Самые громкие российские процессы в Страсбургском суде

Jul 29, 2014 21:08

Пока все обсуждают решение гаагского суда в отношении Юкоса и России, можно вспомнить громкие российские процессы в Европейском суде по правам человека.


Чечня: Рекордная сумма иска


Чечня: Рекордная сумма иска

Массовой и рекордной по сумме выплат стало дело "Эсмухамбетов и другие против России". 27 жителей Чечни смогли привлечь российское государство к ответственности за гибель мирных людей во время первой чеченской контртеррористической операции.

Чеченцы обратились в Европейский суд по правам человека, который рассмотрел их жалобу в приоритетном порядке. В итоге Россия была единогласно признана виновной в гибели людей. Евросуд постановил выплатить пострадавшим в совокупности полтора миллиона евро за материальные и моральные страдания. Это была рекордная сумма компенсации по «чеченским жалобам».

Гусинский: первый политзаключенный

Бывший медиамагнат Владимир Гусинский стал первым и единственным заключенным, которого Европейский суд по правам человека официально признал преследуемым по политическим мотивам.

В своё время он был Председателем Правления и акционером, владеющим контрольным пакетом акций ЗАО "Медиа-Мост", который включал в себя популярный российский телевизионный канал "НТВ".

В сентябре 2000 против заявителя были вынесены новые обвинения в мошенничестве при получения ссуд для ЗАО "Медиа-Мост". В декабре 2000 он был арестован в Испании, но позже его освободили под залог и поместили под домашний арест на его вилле в "Сотогранде". 4 апреля 2001 суд отклонил запрос на выдачу заявителя, который был подписан российскими властями.

Суд постановил, что в ходе преследования Гусинского была нарушена статья 5 (разумное подозрение) и статья 18 (преследование по политическим мотивам) Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ обязал РФ компенсировать 88 тысяч евро - расходов на процесс, однако возмещения морального ущерба не назначил.

Милицейский произвол

Жалоба «Михеев против России» стала одним из первых и громких дел о пытках в российской милиции, дошедших до Европейского суда по правам человека. Рядовой сотрудник дорожно-постовой службы Алексей Михеев подвергся жесточайшим истязаниям в Нижегородском отделении милиции. Из него выбивали признание в убийстве девушки.


На протяжении последующих семи лет потерпевший пытался привлечь к ответственности «мучителей в погонах», но уголовное дело против них 20 раз прекращалось. Европейский суд по правам человека постановил компенсировать Михееву 250 тысяч рублей.

Право на гей-парад

В октябре 2010 года ЕСПЧ удовлетворил иск одного из лидеров российского гей-движения Николая Алексеева, который пожаловался на отказ в получении разрешения на проведение гей-парадов в Москве в 2006, 2007 и 2008 годах. Суд установил нарушения статей 11 (свобода собраний и объединений), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (запрещение дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека.



По мнению судей, запрет на проведение гей-парадов не был обоснован с точки зрения Конвенции, у Алексеева не было возможности эффективно оспаривать свои права на этот счет, а основной причиной запрета было негативное отношение властей Москвы к этим манифестациям, которые они считали поощрением гомосексуализма.

Своим решением суд обязал российскую сторону выплатить Алексееву 12 тысяч евро, а также возместить издержки в размере 17,5 тысячи евро.

Дубровка: спорный штурм

В декабре 2011 года Европейский суд по правам человека взыскал с России около 1,3 миллиона евро в пользу пострадавших при захвате заложников театральном центре на Дубровке. Суд признал, что российские силовики допустили нарушения при планировании и проведении штурма захваченного здания и расследовании преступления, однако признал, что само решение о штурме, а также применение спецсредств и газа было обоснованным.

По решению суда 64 истца получат от 9 тысяч до 66 тысяч евро каждому. В связи с решением Европейского суда потерпевшие могут подать новые иски о взыскании компенсаций к московским властям.

Страсбург и Москва: Маркин раздора

В марте 2012 года вступило в силу решение Страсбургского суда по делу, которое двумя годами ранее чуть было не рассорило правовую Россию с юридической Европой. Речь - о так называемом "деле Константина Маркина", российского военнослужащего, который в национальных судах безуспешно пытался отстоять свое право на отпуск по уходу за ребенком.

Обращение разведенного отца троих детей Маркина в Страсбург было, в частности, связано с отказом гарнизонного военного суда предоставить ему отпуск по уходу за ребенком, а также с последующим отказом КС РФ принять соответствующую жалобу на нарушение его конституционных прав.

Катынское дело: все при своих

В апреле 2012 года ЕСПЧ огласил свое мнение по делу, поводом для рассмотрения которого стали жалобы родственников польских военнопленных, расстрелянных в 1940 году под Катынью. Главное неудовольствие поляков касалось расследования событий 70-летней давности, проведенного российской стороной. Начатое в 1990-х годах следствие было прекращено в 2004 году на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).
rapsinews.ru/international_publication/20120507/263067260.html Источник

-----------
Приглашаю дружить в ЖЖ
Не забываем добавляться в друзья:
Приглашаю так же дружить и в других сервисах
Добавляйтесь и участвуйте в моем френдо-марафоне в живом журнале.
Приглашаю добавляться так же в контакте
Мой любимый инстаграм.
Страничка в однокласниках
И мой не очень любимый аккаунт в фейсбуке
И в гугль + (или минус)

Юмор

Previous post Next post
Up