ЧТО ТАКОЕ КОПНОЕ ПРАВО ?

Dec 23, 2015 19:59

«Правовая реформа» , точнее «рецепция», начавшаяся в конце прошлого века, конечно, была навязна России не на пустом месте. Отказ от «сродности» «духа законов» уходит в многовековую глубину и в целом совпадает с переходом к эпохе модерна, начавшейся в России несколько позже, чем в соседней Европе. Однако и в Европе средиземноморские (римско-июдейские) безальтернативные нормы вот уже много веков как вытеснили древнеарийские традиции многообразия и много-О-бразия, в том числе и в праве. Исключение составляет common law Британсвких островов, однако это не совсем Европа, как, впрочем, и Россия

Современные учебники о многих ветвях древнего русского права не говорят ничего, ограничиваясь обрывочными памятниками княжескао-дружинного или церковного законодательства. И оказывается, например, совершенно непонятным древний принцип «одиначества» (единогласия), лействовавший в общегосударственном пространстве - от Советов всей земли (Земских Соборов) и Государева верха (Боярской думы) до сельского схода. Как всегда при сломах и смутах древнее приходит на место нового, но в искаженном виде. «Единогласие» вновь возникло в советское время на партсъездах, но умерло вместе с ними, уступив место манипулируемой демократии. И оно будет возникать не раз - дай Бог, чтобы однажды - подлинно и навсегда.

Рассказывая о настоящем древнерусском праве, мы надеемся в рамках слагаюшейся сегодня теории русского социал-монархизма открыть путь к решению (М.Хайдегер) о сродности (Г.Сковорода) права, путь к его «аутентичномув экзистированию»

Когда либерализм в полном тупике, а «советское», при все большем к нему народном сочувствии, выказывает внутренние противоречия, приходит пора олбратиться к древним непротиворечивым образцам, среди которых и так называемое «копное право» - древнейшая правовая система славян, которая не противоречила (каак опрометчиво начинают заявлять и марксисты, и «националисты-уменьшители») «правдам» русов (князей) и русичей (дружин), но логически их дополняла в рамках сословного деления ( не этнического, о чем надо напоминать все время!). Историческая и юридическая науки XIX в. очевидным образом «не вмещали» копное праао, а в советское время эта тема была просто табуировна - вопреки реальности единогласия, часто мнимого, на всех уровнях.

Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев , (1811-1874), ректор Киевского Университета им. Св. Владимира, автор книги «О древних сельских общинах юга России».

«Копное» можно переводить как «общее» ( сходство с дрелеанглросаксонским очевидно ).. Купа - сгусток, связка, куст, вообще единомногое , греч. en polla - Купала и (сово)куп(ление)(ность). Также Кобь - волхвование, гадание (по птичьему полету), предсказание, колдовство , Колпь - птица сирин, колбяг = знаток тайных наук. Аналогичная связь есть и в европейских языках - от лат. - fascis; fascinulus; = пучок, связка, Fascinare - чаровать, околдовывать. С «противоположного конца» в древнерусском языке скоп - заговор. По мере распространения Христианства «магическое измерение» копного права исчезало ( или уходило в поддонье), но само оно сохранялось, теряя, однако, древнейшую всеобъемлемость. Сословное право, в частности, «Русские правды» - уже «вторая стадия». Оно тоже еще традиционно: отход от традиции происходит только после «Указа о вольности дворянства» 1762 г. Тогда же изучение копных начал и табуируется. Но мы помним: «феодализм» в России. поздний и искусственный, вопреки Н П Павлову-Сильванскому (. «Феодализм в Древней Руси.» - СПб.: 1907_), жестко противопоставлявшему с самого начало общинное (копное) право и княжеско-дружинное. Столь же неорганичен и наследующий феодализму капитализм.

На самом деле копное право шире общинного : оно охватывало и городскую, и общепгосударственную жизнь. В первом случае вече ( собрание для споров о «вещи») в городах было частным сдучаем копы, во втором - на «копных началах» строилось единогдасное принятие решений и Земским Собором и Боярской Думой. Вопрос обсуждался до тех пор, пока все не приходили к одному мнению. Права большинства и меньшинства не признавались. То же самое присходило и много ранее - на Совете князя со дружиной (как «старше1», так и «младшей») В случае непримиримых расхождений участников вопрос решал Князь, поже Царь. Этот же принцип сохранялся в кровно родственной (пусть и враждебной) Польше под латинским названием liberum veto. Он был общеславянским.

Второе главное начало - круговая порука На скопище(собрании) вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.В целом это сохранялось вплоть до реформ П.А.Столыпина.

http://karpets.livejournal.com/1741087.html?view=24882719#t24882719
Previous post Next post
Up