Крым, Средние века, эпоха работорговли, вторжение войск Чингиз-хана

Nov 17, 2020 18:59



В основу поста взят  источник - старинная  русская книга середины 19-го века: Уманец   А. А.  "Исторические рассказы о Крыме"; язык книги я адаптировала  на   современный  русский язык,  текст дается в сокращении, по тексту  я дала вставки дополнительной  поясняющей информации. Текст характерен живой эмоциональной подачей, хорошо соответствующей  стилю исторического  популярного  очерка.

В этом источнике Крым называется - Таврида  или Таврия. Нашествие монголов под предводительством Чингиз-хана - нашествием татар.

Невольничий рынок:





Итак, обратимся к тексту книги.

До вторжения на территорию Крыма монголов его основным населением были ПОЛОВЦЫ, иначе Куманы (Команы), они были язычниками, а также много других народов. Основным занятием половцев было скотоводсдство, а также военные набеги, торговля и работорговля. Зимнее время половцы проводили  на территории Крыма, благодаря его мягкому климату, а в летнее время совершали свои набеги.

В летние дни 1224 года жители степной части Тавриды были поражены необыкновенным зрелищем с северной стороны полуострова. В  туманной пыли неожиданно появились густые массы невиданного народа. Эти массы все более прибывали и быстро расходились в  разные стороны . . .

Когда облака пыли, наконец, рассеялись,  в  зеленой степи оказалось множество стад овец, рогатого скота, табунов лошадей.  Между ними толпы смуглых дикарей в пестрых одеждах, они разбивали ceбе шатры из шкур, снимая их вместе с разным скарбом с вьючных верблюдов.
Mногиe другие   вооруженные всадники с гиком бросались на половецкие кочевья и разоряли их, а самих половцев безжалостно умерщвляли . . . В воздухе разносился оглушительный гул! То слышался отчаянный крик, который сливался с ржанием лошадей, то выделялись звуки рогов, то рев скота, то визг женщин, заглушавшийся пронзительной музыкой . . .

Ящерицы и мыши от испуга прятались  в норы, зайцы и дикие  лошади уносились в даль, а дикие гуси и утки улетали в море . . .

Чтобы объяснить причину появления этого народа в Крыму, обратимся к предшествовавшим событиям.

В первой четверти XIII столетия управление южной Русью было сосредоточено в городе  Галич, где княжил  Мстислав-Удалой. Тогда в Новоросошских степях кочевали ПОЛОВЦЫ. Половцы - aзиатскиe выходцы, они жили в кибитках (шатрах), занимались обыкновенно грабежом, питались кобыльим молоком и сырым мясом.

Побоище между русскими дружинами и  половцами  с одной стороны,   монголами с другой стороны на реке Калке в 1223 году:



В 1223 году неожиданно к князю Мстиславу является свояк  его (это степень родства, когда мужчины женаты на сестрах, irina_co), половецкий хан Котян, с товарищами,   в паническом страхе. «Помогите нам!», -  кричали  они, -  «помогите! На нас напали сильные враги и ограбили наши кочевья. Если вы, pyccкиe князья со своими дружинами, теперь нам не поможете, они придут и в вашу землю, и разорят вас, как нас разорили!»

Pyccкиe никогда не видали половцев в таком страхе, и признаков не было  надменности времен их набегов на русскую землю. Они стояли теперь смиренными, униженными, просили помощи с низкими поклонами, поднося дары.

-  Что сделалось с вами, кто разорил вас? какие враги? спрашивал князь и бояре.

-  Не знаем, пришли они с берегов «Хазарского» (Каспийского) моря в огромной массе,  показали необыкновенную силу,  злобы еще больше  . . .  Собой они смуглы, глаза у них узкие, носы сплюснутые, губы толстые, скулы выпуклые, уши длинные, плечи широкие . . . Они победили Яссов и Касогов. Мы стали было отбиваться, но не могли пересилить  . . .

Много нас разбежалось,  кто за Дон, кто за Днепр, а часть перебралась через вал половецкий  в Русскую землю . . .

-  А как их зовут?

-   Татарами!

И вот в первый раз на Руси услышали зловещее имя - татары!

Мстислав немедленно созвал  всех русских князей на совет. Между тем, половцы обходили  всех удельных князей, униженно вымаливали о помощи, дарили коней, верблюдов и буйволов, уговаривая: «Нынче враги возьмут нашу землю, завтра - вашу». Мстислав же, зная вероломство своих соседей-половцев, говорил: «Если мы не поможем половцам, они сами соединятся  с  татарами и выступят против нас вместе с ними на Русскую землю». Он убедили других русских князей идти навстречу татарам.

Bcкоре  татары узнали о вооружении русского ополчения и о прибытии сего войска к Днепру. Тогда они поспешили выслать к князьям на остров Варяжский (сборный пункт) послов, с наказом такую речь вести: «Слышно, будто вы собираетесь против  нас идти, поверив половцам. Да мы не на вас пришли, ваших сел и городов мы не грабили, а пришли на   своих холопов и конюхов, - на половцев."

Половцы же продолжали склонять князей к   битве,  и все дошло до того, что русские князья убили послов, которых прислали татары для переговоров.

Несмотря на это, татары опять прислали послов, которые князьям говорили: «Теперь мы знаем, что вы хотите поддержать половцев, потому что убили наших послов. Ясно видим, что идете против нас, идите, мы же заверяем вас, что не будем на вас нападать».

Однако удельные князья, сгорая от нетерпения сразиться с невиданной ратью, забыли о своем враждебном отношении к половцам и переправились со стотысячной  ратью через Днепр (вместе с половцами), бросились выручать своих же врагов. Столкнувшись с татарами,  выдержали несколько битв, что их сильно ободрило, наконец, через несколько дней,  достигли берегов реки Калки.

За этой рекою стояли главные силы татар.

Честолюбивый князь Мстислав ринулся на них только с одной своею дружиною да половцами. Как только начался бой, половцы ринулись назад и смели русскую рать. Когда же  подошли другие княжеские дружины, татары навалились на них и закипела лютая сеча . . .

К довершению несчастья, русские князья действовали не единодушно,  вследствие чего русская сторона   потерпела поражение. В этой сече погибло несколько князей, множество витязей, а из простых воинов спаслась одна десятая часть.

Татары до того озлобились, что отпраздновали победу на трупах убитых князей, это было 31 мая 1224 года.

Примечание (от современных отечественных историков)
В начале 1223 года в Киеве был созван княжеский съезд, решивший, что силы Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского княжеств должны поддержать кипчаков и половецкого Котян-хана против войск монгольских военноначальников Джэбэ и Субэдэя. Монгольские посланцы предложили русским выступить против половцев, но Мстислав казнил монгольских послов. 31 мая 1223 года монголы разбили  объединенную армию русских князей и половцев.

Картина современного художника на тему  побоища на реке Калке, на заднем плане видна гора мертвых тел, на которой потом устроили празднование победители:



Затем  татары двинулись дальше, предавая все огню и мечу; дойдя до Днепра,   на котором вскоре русские лодки были уже изрублены по приказанию Мстислава,  за сто верст от Киева, грозные враги вдруг повернули назад и исчезли.
Скрылись они лишь на тринадцать лет, чтобы потом, с новыми силами, под предводительством хана Батыя броситься на Русскую землю, тогда уже раздробленную на множество княжеств и ослабленную междоусобными войнами удельных князей,  и надолго, почти на двести лет, поработить ее . . .

«Что это за люди? откуда они?» - спрашивали себя pyccкиe после Калкского побоища, и никто не мог дать себе определенного ответа.

История объяснила впоследствии, что это были монголы, что они вышли из гористой степи Гоби за Байкалом, что они отличались дикими нравами, занимались скотоводством, звериной ловлей и грабежами.
Монголы делились на кочевья, который назывались: «юрта», «улус», «орда». Всякая орда принадлежала и управлялась  своим княжеским  родом, а князья составляли высшее сословие под названием «улус-беков» или «беев» Собрание знатных лиц называлось «курилтай».

На курилтае избирались ханы.

В ханском дворце:



В начале  XIII столетия  был избран главою Монголов Темучин (или Темуджин), человек гигантского роста. Он в юном еще возрасте отличался необыкновенной жестокостью, так,  например, для  усмирения  взбунтовавшегося было своего улуса, он приказал виновных сварить живыми в 70-ти котлах кипящей воды. Этот Темучин особенно прославился завоеваниями, почему и прозвали его монголы своим Чингиз-ханом (великим повелителем).

Он ухитрился при помощи своей жестокости овладеть многими другими ордами Турко-татарского племени, кочевавшими на западных равнинах Средней Азии. Увеличив таким образом силу своих улусов, он делал набеги на  Восточный Туркестан и другие земли,  присоединяя их к своему народу.

Китайцы, чтобы оградить себя от Чингиз-хана, построили на границе своих владений  знаменитую «Великую китайскую стену» длиною 400 верст.

Но Чингиз-хан через нее прорвался, проник в  могущественный Китай, разорил страну и сжег главный ее город Пекин. Затем повернул  в Юго-Западный Туркестан, преследуя турецкого султана Магомета, взял Бухару, Самарканд, Герат и не щадил побежденных.

В Самарканде основал он свою резиденцию, где издал  «Яса» (указ), которым обязывал монголов покорить все  страны к западу и считать все  покоенные  народы, с их имуществом, своей собственностью, а его, Чингиз-хана, главою над всеми.
Он говорил: «Как на небесах один Бог, так и на земле должен быть только один властелин!".
Указы  его и последующих монгольских ханов всегда начинались так: «Силою Божией повелитель всех людей» . . .

В течение своей жизни Чингиз-хан умертвил несколько миллионов душ.

Он-то и отправил своих полководцев Джебе-Нойона и Субудай-Багатура за Каспийское море для истребления половцев.

Орды эти потянулись через Кавказские горы, но в ущельях были окружены половцами при содействии  черкесов. Попав на засаду, Джебе-Нойон и его товарищ-полководец  обещали половцам больше  их не преследовать, лишь  бы они вывели их из гор.

Когда же они выбрались, быстрым натиском бросились на половцев,  и их  нисколько  не пощадили. Тогда-то старший  половеций хан Котян устремился к своему свояку, русскому князю Мстиславу, искать спасения,  последствием чего и было побоище при реке Калке.

Во время преследованя половцев, до Калкского еще столкновения, часть монголов расположилась у берегов Азовского моря.

Оттуда они (на отнятых, вероятно, у греков кораблях) впервые сделали нападение на Таврию (Крым). Разорили богатый  город Сурож и вернулись с большой добычею, наведя своим грабежом необычайный страх на всех коллонистов . . .

Bcкоре затем семь монгольских «улус-беков» (князей) из  рода Чингиз-хана, отделясь со своими ордами от главных его полчищ,  отправившихся обратно восточной стороной Каспийского моря с берегов реки Волги, направились в Тавриду.

По пути эти войска  окончательно разорили половцев, отбив у них отары (стада) овец, табуны лошадей, верблюдов и рогатый скот.

Вступление  этих татар в пределы  Крыма сравнивалось с налетом саранчи. Нашествие такой массы привело в ужас все крымское население. Греки,  караимы,  венецианцы и другие народы  бросались спасаться, кто в море, кто в горы, где жили потомки Тавров, под защиту древних крепостей на неприступных скалах, множество - просто в пещеры. Разорение  было всеобщее . . .

Семь улус-беков быстро овладели полуостровом и расположили свои улусы преимущественно в степной части Крыма, где перед этим  кочевали половцы. Каждый из них объявил себя самостоятельным вождем своей орды.Они назывались  здесь  «беями». Утвердившись в  стране, они образовали независимая удельные имения, каждое под названием «Бейлык» (род майората).

Распределив между собой Бейлыки, улус-беки со своими татарами перестали вести кочевую жизнь.

С покоренных жителей Тавриды, как-то: греков, евреев и караимов, половцев, а потом генуэзцев и армян брали дань,  или деньгами («акча»),  или  сельскохозяйственными  продуктами с земельных доходов; требовали даже дань со всех, кто вступал в супружество.
Неисправных плательщиков наказывали жестоко: их выводили пред народом, связывали и беспощадно били по пятам до тех пор, пока кто-нибудь из сострадательных зрителей не выкупал их, или сами провинившиеся не умирали под палками; других же, совершенно неимущих, просто брали в рабство и изнуряли чрезмерными работами.

Впоследствии, в XV столетии, улус-беки  учредили Крымское Ханство. На  звание "Крымского хана" (властителя) избирали на  собрании «курилтай» лиц из своего же рода.

Себя улус-беки  только в некоторой степени  подчинили верховной ханской власти (верховной власти Золотой орды, которая простиралась от Европы до Дальнего востока, irina_co)  тем, что по повелению верховного хана  Золотой орды  обязательно выходили в набеги с войском из подвластных татар, пoмеcтья жe свои они оставили независимыми от власти верховного  хана.

Первоначальной резиденцей крымских  ханов был город «Солхат», или «Эски-Крым» (Старый - Крым),   а потом  он назывался «Карасу-базар».
Позже прибыли в Тавриду из Кабарды и Анатолии другие князья со своим народом  (из вновь прибывших народов кабардинцы поселились в долине реки Бельбек), но они  управлялись  непосредственно верховной ханской властью. Их называли «Уланы» и «Капыхалки» (Капу-Халки). Беи  (улус-беки) составляли первую степень знатности,  а «Уланы» и «Капыхалки» (ханские чиновники) - вторую.

От явившихся в Крым  семи монгольских завоевателей существуют и теперь у нас потомки их под фамилиями: Ширинских, Мансуровых, Баринских, Аргинских, Кипчакских, Суджеутских, Яшлавских.

В потомстве монгольских князей право собственности на бейлыки, равно как и право получения  дани с покоренных племен, и неограниченная власть над ними переходили только к одному старшему сыну в роду,  как преемнику титула и власти; поэтому  каждый такой наследник именовался «беем», в отличие от прочих  родственников, называвшихся «мурзами».
Своими обширными правами беи пользовались до присоединешя Крыма к  России, до 1783 года. Хотя с этого времени власть их над народом прекратилась, но порядок  передачи по наследству старшему сыну  территории  «бейлыков»  остался тот же.

Однако, по Высочайшему манифесту от 8-го апреля (имеется ввиду указ имератрицы Екатерины II, изданный после присоединения Крыма к России) не  возбранялось «магометанам следовать относительно раздела имений своим  законам и  законам российской империи".

Вот почему с того времени "бейлыки" начали  переходить, с согласия, впрочем, всех наследников, в чужие роды. Имения мурз стали закрепляться также и за русскими помещиками.

_____________________________________

РАБОТОРГОВЛЯ В КРЫМУ

Татары, завоевавшие Крым,  не могли долго оставаться на одном месте, под предводительством ханов и беев  они регулярно делалии набеги на территорию России и Украины (такая градация территорий, смежных с Крымом, введена автором книги, irina_co).

Всегда избегая открытых сражений, они внезапно нападали на русские селения и города, грабили все, что только могли захватить с собою. Угоняли с собой в Крым много разного скота, а вместе с ним тысячи, даже десятки тысяч христиан. При дележе они были весьма неразборчивы и жестоки: никакие мольбы не могли предотвратить разлучение матерей с детьми, мужей с женами. Детей подвергали "обрезанию", для обращениия в магометанство, девиц и жен насиловали в присутствии мужей . . .

Вследствие такого наплыва пленных в Крыму образовались невольничьи рынки. Наиболее известными из них были в городах "Гезлев" (ныне Евпатория) и "Кафа" (Феодосия).

Комментарий к картине
Будущих рабов татары  уводят в полон, а казаки их освобождают.

Детей и стариков, которые не могли ходить самостоятельно, сразу отпускали или убивали. В свидетельствах  барона  Герберштейна, представителя  Римской империи, посещавшего Россию в 16-м веке, говорится, что «старые и немощные люди, которые не приносили дохода, отдавались юным татарам, как зайцы щенкам для их первого урока в охоте».

Тем пленным, кто проходил отбор, связывали руки за спиной и запрягали в ряд с жеребятами. Под ударами плетей они тащились сотни километров за татарами через всю степь. Пленных мужчин часто кастрировали и клеймили. Пережив все это, пленные оказывались в крымских подземельях, где их распределяли по возрасту, полу, навыкам и по внешности. Подобное обращение с пленными сохранялось на протяжении всех лет восточной работорговли.

В 1420-х годах испанский путешественник Перо Тафур писал, что генуэзцы вынуждали вновь прибывших рабов раздеваться догола, как мужчин, так и женщин. На них накидывали плащи из войлока, после чего назначали им цены. Потом с них сбрасывали это одеяние, чтобы было понятно, есть ли у них какие-либо телесные дефекты. Спустя 250 лет татарские работорговцы стали настолько часто использовать косметические средства для улучшения внешнего вида своих пленниц, что ханство издало указ, запрещающий подобную практику.



Пригнав на рынки обессиливших, босоногих христиан, связанных крепкими ремнями, татары прежде всего отбирали из них "лучший товар" для хана, беев и прочих состоятельных лиц.  К хозяевам  пленные поступали для того, чтобы обрабатывать поля и сады, пасти скот и овец, получая за свой труд самую скверную пищу, например, мясо павших животных, и лишь необходимую одежду из награбленных вещей.

Во время работы кандалы и плети были неразлучными их спутниками. Тех же, кому не доставало цепей, на ночь запирали в темные клетки, во избежание побегов. Чаще же всего их подвергали такой пытке: им надрезали подошвы ног и засыпали раны рубленным конским волосом, или же вырезали часть голени, в которую вставляли тонкую палочку.

Те из невольниц, которые отличались красотой и молодостью, а также миловидные мальчики разбирались "Кизляр-агами" (начальниками гаремов) для помещения в гаремы, которые принадлежали  беям и мурзам.

Продажа невольниц:



Покупатели проверяют зубы у невольницы  на рынке рабов:



Массы других невольников продавались вместе со скотом барышникам - европейским купцам, туркам, евреям-посредникам.

Более мкскулистых и крепких здоровьем продавали, скованными за шею, на тяжелые земляные работы, или же на галеры, своего рода каторгу (изначально это слово означало именно рабский труд  на галерах, irina_co).

На этой картине можно видеть, как выглядел раб, заковыванный  за шею:



Когда захваченных в полон пригоняли в Гезлев (Евпаторию), тогда этот город особенно оживлялся.
Из Малой Азии, Египта Италии, Франции в это время стекались торговцы  живым товаром, а евпаторийские власти, ханские янычары и приближенные к хану мурзы потирали руки, ожидая хорошей наживы.

_____________________________________

Некоторые подробности работорговли (современные данные)

Большинство   рабов  были женщинами  и детьми, они предназначались для работы прислугой, такая судьба нередко подразумевала и сексуальные услуги. Для Крыма это было обычным явлением.

Во время своего путешествия по северным берегам Черного моря в 1664 году знаменитый османский писатель Эвлия Челеби записал несколько фраз на местном диалекте, которые, как он полагал, окажутся полезными для других путешественников по этим землям.

Среди этих фраз были: «принесите девочку» и «я не нашел девочку, но нашел мальчика».



Молодые девушки особо ценились на крымском работорговом рынке.

Торговля рабами между Европой и Азией, ХРИСТИАНСКИМ  и ИСЛАМСКИМ  мирами, стремительно развивалась. На продажу выставлялось значительно больше женщин, чем мужчин, и цена на них постоянно увеличивалась. Разница в цене была отмечена еще в 12 веке в статьях Русской Правды, древнейшего кодекса законов Киевской Руси.

На Крите, например, рабыни были в два раза дороже рабов в 1301 году, а спустя 30 лет стали еще на 60% дороже.
Когда в начале 17 века турецкий вельможа Кинан Бий в своем завещании оставил жене девочку-рабыню, оказалось, что это самая ценная часть его собственности. Таким образом, 80% всех рабов в этом регионе были девочками и девушками в возрасте от 8 до 24 лет.

Работорговцы Крымского Ханства очень умело распоряжались своим товаром: мусульманам они предлагали рабов-христиан, а христианам рабов-мусульман. Они хорошо знали вкусы своих покупателей и разбирались в их предпочтениях. В итоге им удавалось заставлять  покупателей  платить больше за экзотическую красоту.

Среди белокожих жителей Московии и черкесов с Кавказа популярностью пользовались очень дорогие  чернокожие рабыни, которые были привезены из Тропической Африки. Однако, как выясняется, самыми дорогими из всех рабов были мальчики и девочки от 6 до 13 лет, которых забирали в Западной Карелии и вывозили через Новгород и Москву по Волге.

Финские дети были настолько ценны, что большинство из них продавалось еще по пути, и только немногие доезжали до Крыма. По оценке финского исследователя Юкки Корпела их число не превышало полдюжины в год и цена, запрашиваемая за них, была просто космической. По некоторым данным девочка, купленная за 5 алтынов в Карелии, могла быть продана за 6,666 алтынов, не успев доехать до Ханства, таким образом, цена на такую рабыню повышалась на 133,000 %.
Такая цена была  эквивалентна цене 250 овец, что почти в пять раз превышало обычную стоимость крымского раба. Рабы с севера России были очень востребованы из-за светлого цвета их кожи. Их отличительные черты фиксировались в учетных книгах  о продажах не очень тщательно, для торговли человеческими страданиями вполне хватало записи: «светлая кожа, светлые волосы».

Продажа рабов представляла собой основу  крымской экономики в Средние века.

Объем торговли дважды значительно увеличивался и понижался, один раз до падения Константинополя в 1553 году и один раз после падения. Спрос на христианских рабов в Османской Империи  (с начала 16-го века) вытеснил спрос на языческих и мусульманских рабов в Византии (в более ранний период).

Литовский посол  Михалон Литвин писал: «Не город, а бездна (про Евпаторию), в которую льется наша кровь».

Подсчитано, что по крайней мере треть  от общего количества завезённых на полуостров угнанных в полон, оставалась там в качестве рабов,  и они служили своим татарским хозяевам. Существенная часть пленных отправлялась в соседние порты  на продажу в Европу или в другие монгольские ханства, такие как Казань и Астрахань.

Речь Посполитая и Московия  в 17 веке

Географическое расположение Крыма было важнейшим условием успешного существования работорговли. Бескрайняя степь от Монголии до Венгрии и Польши никак не препятствовала быстрым перемещениям больших групп всадников или их поспешному отступлению.
Ни Речь Посполитая (которая обладала до 1660-х годов главной мощью в восточной Европе), ни ее более слабый сосед, Московия, не имели закрепленной южной границы.

Крепости на территории этих государств  впервые начали возводить только к конце 16 века. В 1640-х годах началось масштабное строительство Белгородской засечной черты, линии укреплений, земляных валов и срубленных деревьев протяженностью 800 километров.

Эти сооружения ограничивали свободу передвижения татар и,  в конечном итоге (правда, начиная только в 1760-х годов), сделали масштабные набеги невозможными. До этого же момента группы грабителей спокойно наводили беспорядки по всей бескрайней степи. Они сжигали деревни, похищали людей и утаскивали их на юг по знакомым маршрутам, отмеченным на картах того времени как «черные дороги» работорговли.



Политические отношения между северными государстваи  также играли  жизненно важную роль в поддержке восточной работорговли. На протяжении долгих лет процветания Крымского ханства земли к северу от него были разделены между двумя державами, которые всегда были враждебно настроены друг против друга и часто находились в состоянии войны.

Ханы использовали кровную вражду между католической Польшей и православной Московией. Они вступали в союз то с одной державой, то с другой. Это позволяло Ханству  совершать набеги  то  на одно, то на другое государство. Ни разу за всю свою историю Ханство не сталкивалось с силами обеих держав в объединении, что имело большое значение.

Продолжение следует, выйдет  на следующей неделе.

география, Крым, история России, Средние века, рабство

Previous post Next post
Up