С перерывом более двух лет возвращаюсь к своей любимой теме.
Самый распространенный тип алтарной преграды - ТЕМПЛОНА - представляет собой ряд тонких колонн с мраморными плитами между ними, поддерживающих архитрав. Алтарные преграды существовали в византийских церквях еще с раннехристианского периода и на протяжение веков мало менялись. "Для византийцев алтарная преграда, высеченная из мрамора и украшенная драгоценными шелковыми завесами, представляла самодовлеющую эстетическую ценность, прельщавшую глаз красотою пропорций и строгих архитектурных линий. Вот почему они столь упорно не хотели превращать темплон в простую подставку для икон".
Чаще всего мраморные плиты украшались геометрическим и растительным орнаментом, а на архитраве помещались изображения святых.
Базилика Санта-Мария-Ассунта, Торчелло. Одна из немногих сохранившихся алтарных преград
В эпоху иконоборчества (VIII в.) скорее всего эти изображения (святых) были уничтожены и заменены чисто декоративными мотивами, почерпнутыми из звериного и растительного мира. "Процесс проникновения этих мотивов в украшения алтарных преград был столь интенсивным, что его не смогли пресечь даже самые ревностные из иконопочитателей.... В доиконоборческую эпоху в декоре темплонов в основном доминировали кресты, хризмы, монограммы заказчиков и отвлеченные орнаменты, и лишь изредка можно было встретить отдельные изображения птиц и животных. В постиконоборческую эпоху широчайшее распространение получают зооморфные образы... Они выполняют лишь украшательские функции, в них не вкладывают никакого религиозного смысла, они призваны радовать глаз и удовлетворять эстетические потребности человека...
Начиная с IX века, резко возрастает количество ... фрагментов алтарных преград, которые украшены изображениями львов, газелей, крылатых грифонов и различных птиц. Я не стану здесь вдаваться в обсуждение вопроса о том, какой символический смысл вкладывали в тот или иной зооморфический образ. Чаще всего это были чисто декоративные мотивы, почерпнутые из произведений светского прикладного искусства, особенно из шелковых тканей. В ...трактате патриарха Никифора, несомненно, идет речь о завесах алтарных преград, на которых были вытканы изображения животных. Но последние находили себе применение также в декорировании архитравов, где они мирно уживались рядом с изображениями крестов и святых. Такое соседство стало возможным только после того, как иконоборцы приучали десятилетиями воспринимать образы разветвленного звериного мира естественным дополнением к украшению церковного интерьера."
"В XI-XII вв. количество изображений зооморфического порядка резко снижается, в чем нельзя не усматривать воздействия на искусство ригоризма строгого византийского духовенства. Лишь на парапетах св. Софии в Охриде встречаются изображения орлов с зайцем и змеей, на парапете храма св. Пантелеимона в Нерези - птицы и львы, на фрагменте архитрава из церкви Таксиархов на острове Андросе - крылатый грифон с зайцем и птицы ( крылатые грифоны представлены и на эпистилии темплона главного храма монастыря Осиос Лукас). Не исключена, конечно, возможность, что это наше наблюдение объясняется случайностью археологических находок и утратой большого количества плит парапетов, где обычно охотнее всего помещали изображения животных. Но, учитывая археологические материалы Кавказа и то основное направление, в каком развивалось все византийское искусство, это наше наблюдение представляется нам весьма вероятным."
Цитаты статьи Лазарева В.Н. "Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон".
Темплон монастыря Осиос Лукас. На архитраве-эпистилии с трудом различимы изображения грифонов
Храм св. Пантелеймона в Нерези
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:St._Panteleimon%27s_Church,_Nerezi_18.JPG
Похожие рельефы есть в нортексах римских церквей
http://theofilakt.livejournal.com/82315.html Фрагмент темплона базилики Санта-Мария-Ассунта.Торчелло, Венеция
На итальянском языке резные плиты, украшающе алтарную преграду, называются PLUTEO
Раннехристианские символы мирно соседствуют с языческими мотивами.
В настоящее время плутео можно встретить в основнов в качестве сполий, украшащих стены храмов Италии, Греции и Турции, а также во многих музеях.
Церковь Панагия Горгоэпикоос, или Малая Митрополия. Афины, XII век. Ее фасад украшает множество сполий - фрагментов алтарных преград, и даже античных памятников. Разумеется эти рельефы выполнены не позднее XI века.
Ниже - плутео с фасада церкви Малая Митрополия
Сфинксы по сторонам Мирового древа
Композиции с Мировым древом восходят еще к древним Шумерам.
Грифоны и птицы
Крест вместо Мирового древа напоминает уже раннехристианские символы.
Такие "хищные" сцены, символизирующе борьбу доброго и злого начал, тоже восходят к искусству Междуречья.
Рельеф на Малой Митрополии отдаленно напоминает легенду об основании Константинополя. Правда змею заменил заяц. :-)
Где-то я читала, что заяц в Византии был символом греха.
Похожий рельеф из Музея византийской культуры в Салониках
Музея византийской культуры в Салониках. И снова Мировое древо. Композиция очень похожа на Львиные врата в Микенах.
Ниже три рельефа из Византийского музея в Афинах
Все те же мотивы - сфинксы, древо и несчастная жертва.)
Львы - вторые(или первые?) после грифонов по популярности в византийском бестиарии.
Афон
Ниже плутео из Археологического музея города Конья, Турция
http://history-of-art.livejournal.com/740791.html Плутео в лангобардском стиле из Лукки, Национальный музей Villa Guinigi, VII вв.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Maestranza_lucchese_di_cultura_longobarda,_pluteo_con_framm_di_croce_e_animali,_600-620_ca.,_da_s._concordio,_lu.JPG Ниже еще три лангобардских рельефа. Как известно, искусство Ломбардии находилось под сильным византийским влиянием.
Знаменитые Plutei di Teodote, VIII в., Павия.
https://it.wikipedia.org/wiki/Plutei_di_Teodote Рельеф из Аббатства Вилланова, провинция Верона, VIII в.
Смысл раннехристианского сюжета раскрывает этот текст:
Орнамент вырезан в высоком рельефе в технике под названием "солитер" или "плетенка".
Подобные рельефы вы можете увидеть в качестве характерных элементов
восточных церквей, в частности иудео-христианских. К тому же здесь
прослеживается определенное сходство с "ломбардским стилем" -
характерные мотивы - звезды, розетки, плетеные ленты - были также
широко распространены на раннехристианском востоке.
На плутео из Виллановы изображена сцена символизирующая Воскресение.
Центром композиции является крест, исходящий из кубка, который собирает кровь Христа.
Два павлина ( мужчина и женщина), представляют собой души,находящие спасение в соке
блаженного бессмертия. Розетки с точками в кружках символизируют лилии.
http://ornament-i-stil.livejournal.com/391991.html Сполии на фасаде Собора Сан-Марко в Венеции.
Возможно попали туда благодаря крестоносцам. А может быть были частью алтарной преграды этого собора.
Полет Александра Македонского. Эвия, Халкида, XII в.
Сокращенная статья Лазарева
http://theofilakt.livejournal.com/108664.html Посты о плутео
Часть 1
http://theofilakt.livejournal.com/99617.htmlЧасть 2
http://uchitelj.livejournal.com/611027.html