"...С подъемом экономики возросло влияние Анкары и на мировой арене. Эрдоган, умело играя на чувствах своего электората, начал активно вступаться за палестинцев. Этим он испортил отношения с Израилем, но приобрел еще большую популярность внутри страны и среди мусульман всего мира. Им особенно понравилось, что турецкий лидер не побоялся даже вызвать раздражение США, для которых Израиль традиционно был ключевым союзником в ближневосточном регионе. Американцы ранее прикрикнули бы на строптивого турка, но сейчас вынуждены были проглотить недовольство, понимая растущее значение Анкары в мире.
С приходом «арабской весны» региональное влияние Турции взлетело до небес. Популярность Эрдогана в странах, скинувших своих диктаторов, редко опускалась ниже 70 процентов, превышая показатели всех местных политиков. Новые правительства в один голос называли турецкий «демократический исламизм» примером для подражания. Этому способствовала не только твердая поддержка восстаний со стороны Анкары, но и турецкие успехи в экономике.
Эрдоган, казалось бы, достиг пика популярности - как внутри страны, так и за ее пределами. Внешне ничто не предвещало неприятностей, однако на глубинном уровне в турецком обществе уже давно начали развиваться процессы, вылившиеся в акции протеста. Что важно, причиной роста недовольства, как ни странно, стал сам Эрдоган и его политика.
Турецкий премьер, как и любой человек «из низов», поднявшийся до вершин власти, очень тщеславен и внешне самоуверен. За годы политической карьеры Эрдоган многократно давал понять, что в его картине мира есть только одно правильное мнение - его собственное. При этом обоснованность этой позиции постоянно находила подтверждение в результатах его работы: экономика растет, поддержка со стороны населения и влияние в мире - тоже. Страна никогда в своей истории не была богаче и свободнее, чем сейчас. Конечно же, он прав, разве тут могут быть вопросы?
Эрдоган попался в западню, общую для всех засидевшихся во власти правителей, - он перестал чувствовать себя временным наемным менеджером, начав претендовать на нечто гораздо большее. Главной отличительной чертой политиков, достигших этого предела, является твердое убеждение, что они лучше других людей понимают, как надо жить и чем заниматься этим самым людям. Считается, что в авторитарной системе координат жители страны становятся непослушными детьми, которым требуется мудрое родительское воспитание, а в некоторых случаях - строгое наказание.
Тут-то и начались проблемы Эрдогана. Взращенный при его содействии средний класс категорически отказался признавать в нем мудрого «отца народа», а себя, соответственно, его капризными и бестолковыми детьми. Уровень образования, социального развития и финансовая независимость этих людей позволили им проводить самостоятельный анализ происходящего вокруг. Никакой ниспосланный свыше поводырь им оказался не нужен. У этих людей есть собственный взгляд на вещи, который далеко не всегда совпадает с мнением руководства страны, а зачастую - противоречит оному.
Мировоззренческие расхождения во взглядах на источник и функции власти, а также методы ее реализации стали главной причиной конфликта Эрдогана со значительной частью думающей публики. Людям не нравилось то, что власть не считалась ни с чьим мнением, принимая те или иные решения. Нарастающая исламизация общества вызывала раздражение у секуляристов, растущий национализм - у курдов, армян и греков, бешеная активность на международной арене - у пацифистов и изоляционистов, а полное подчинение государства интересам бизнеса - всех вместе, включая даже некоторых исламистов. Все эти группы были недовольны правительством Эрдогана по-своему, но объединяло их одно - возмущение фантастическим высокомерием власти и полным пренебрежением руководства страны мнением наиболее активной и сознательной части общества.
Хуже того, государство не только проявляло безразличие к альтернативным точкам зрения, оно их старательно искореняло. Гонения на секуляристов стали обычным делом. Под каток религиозной цензуры стали попадать даже самые прославленные турки, включая упомянутого выше Памука. По количеству сидящих в тюрьмах журналистов Турция стала абсолютным мировым рекордсменом, побив показатели даже таких стран, как Иран и Китай. С помощью лояльных корпораций большинство крупнейших СМИ страны отказались от критики властей, а сам Эрдоган признался, что его вдохновляет стиль правления Владимира Путина.
Между тем с ростом высокомерия властей, все более настойчивым вмешательством государства в личную жизнь граждан и усилением репрессий в стране замедлился рост ВВП. Если в начале правления Эрдогана этот показатель достигал восьми-девяти процентов в год, то сейчас едва удерживается на трех...."
http://lenta.ru/articles/2013/06/10/erdogan/-----------------------
Исходя из Закона смены логики социального поведения, любым "отцам наций" нет места в будущем.
См. "Основы социологии"
http://dotu.ru/2010/04/10/20100410-bases-of-sociology_full/