В брауншвейгском музее герцога Антона Ульриха (Anton Ulrich) , с некоторыми экспонатами которого я вас уже знакомила, есть деревянная панель от итальянского свадебного сундука XV века.
Несколько фотографий панели я дополнила информаций и иллюстрациями по теме из сети.
Русская Википедия пишет:
"Кассо́не (итал. cassone, происходит от итал. cassa - ящик, сундук) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе. Они одновременно служили и местом хранения и сиденьями. Кассоне украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века входит в моду резной декор.
В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные и мифологические темы, темы древней и современной истории, аллегорические - темы целомудрия, добродетелей, любви, брака. Часто встречались нравоучительные сюжеты, изображения праздников, триумфов, шествий.
В искусствоведческой терминологии «кассоне» называют одновременно и украшенный сундук и художника, специализирующегося на изготовлении кассоне. Среди них были такие прославленные мастера, как Якопо дель Селлайо, но были и те, кто специализировался исключительно на производстве кассоне и не оставил своего имени (напр. Мастер Аргонавтов, чьи прекрасные панели от кассоне хранятся в музее Метрополитен). Среди имён известных художников, которые не гнушались росписью кассоне, можно назвать Боттичелли, Мазаччо, Мантенья, Филиппино Липпи, Либерале да Верона, Скеджа, Бьяджо д'Антонио Туччи и др. В XIX веке расписные панно, снятые с кассоне, продавались отдельно, поэтому теперь их можно видеть в залах музеев в дорогих рамах."
Но оказывается "В настоящее время происхождение картин горизонтального формата - спальере - объясняют иначе: да, они изготавливались для украшения брачных покоев, поэтому тематика избираемых сюжетов для них любовная, но использование уже изготовленных спальере в качестве передней стенки кассоне - это только один из вариантов, их также размещали в изголовье или изножье брачного ложа. Это также объясняет существование целых серий спальере из 3-4 картин одного автора на общую тему - для одной опочивальни." Спасибо уважаемой
alexspet
Три картинки по теме отсюда
https://marinni.livejournal.com/577787.html#cutid1
Джованни ди Сер Джованни (Скеджа) (1406-1486), Фредерик III и Леонора Португальская в Риме, 1452, Художественный музей Вустера, Вустер, штат Массачусетс.
Ниже образцы росписи сундуков из Википедии.
Перенесение сундука (справа вверху). Сундуки перевозили или несли в свадебной процессии.
Филиппино Липпи, Esther choisie par Assuérus
Мантенья
Бьяджо Антонио Туччи, История Джузеппе, музей Метрополитен
Бьяджо Антонио Туччи, Две сцены из истории аргонавтов, музей Метрополитен
Бьяджо Антонио Туччи,Триумф Сципиона, внизу фрагмент
Серия "Триумф Петрарки", 1468
2 панели Domenico di Michelino
Domenico di Michelino - Battle of Camilla and Aeneas - 62.164 - Indianapolis Museum
Lorenzo di Niccolò, Национальный музей Варшавы
Часть 2
https://uchitelj.livejournal.com/1115912.htmlЧасть 3
https://uchitelj.livejournal.com/1116438.htmlЧасть 4
https://uchitelj.livejournal.com/1116917.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлонио_ди_Джованниhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B0 https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Domenico_di_Michelinohttps://it.wikipedia.org/wiki/Biagio_di_Antonio_Tuccihttps://arabena.livejournal.com/213119.html https://alexspet.livejournal.com/170979.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:15th-century_cassonehttps://marinni.livejournal.com/577787.html#cutid1https://en.wikipedia.org/wiki/Spalliera