. Спустя некоторое время благочинный Буденновского церковного округа архимандрит Александр (Ищеин), ныне покойный архиепископ Бакинский (†2021), решил перевести меня на Вознесенский приход села Прасковея, которое располагалось рядом с нашим домом. А так как в этом селе ранее было три храма, один из них - Покровский, то наши прихожане особо чтили и праздник Покрова и праздновали его как второй престольный. Праздновали очень торжественно, по традициям Кавказа накрывали обильные столы, чтобы люди могли напитаться после богослужения.
Позже, когда мы приехали в Липецкую епархию, меня снова назначили на приход Покровского храма - теперь уже села Ратчино. И вот опять Божия Матерь со мной.
img_7134.jpg
Отец Онисим и матушка Серафима, 2013 г.
А когда и почему переехали в Липецкую епархию?
- Приехали в 2004 году, поскольку в Ставропольском крае стали испытывать моральное давление от некоторых из проживающих там мусульман. Владыка Гедеон не хотел меня отпускать, но нам пришлось уехать. Вначале я хотел перейти в Калужскую епархию, где на тот момент уже служил наш духовник. Батюшка несколько раз мне говорил: «Езжай в Липецк, к владыке Никону», но уши мои не слышали. И только когда сказали, что меня не примут в Калужскую епархию, я наконец-то его услышал и сказал: «Батюшка, что же вы раньше не говорили?..»
Когда я приехал в Липецкую епархию, владыка сразу меня назначил на приход в Ратчино. Люди приняли меня очень хорошо, радушно. Народ здесь верующий, и храм не пустой, слава Богу!
Расскажите немного о ваших детях.
Отец Онисим: Дети наши все уже взрослые - самому младшему исполнилось девятнадцать лет. Старшая дочь Ирина замужем за священником - иереем Артемием Мишиным, благочинным Чаплыгинского церковного округа Елецкой епархии. Сын, иерей Максим, служит в Ельце в храме Елецкой иконы Божией Матери. Дочь Фаина - медсестра, живет в Москве с супругом. Сын Рафаил - регент хора подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Сыновья Кирилл и Александр работают в подмосковном городе Чехове. Дочь Галина окончила регентскую школу при Московской духовной академии, она с супругом поют в нашем храме в Ратчино. Дочь Анфиса окончила Елецкий музыкальный колледж искусств имени Тихона Хренникова и сейчас учится в Липецком государтвенном педагогическом университете. Дочь Анастасия окончила Елецкий государственный университет и работает в специальной школе. Младший сын Леонид пока дома, в Ратчино.
Почти все у нас в семье поют, так что на архиерейских богослужениях в нашем храме проблем с хором не бывает. Что еще нужно человеку, чтоб обрести счастье?.. Если дети с Богом, хвалят Бога, молятся Ему, что мне еще надо? Все остальные дела сделаются, все Бог даст, если дети не забывают Его. Я очень счастлив, потому что знаю: в любом случае каждый день кто-то из них обязательно молится о своих братьях, сестрах, о своих родителях. И благодарю Бога, что Он дал мне такую семью.
Вы собираетесь вместе?
- Да, бывают общие встречи, хотя и редкие, потому что такую большую семью собрать непросто. На сегодняшний день нас тридцать восемь человек: мы с матушкой, десять детей, их супруги и двадцать внуков.
img_4550.jpg
Отец Онисим и матушка Серафима с детьми и внуками, 2017 г.
Матушка наверняка может поделиться опытом перенесения материнских нагрузок и других семейных трудностей…
Матушка Серафима: Слава Богу, батюшка всегда помогал мне. Мы даже стирали вместе. Сейчас когда я вижу у других матерей по четверо-пятеро детей, то думаю: как им тяжело! А мне, кажется, так тяжело не было. Старшие дети взрослели и уже сами помогали по хозяйству. А вообще любые трудности скоро забываются, когда видишь, что твои дети с Богом.
Духовник мне всегда говорил: «Если у вас что-нибудь между собой не ладится, читай Иисусову молитву так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего протоиерея Онисима, и его святыми молитвами помилуй мя, грешную». И вот непрестанно повторяешь молитву, смотришь - все уладилось. Бывает сразу, а бывает - нет, и тогда думаешь: наверное, я не от души читаю молитву… А за детей обычно прошу так: «Господи, не оставь чад наших из-за наших грехов».
Отец Онисим: Да, семейные неурядицы и у нас иногда бывают, но улаживаются быстро, с помощью Божией - когда обращаешься к Богу, к Божией Матери, и таким образом обретается душевный покой. Нельзя допустить того, чтобы был большой раздор, потому что на тебя смотрят твои дети, они берут тебя в пример. Конечно, чем ребенок старше, тем он самостоятельнее, и сам многое понимая, может поправить: «Папа, что ты делаешь?..»
А вы прислушиваетесь к ним?
- Приходится (смеется). Человек ведь от человека поучается. В одном из древних патериков есть рассказ о некоем старце, который всегда совершал литургию вместе с Ангелом. Старец этот неправильно крестился. Однажды это увидел другой священник и сказал ему об этом. Батюшка с радостью принял совет и ошибку исправил. А когда в следующий раз совершал литургию, то спросил Ангела: «Почему же ты мне не подсказал?» И Ангел ответил: «Человек должен поучаться от человека».
Батюшка, какую добродетель в людях вы особенно цените?
- Я думаю, что между людьми должно быть добродушное общение. Добрым обращением человека можно исцелить. Например, ты пришел на работу не в настроении - это нужно скрыть, не показывать людям свое состояние. Для меня это очень ценно.
Как считаете, что сегодня отвращает людей от Церкви?
- Это большой вопрос. Знаете, иногда в церкви отвращают людей от Церкви. С этим ведешь борьбу - чтобы постоянные прихожане храма «не трогали» новых людей. Пусть даже человек, впервые пришедший в храм, делает что-то неправильно. Когда он придет в следующий раз, то увидит, как надо правильно делать. Слава Богу, на нашем приходе такое особо не проявляется, я стараюсь время от времени напоминать об этом людям.
А привести человека в храм очень тяжело. Некоторые люди только от бед способны обратиться к Богу. Зачастую образ жизни самого человека отвращает его от Церкви. А образ жизни зависит от воспитания. Поэтому важно говорить о воспитании человека, причем именно семейном воспитании. На самом деле, не общество воспитывает человека, а его домашние. Вот пример: наступил вечер, а дочери или сына нет дома. Или сын или дочь берут у кого-то какую-то вещь и приносят домой. Родители должны спросить: «Где вы были?» или «Где ты взял эту вещь?» И если такое происходит, а подобные вопросы не возникают в семьях, молодой человек деградирует, теряет понятие о грехе и добродетели.
Батюшка, как думаете, что скажете Богу на Сугубом суде: на что потратили силы, таланты, волю, которые Он дал Вам вместе с жизнью?
Отец Онисим: Хотелось бы сказать: «Господи, се аз и дети мои». Но буду ли я достоин наследовать Его часть?.. Здесь от меня требуется молитва. Ведь для чего мы крестились? Для чего мы каемся, причащаемся? Чтобы очиститься, просветиться, чтобы вернуться в Отечество свое. Поэтому, конечно, многое зависит от нас. «Царствие Небесное внутри нас» (ср. Лк 17. 21), - сказал Господь, и нужно его раскрыть в себе. Если оно в тебе раскроется, значит, ты обретешь мир.
А будет у тебя в душе мир - значит, и все люди вокруг для тебя будут мирные, хорошие. И напротив, если будет у тебя внутри злоба, то и все будут казаться злыми. Это естественно. Поэтому и мне, конечно же, хотелось бы обрести Божий покой и поставить свой корабль у пристанища, где его ждет Христос.
Можете ли сказать, что ваша жизнь интересна?
- Я нисколько не сожалею, что прожил эту жизнь. Хотя 28 лет и прожил без Христа, не могу сказать, что прожил совсем беспечно, так как в это время мои родители меня формировали. Они дали мне жизнь, заложили в меня хорошие человеческие ценности.
А потом я обрел Христа и со Христом обрел весь мир.
Действительно, жизнь стала другой, когда я стал христианином…
Благодарю Бога за великие Его благодеяния и прошу не лишить нас в будущей жизни и Его Небесного Царства.
(Взято с сайта Липецкой митрополии)
***Свои комментарии можно также здесь написать.