Церковь Св. Софии в Монемвасии. Интерьер

Nov 26, 2016 13:41

Интерьер храма значительно интереснее фасада и лучше сохранился, во многом, думаю, благодаря прекрасной реставрации.
В качестве заглавной картинки показываю алтарь с современной алтарной преградой, но входить в храм мы с вами будем постепенно.
Кстати, на алтарной преграде слева - икона, изображающая Св. Софию с дочерьми - Верой, Надеждой и Любовью.






Вход в храм, традиционно, с западной стороны. Существующий фасад пристроен в эпоху венецианского господства.



Сначала мы попадаем под арки экзонартекса...




...и видим  над порталом, ведущим в нартекс, прекрасную сполию из бывшей алтарной преграды.




Дверной проем обрамлен мрамором с орнаментальными рельефами.







Справа - 1827 - год реставрации.




За экзонартексом следует нартекс.



Через портал нартекса видим алтарь в наосе.




Из нартекса в храм ведут три портала с одинаковыми рельефами на притолоках.
На верхнем фото - левый портал, на нижнем - правый.







Своды нартекса.



Теперь рассмотрим рельефы и фрески нартекса.




Притолока над одним из порталов.




У птичек по ее сторонам сбиты головы, сбит также крест в центре, понятно кем и для чего.







В нартексе и наосе чудом сохранились фрагменты фресок  XII - нач. XIII в.



Фреска над центральным порталом. Очень жаль такую прекрасную фреску, пробитую прямо в центре.





Левый ангел особенно хорош.






Между порталами нартекса - архангелы.









Видимо это Иоанн Предтеча.

Наконец заходим в главный зал храма - наос. Кстати, в переводе с греческого наос означает церковь.



Вид на входной портал со стороны наоса.

Архитектура храма относится к типу, соединяющему крестообразный план с октогональным подкупольным пространством, как в церквях Дафни, Святого Луки, Святого Теодора в Мистре и некоторых других храмах XII в. Основные качества интерьера - объединенность внутреннего пространства и его ярко выраженная центричность.




Слева - план церкви Софии, справа - церкви монастыря Дафни.



Юго-западный угол.
Слева на стене - остатки михраба, сооруруженного в оттоманский период.



Подкупольные столбы с фресками, слева и справа от входа.  Только 4 подкупольных столба представляют собой отдельно стоящие опоры, остальные 4 соединены с стенами (см. план).




Обширный купол на невысоком барабане охватывает весь наос. Купол основан на восьмиграннике,
переходом от опорных столбов к куполу служат тромпы.







Тромпы в алтарной части. От живописи на них ничего не осталось, зато хорошо видна кладка.



Юго-восточный угол.



Северо-восточный угол.



Вид на северную стену церкви.



Вид на запад, в сторону входа.



Свод над рукавом креста.



На окнах сохранилась резьба.









Над троном - резные кронштейны.







Живопись в наосе



Свод алтаря
















Фрески у входа.








http://affresco.livejournal.com/56750.html

Медальоны на парусах под куполом.











И в заключение пара слов об алтарной преграде. Вероятно она была подобна темплону из монастыря Дафни.
Ее фрагменты частично находятся в храме, частично в музее Монемвасии.





Фрагмент из музея.



Плутео над входом в храм.



Изуродованный фрагмент второго плутео.



Вероятно эпистилий. На нем сохранились кресты.



Лампады перед алтарной иконой.

Первая часть
http://uchitelj.livejournal.com/943713.html

Византия, архитектурный декор, фрески, живопись, +византийская скульптура, Монемвасия, Греция, алтарные преграды, церковное искусство

Previous post Next post
Up