Еще в XII веке в связи с возросшей пышностью обрядов на скромный алтарь в форме стола ставились иконы или реликварии. Постепенно эти священные предметы приобретали все более роскошный вид, их размеры увеличивались. Так алтарный образ стал основным предметом богослужения. В разных странах католической Европы пути развития алтаря были разными. В Германии в конце XIII века возникает особый тип створчатого алтаря-складня, пора расцвета которого падает на 1470-1500-е гг.
Любек, Церковь Св.Марии
Церковь Нигулисте, Таллин
Алтарь состоит из центральной части - короба (Schrein) и створок-крыльев (Flügel). Вначале к коробу привешивалась одна пара створок, но со временем стали делать алтари с двумя парами подвижных крыльев и даже еще третьей парой боковых, неподвижных (Standflügel).
Алтарь из церкви St.-Florian (Sillenstede), Германия
http://uchitelj.livejournal.com/638397.html
Бернт Нотке. Алтарь церкви Св. Духа, Таллин.
В короб чаще всего ставились круглые скульптуры.
Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костел, Краков.
http://uchitelj.livejournal.com/727765.html На створках крепились рельефы или же они расписывались.
Дойчорденкирхе, Вена
Снаружи створки оставались без украшений или их покрывали живописью.
Таким образом создавалась определенная градация от плоскостной живописи снаружи к рельефам на внутренних сторонах створок и, наконец, к статуям в коробе.
Алтарь Собора Св.Стефана в Вене с закрытыми створками.
http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar В XV веке между алтарным столом и коробом включается новый элемент - пределла.
Алтарь Вита Ствоша, Краков.
Скромный поначалу алтарь получает также навершие в форме готических башенок со множеством мелких статуй.
Любек, Церковь Св.Марии
Сверкание красок, блеск золота и серебра превращали алтарь в средоточие церковного интерьера.
Фрагмент алтаря из церкви Нигулисте, Таллин
http://uchitelj.livejournal.com/518346.html Во второй половине XV века раскрашиватели пользуются также люстровыми красками, разными оттенками золота, прорабатывают поверхность статуй лепным орнаментом.
Музей Св.Анны, Любек
http://mmekourdukova.livejournal.com/193298.html Дойчорденкирхе, Вена
http://uchitelj.livejournal.com/416986.html Ганновер, Marktkirche.
http://uchitelj.livejournal.com/167733.html Полностью сформированный алтарь с двумя парами створок, пределлой и архитектурным завершением имел важное свойство - он мог менять свой облик. В будни, когда отсутствовало богослужение, створки были закрыты.
По воскресеньям открывалась первая пара створок, и перед молящимися представала более нарядная, с матовой позолотой и часто более радостная по содержанию воскресная композиция.
По определенным праздникам распахивалась вторая пара створок и открывался короб с фигурами, мерцающими красками и чистым золотом. Все служило усилению эмоционального воздействия и подчинялось определенной иконографической программе.
Алтарь Вита Ствоша. Сверху - с закрытыми створками, внизу - с открытыми.
Алтарь Собора Св.Стефана в Вене имет две подвижные внешние и две подвижные внутренние створки.
Внешние створки и задние поверхности внутренних створок расписаны, тогда как передние поверхности внутренних створок покрыты резьбой.
http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar Текст по книге: М.Либман. Немецкая скульптура. 1350-1550., М. 1980., стр.21-26
В продолжение темы замечательный
Wunderaltar из Дортмунда, Германия