Ганс Айзенк: в перестроечной Москве

Mar 20, 2011 21:32

Сегодня из закромов выкладываю свои записки с лекций Ганса Айзенка в Москве. В записках мои впечатления о весенней перестроечной Москве, атмосфере, в которой проходили лекции и довольно-таки искаженный мой стенографический отчет самих лекций, поскольку стенографировала как могла, примерно в таких же условиях, как известный персонаж закусывал селедкой на плече Аполлона.

. Начну с первой лекции, если кому-то будет интересно, то продолжу. Впереди много букофф, поэтому остальное
ВСТУПЛЕНИЕ
Вторник. 12 апреля 1993 года.
* По Москве среди психологической братии пронесся слух: приехал 77 летний HANS JURGEN EYSENK. Он приехал за свой счет, охраны и «причиндалов» от бюрократов вокруг него не было. Сопровождала его только Творогова, сотрудница института им. Корсакова. Все свободное время Айзенк бродил по московским улицам. Для меня это событие казалось настолько невероятным, что я решила бросить все дела и послушать его лекции. Я понимала, что это мой единственный и последний шанс увидеть воочию живого классика психологии.
Айзенку «повезло»: погода в Москве выдалась на редкость сквернейшая. Как по заказу дул противный ветер с севера, а с неба сыпалась мерзость: дождь и снег одновременно. Все тротуары были покрыты жидкой кашицей и наиболее удачливые пешеходы уляпывались ей до самых ушей.
Первая лекция была назначена в клинике нервных болезней им. Корсакова (метро Кропоткинская, тр.5, 15, ул. Россолимо 11). Конечно, пока я нашла эту клинику, лекция уже началась. Перешагивая через ноги и тела, занявшие все лестничное пространство огромной аудитории, я втиснулась в толпу. Однако, мне было удобно. Я смогла сесть на ступеньку и расположила тетрадь на спине у ниже сидевшего джентльмена, который в давке этого даже не чувствовал. В конце концов, в аудитории осталось только 2 м2 вокруг Айзенка и переводчика. Переводил здоровый лысый мужчина в зеленой кофте. Судя по фигуре и одежде переводчик был круглым треугольником (по Панченко) на вид лет около 35. Держался переводчик достаточно свободно и даже несколько фамильярно, но почему-то не всегда мог выговорить некоторые медицинские термины и путался в психологических понятиях. Если добавить к этому мою чрезвычайно удобную позу для стенографирования, то понятно, какой сумбур последует дальше. Но все-таки мне хочется это напечатать без редакции с тем, чтобы сохранить то неизгладимое первое впечатление, которое произвели на меня эти встречи. Поскольку я не могу гарантировать, что мной записан именно тот смысл, который надеялся до русского слушателя донести Айзенк, то я набралась наглости вставить в лекции некоторые свои комментарии и возражения. За истинность своих домыслов я тоже не ручаюсь.
Лекция 1.
РОЛЬ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ
В ВОЗНИКНОВЕНИИ РАКОВОЙ БОЛЕЗНИ
*Айзенк сказал, что очень рад читать свою первую лекцию именно в этой клинике, так как здесь работал его хороший друг А.Р. Лурия .
- Мы соглашаемся с доктором Ослером, что часто бывает гораздо важнее лечить не болезнь, а больного. Это старая медицинская идея. Идея, которая широко распространена. Личность человека, болеющего раком, значительно отличается от личности человека, болеющего ишемической болезнью сердца.
Основные черты раковой личности в сравнении с больным ишемической болезнью сердца:
 Крайне изменяется эмоциональность. Какими сильными не были бы чувства, внешние проявления их у больных раком бывают очень слабые. Человек, склонный к раку, подавляет свою эмоциональность. Особенно это проявляется в его реакции на стресс.
 В то же время, человек, болеющий ишемической болезнью сердца, выглядит по-другому. Его реакция на стресс активна. Он проявляет злобу, агрессию, враждебность, громко выражает свои эмоции.
Каждому больному соответствует свой особый тип личности. - Эта идея сохраняется очень долго.
Мы предприняли свое исследование. И, довольно, случайно оказалось узким это исследование. Материалом основной области исследования была личность. При этом выбирались те люди, которые меня всегда интересовали. Это люди с социальными последствиями развития личности: невротики, курильщики, преступники. Следует заметить, что экстраверты гораздо более склонны к курению, чем интроверты. Теперь это я переключился к другим проблемам. В 60 годах я встречался с известным в медицинских кругах доктором Киссоном …
*Далее Айзенк говорил о своей приверженности к бихевиоризму. Также о том, что наибольшим авторитетом в этой области для него у нас в стране является И.П. Павлов, а на Западе Шеррингтон и Вудвортс. Их учения являются опорой, фундаментом для исследований Айзенка.
- Доктор Киссон направлял нам некоторых из обращавшихся к нему пациентов. Многие из них приходили с одними и теми же жалобами. Трудно было различить (разобраться), что это: рак легкого или ишемическая болезнь сердца. Больным давался мой опросник. И я не очень верил в серьезные результаты этого исследования. Казалось полуанекдотичным, что мы должны что-то получить. Киссон был прав. Вероятность рака легкого у тех, кто был склонен к подавлению своих эмоций, была в 6 раз больше. С тех пор были многократно проверены эти идеи, и результат всегда один и тот же: люди, больные раком легкого, всегда склонны подавлять свои эмоции. И второй фактор состоял в том, что те из больных раком легкого, которые были более эмоциональны, жили дольше.
Гипотеза подтвердилась. И, конечно, все эти работы можно достаточно серьезно критиковать, но основная идея все-таки такова, что те люди, которые вступили в эксперимент, были больны. Здесь нужно было бы провести более обширное исследование, в котором бы участвовали в большом количестве и здоровые люди. Те, которые были бы здоровы в это время. Этот эксперимент нужен был для того, чтобы эти люди заполнили наши опросники и потом лет через 10-15 «выжили», были бы живы, хотя кто-то мог бы и умереть к тому времени. Такой эксперимент был проведен. (Далее Айзенк упоминает югослава Матичека, который впоследствии жил в ФРГ и помог Айзенку провести этот эксперимент). Исследования проводились в небольшом югославском городке. Выбрали самых старых членов семей (средний возраст 60 лет). Использовалось два метода: опрос и опросник Айзенка.
*Айзенк показал слайд:
R-A Scale
Low
Obs
Score
Exp Aigh
obs Score
Exp
Рак легкого 0
26 38 12
Другие виды болезней 8
84 120 44
Те люди, которые выражают свои эмоции, заболевают гораздо реже и живут дольше, чем их сверстники.
Количество травмирующих событий, которые вызывают чувство хронического беспокойства, - вторая главная составляющая предрасположенности к раку.
*Айзенк снова показывал слайды.
Люди были разделены на группы (выборки): 1 - склонные к раку, 2 - склонные к ишемии, 3 - разные типы. Процент людей, умерших от сдерживания эмоций был больше. Результат тот же самый, что и в следующем исследовании. Из людей, попавших в группу склонных к раку, через 15 лет большинство умерло от рака. Зато очень мало умерло людей, попавших в 3 группу (выборку), вообще мало кто умер. Эти результаты потом довольно широко обсуждались и оспаривались: стоит ли им доверять. Тогда одна итальянская фирма оплатила еще 15 лет исследований. Так там получилось то же самое. Мы ждали, что первые пять лет дадут те же результаты, что и в первоначальном исследовании. Я забыл сказать, что было еще второе исследование по тем людям, которые были в ситуации стресса. Жителей городка опросили таким образом, чтобы они показали своих родственников или друзей, у которых были большие неприятности. По возрасту и полу эта группа (выборка) была такой же. Поскольку, само наличие стресса повысило смертность, то это и подтвердилось в исследовании. Смертность от рака в стрессовой группе на 40% выше, чем в группе людей с эмоционально-устойчивой психикой. И опять в первой группе больше людей умерло от рака, во второй - от ишемии, в 3 и 4 группах мало кто умер. Эти группы мы наблюдали в течение 10 лет, потом обработали результаты и продолжали наблюдать еще 5 лет. Результаты те же. Далее исследование было продолжено. Были добавлены две группы (выборки). От сердечных болезней умерли 16 человек и 14 из них принадлежали к эмоциональному типу.
Мы стали иначе проводить измерение. Мы дали опросник не только вначале исследований, но и через полгода. Те, кто вначале исследований не справился со своим стрессом, через полгода мог справиться со своим стрессом. У кого-то могли произойти улучшения, а у кого-то, наоборот, - ухудшения.
2 группа. В зависимости от того, сохранились у них показатели или изменились, те, у кого было улучшение, психологические показатели изменились.
Оказалось, что очень многие факторы риска для ракового заболевания действенны.

Мы разделили людей на тех, у кого был стресс, и на тех, у кого не было стресса. Получилось довольно линейное соотношение.
*Айзенк приводит цифровое доказательство синергического влияния всех факторов на смерть от рака (я не рискую приводить эти цифры с голоса). Айзенк говорит об эффекте умножения факторов. Например, всего в исследовании рассматривались 4 фактора: стресс, курение, генетический фактор, наличие бронхита. Если они присутствуют по одному у человека, их влияние на возникновение рака не так значительно. Но все вместе они действуют, не складываясь, а умножаясь. Айзенк очень добросовестно и тщательно подходит к своим исследованиям. Он показал все слайды с таблицами, на которых были показаны влияние на смерть от рака, одновременно 2 факторов, потом 3 и, наконец, - 4:
 1 фактор риска - частично
 2 фактора риска - 4%
 3 фактора риска - 13%
 4 фактора риска - более 30%
Действие одного фактора само по себе менее опасно, чем сочетание факторов. Там, где другие причины смерти, там никакой зависимости нами не прослеживалось. Эти исследования относятся именно к раку легкого.
Есть факторы личностной предрасположенности к раку легкого, ишемии. Эти факторы соотносятся только со статистическими (данными) соотношениями (переводчик нес ахинею). Это не обязательно указывает на причинные связи. Корреляция является и причинным фактором. Это означает управление переменными.
Матичек назвал свой терапевтический метод самым надежным. Я бы не хотел сейчас детально описывать методы, которыми он пользовался, как он учил людей более совершенно выражать свои эмоции. Только скажу, что Матичек пользовался бихевиоральным методом (стимул  реакция): "Никто не может разозлиться перед тем, как ему еще не дали в морду». Человека учили сознательно, приемлемым для него способом выражать свои эмоции на конкретную ситуацию. Таким образом, бихевиористы пытаются влиять на мышление и эмоциональную сферу через поведение.
* Айзенк принялся нехорошо ругать всех психоаналитиков во главе с Фрейдом. По его мнению, психоаналитики делают неразумные попытки воздействовать на человека через изменение его когнитивной сферы. - В это время в зале был шум, который произвели наши отечественные сыны доктора Фрейда, но никто из них не ушел. Я тоже про себя подумала, что правы и те и другие в определенных контекстах. Но было бы глупо сейчас затевать спор со стариком. Из своей практики я вывела для себя достаточно простую теорию: в каждом конкретном случае следует опираться на компенсаторные ресурсы личности. Например, изменить поведение людей с высоким уровнем вербального интеллекта можно когнитивными методами словесного внушения, логического анализа, вербальной саморефлексии; на людей с высоким уровнем образного мышления, по их желанию, можно влиять через визуализацию методами НЛП (нейролингвистического программирования); поведение кинестетиков можно регулировать бихевиоральными методами - через телесную терапию, дыхательную гимнастику или психодраму.
Айзенк снова вернулся к терапевту Матичеку.
- Критерии Матичека были простые: либо смерть, либо жизнь. У нас было 100 человек первого типа. В начале исследования они были здоровы, но склонны к раку. Потом группа была разбита на 50 пар. В каждой паре люди были одинакового возраста. Таким образом, мы получили контрольную группу в 50 человек разного возраста, где просто наблюдали за человеком и соответственно подобную же группу профилактики. В профилактической группе велась определенная терапевтическая работа по бихевиоральному варианту (30 часов), когда люди были еще здоровы. И вот результаты, которые получились через 13 лет: в контрольной группе от рака умерли 16 человек, а в профилактической - ни одного. Такое прогнозирование оказывается очень эффективным в профилактике рака.
Аналогичное исследование было проведено по ишемической болезни сердца. В контрольной группе также 16 человек умерло от ишемии, в терапевтической группе только 3 человека. Таким образом, можно предотвращать или оттягивать раковые болезни и болезни сердца. Айзенк отметил также, что курильщики профилактической группы не уменьшили количество выкуриваемых сигарет.
БИБЛИОТЕРАПИЯ.
Мы говорили об эксперименте со здоровыми людьми, склонными к раку. Но что делать больным людям? Матичеком проводилось специальное, индивидуальное двухчасовое собеседование и каждому человеку были написаны рекомендации, подходящие только для него (написано к этому конкретному человеку). Можно ли продлить жизнь человеку, который болен раком? - Айзенк снова показал таблицу, в которой были показаны результаты исследования, организованного Матичеком. Людей разделили на контрольную и терапевтическую группы. Результаты оказались аналогичными с результатами предыдущих исследований: раньше умерли больные контрольной группы. В дополнение к индивидуальной была применена и групповая терапия. Те, кто был включен в групповую терапию, жили в 2 раза дольше.
*Продолжая, Айзенк рассказал о женщинах больных терминальным раком груди.
- Кто из женщин согласился на бихевиоральную терапию, тех и взяли. В итоге сформировали 2 контрольные и 4 терапевтические группы по 25 человек, всего было 150 человек. Химическая терапия длилась во всех группах 11 месяцев. В 1 и 2 терапевтических группах поведенческая терапия длилась 14 месяцев, в 3 терапевтической группе - 15 месяцев, а в 4 терапевтической группе - 22 месяца. В результате пациентки всех терапевтических групп, где наряду с фармакологией применялась и поведенческая терапия, жили значительно дольше в соответствии с синергетическим эффектом.
Конечно, не всегда физические процессы зависят от психических. Однако в целом ряде исследований эта зависимость была подлинной.
*Айзенк приводит пример стрессовой ситуации на экзамене, которая ведет к увеличению кортизола (адреналина) в крови. Это негативно влияет на работу иммунной системы. Накопление стрессовых ситуаций, их наслаивание может вызвать болезнь человека (например, увеличение количества лимфоцитов в крови, появление склеротических изменений глазного дна, верхний предел - ишемия и рак).
ОБСУЖДЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОТКРЫТИЙ АЙЗЕНКА
*Аудитории предложено обсудить научное значение, сделанных Айзенком, открытий.
- Разум и тело. Насколько связаны они между собой? Выяснение отношений между разумом и телом ведется, начиная с самых древних известных нам религиозных и философских трудах. Со времен Декарта нас приучают думать, что эти два начала разделены и значит, очевидно, нельзя рассматривать душу и тело вместе. Наше открытие, подтвержденное практическими исследованиями, опровергает декартовский дуализм. Подобно открытию в физике, что пространство и время неразрывны, также можно говорить о неразрывном единстве разума и тела. Единство разума и тела - закон открытый Айзенком. *Ф. Перлз, также считает, что открыл этот закон без помощи Айзенка.
*Услышав это, я кое-как оправилась от потрясения, потому что всегда считала этот закон аксиомой, понятной любому человеку с рождения.
- Если психическое событие вызывает соматические изменения, то это означает, что мы не можем рассматривать их отдельно, и это требует серьезного изменения в мышлении врача: ведь гораздо важнее, что за человек болен этой болезнью. *(Луиза Хей расширяет эту аксиому, считая, что все соматические заболевания обусловлены психическими перенапряжениями, при этом каждому заболеванию соответствует определенный вид стрессовой ситуации).
ОБСУЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Если открыта и доказана возможность или предотвратить или оттянуть начало заболевания, то долг врача это сделать. С одной стороны мы можем очень сильно уменьшить страдания этих людей… -
*В зале поднялся шум: все хотели высказаться. Я столько умных вокруг себя еще ни разу не видела, поэтому все мои попытки записать что-нибудь вразумительное в конце лекции потерпели фиаско. Айзенк, видимо, тоже удивился по этому поводу и закончил лекцию, поблагодарив организаторов за предоставленную возможность выступить перед такой прекрасной аудиторией.
*Народ уходить не собирался. Многие ринулись «щупать» Айзенка. Я тоже пробралась к кафедре, за которой все еще стоял Айзенк. В моей голове маячила одна английская фраза, которую я слепила из своего богатого словарного запаса. Вынырнув перед Айзенком, я подсунула ему для автографа книжку, в которой был напечатан его тест на интро-экставерсию. Одновременно подлетели какие-то очень элегантные дамы и стали наперебой давать ему свои визитки и приглашать в гости, говорили они по-английски бойко. Моя самооценка резко упала. Я мгновенно представила себя в виде ковбоя, свалившегося с лошади, а мысль, что у меня немецко-русский акцент с шепелявостью, вообще напрочь вышибла английскую заготовку. Однако, собравшись с силами, я слегка потеснила дам и пролепетала: «Из ейор тест, подпишите, пожалуйста». Айзенк улыбнулся и вцепился в мою книжку, думая, что это подарок. В моих глазах отразился ужас. Как же, подарить кому-либо книжку для меня пытка страшнее смертной казни. Но мир не без добрых людей. Одна дама быстро сказала по-английски, что я хочу получить автограф доктора Айзенка над текстом его теста. Айзенк с восторгом и удивлением посмотрел на мою книжку, сказал: «О» - и расписался. Я поблагодарила и вырвалась из толпы. Следующая моя цель - Творогова. Я нашла ее тут же в толпе и выяснила, когда и где будет следующая лекция. Оказалось, что в четверг в 11 часов, на психологическом факультете МГУ, Моховая, 18.

Previous post Next post
Up