Обычно на таких изображениях евангелист Иоанн не сам (как остальные евангелисты) пишет, а диктует ученику (Прохору). Здесь - жестом руки условно показана эта диктовка. При этом сам Иоанн обращен к "гласу свыше", который обычно изображается ("дуновение" или "рука") в левом верхнем углу. Но в данном случае по какой-то причине изображение "гласа свыше" отсутствует...
Существующая изобразительная традиция (с "дуновением" или рукой, которая фактически является знаком речи - "ораторским жестом" ) показывает особую смысловую значимость всего "Иоанновского" корпуса - четвертого Евангелия (причем, именно в этом Евангелии как раз содержится важнейшая для всего Нового Завета богословская составляющая), посланий и Откровения и, скорее всего, ориентируется на строки из начала Апокалипсиса: "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний" (Откр. 1:9 -10). Существуют апокрифические «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его», в которых как раз и говорится о Прохоре как именно помощнике для записи Откровения полученного Иоанном и им же диктовавшегося.
Comments 4
Обычно на таких изображениях евангелист Иоанн не сам (как остальные евангелисты) пишет, а диктует ученику (Прохору). Здесь - жестом руки условно показана эта диктовка. При этом сам Иоанн обращен к "гласу свыше", который обычно изображается ("дуновение" или "рука") в левом верхнем углу. Но в данном случае по какой-то причине изображение "гласа свыше" отсутствует...
Reply
Reply
Существуют апокрифические «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его», в которых как раз и говорится о Прохоре как именно помощнике для записи Откровения полученного Иоанном и им же диктовавшегося.
Reply
Reply
Leave a comment