Большой иерусалим или большой сион по форме и иконографии повторяет малый (см. ниже). В музей иерусалим поступил из ризницы Софийского собора Новгорода в 1929г. Он воспроизводит одну из главных реликвий христиан - сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем императором Константином Великим. Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба.
Лицевые изображения в медальонах и на дверцах стилистически едины и выразительны. На куполе, в шести круглых медальонах представлены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил и святитель Василий Великий, один из творцов литургии. Чеканные полуфигуры помещены на полусферической поверхности купола.
Образы апостолов, представленные на 12-ти подвижных створках дверей сиона, значительны и гармоничны. Это Петр, Павел, Фома, Филипп, Иаков, Варфоломей, Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов, Симеон, Андрей. Рельефные фигуры переданы свободно, в легком движении. Позы святых, драпировки одежд, жесты рук, орнаментированные подножия, лики индивидуализированы.
В основании иерусалима - большой дискос с гравированным изображением Голгофского процветшего креста, видного при раскрытых дверях. Купол сиона венчает четырехконечный крест с расширяющимися ветвями, на концах которых литые бусины.
Большой новгородский иерусалим, принадлежащий к аристократическому направлению в древнерусском искусстве, явно княжеский заказ. Возможно, новгородский князь Мстислав, внук короля Гарольда (англосаксонского) и правнук византийского императора Константина Мономаха, имея тесные контакты и с византийской столицей, и с западноевропейским миром, мог заказать роскошный иерусалим, связанный с новгородской Софией.
Малый иерусалим или малый сион происходит из Софийского собора Новгорода. Памятник сохранился, к сожалению, в руинированном состоянии.
Иерусалим - это евхаристический сосуд из позолоченного серебра в виде храма-ротонды на круглом основании, которое являет собой не что иное, как тарель-дискос с чеканным изображением Христа, исполненным с соблюдением законов пластики, которые приближают его к классическим образцам византийских мастеров. Стиль эпохи передают форма колонн, купола, венчающего креста. Барабан купола, сам купол и крест украшают многочисленные вставки из стекла.
На тарель помещались святые дары, символизируя тело Христово, и в определенные моменты богослужения (литургии) сион вносили в алтарную часть храма.
Сегодня малый сион - это лишь остов, лишенный дверей, эмалевых дополнений. В свое время он представлял собой блистательный образец византийского искусства. История его загадочна. Возможно, это княжеский заказ константинопольскому столичному ювелиру. Можно предположить, что сион стал государственным даром византийского императора и патриарха в только что построенный главный храм Новгорода - святую Софию, как воплощение связи с русской, новгородской церковью, покровительство ей.
http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/small-sion/http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/big-sion/