Все вы хорошо представляете себе фасад Базилики Санта-Мария-Новелла, но, как известно, он был добавлен только в XV веке, а церковь была построена на 200 лет раньше. Здание XIII в. довольно скромное, его можно увидеть со стороны апсиды, но, думаю, мало кто обращает внимание на эту его часть. И все- таки давайте сначала посмотрим на романскую колокольню с готическим шпилем и алтарный выступ с огромным окном - в готическом.
Вид на колокольню из клуатра.
В естественных условиях снаружи трудно понять архитектуру церкви, но сверху видно, что это обычная трехнефная базилика с трансептом.
Окружающая небольшой садик аркада и деревья полностью заслоняют фасад.
Два фото из Википедии
Только со стороны трансепта можно разглядеть круглые окна центрального нефа и стрельчатые - бокового.
Аркада, огораживающая сад, построена скорее всего одновременно с фасадом, чтобы хоть как-то стилистически привязать его к существующему зданию.
Но она и сама по себе довольно интересна, стоит рассмотреть украшающие ее рельефы с крестами и гербами.
Арки и гербы плавно переходят на главный фасад здания.
Который мы, наконец, рассмотрим поподробнее.
Очень много всего написано об этом проекте Альберти, чуть ли не революцию совершил он в декоре фасадов, но почему-то не упоминается, что фасад Санта-Мария-Новеллы довольно сильно напоминает построенную ранее церковь Сан-Миньято-аль-Монте.
Ну да, Альберти добавил своему проекту немного античности (нижний ярус отдаленно напоминает триумфальную арку), но главная его заслуга, как мне кажется - это волюты, которыми он соединил верхний ярус с нижним. В результате полученная схема была подхвачена и многократно использована в итальянских барочных церквях.
Немного фрагментов декора, выполненного в типично тосканском стиле.
Обратите внимание на паруса на фризе. Пишут, что парус - эмблема донатора.
Такой же парус изображен на пилястре и, даже, кажется просматривается в обрамлении круглого окна.
Солнечные часы
Порталы
Продолжение следует
https://en.wikipedia.org/wiki/Santa_Maria_Novella