Народный каталог Sobory.ru

Sep 16, 2013 21:39

Давно хотел написать про Н.К.П.А. Соборы.ру и его Всемирно-Историческое Значение. А заодно почему все Люди Доброй Воли должны ему в меру сил помогать.

Начнем с формальных показателей. На сегодня Соборы - самый большой электронный иллюстрированный русскоязычный корпус памятников архитектуры, пусть и регионализированный и узкотематический. Сейчас в нем 27К+ архитектурных объектов и 172К+ фотографий к ним - увы, не ко всем, почти 4К объектов каталога пока живут без фото. Целостному восприятию фототеки это не слишком мешает - несфотографированные объекты спрятаны из основного оглавления, попасть на их страницы можно либо очень случайно, либо наоборот очень целенаправленно. Это один из ключевых компромиссов, выработанных модераторским сообществом в процессе создания каталога. Есть и другие важные компромиссы. Так, очевидно, что далеко не все объекты - памятники архитектуры. И одно время была популярна идея не брать в каталог объекты, построенные после 1939 года - но согласились, что новоделы тоже бывают Качественной Архитектурой, даже если выстроены наполовину или целиком из бетона (субъективный пример, можете поискать свои). Кстати, выдающийся проект Андрея Дыбовского "Глобус Беларуси", который я считаю во многих аспектах образцовым, тоже постепенно пришел к тому же.

Качество любительских иллюстраций, конечно, бывает разным - но посмотрите для сравнения фотографии (сделанные, между прочим, дипломированными специалистами охраны памятников) в опубликованных паспортах объектов культурного наследия на профильном сайте Минкульта - и ужаснитесь, с чем мы идем в XXI век.

Каталог полностью добровольный и полностью некоммерческий. Никто из соавторов или модераторов не получает от участия в нем никакой компенсации, помимо моральной. Поэтому мы не избалованы помощью со стороны специалистов-искусствоведов, от которых (наверное, в оправдание своего неучастия) приходится слышать упреки в непрофессионализме, любительстве. (В скобках замечу, грань между иным профессионалом и иным любителем очень даже условна - все мы знаем примеры, блестящие и не очень). Конечно, "народный" формат имеет очевидные недостатки, связанные прежде всего с дисперсией качества материалов. Однако благодаря обширному (и во многом авторскому, т.е. уникальному) контенту сайт каталога очень хорошо естественным образом (т.е. без каких-либо отдельных вебмастерских усилий и специфических SEO-штучек) проиндексирован, его суточная посещаемость редко опускается ниже 10К уников - а в пик сезона (например, на майские праздники) и вовсе может зашкалить за 25К. Приятно, что каталог востребован путешествующей братией. Но не только ей! По моим наблюдениям, главный созидательный импульс каталогу дает Обратная Связь, и она же порождает главный обратный импульс, мессидж каталога во внешний мир.

Ведь основной потребитель контента - опять же, по моим наблюдениям - вовсе не турист, а ... рядовой местный житель (или уроженец, что почти то же самое). 95% получаемого персонально мной фидбека с Соборов - это именно "сообщения с мест". Как правило, люди благодарят за фотографии их Малой Родины, или сообщают какую-то полезную информацию, иногда ругают, если я что-то напутал. Тогда уже я благодарю и извиняюсь, исправляю ошибки - или же отстаиваю свою точку зрения. Бывает, завязывается серьезная переписка, заканчивающаяся заочной дружбой и даже очным знакомством, это очень ценно. Понятно, что пишут далеко не все, малая доля, однако позволю себе экстраполировать получаемый фидбек на всю пользовательскую реакцию, которая интегрально позитивна. Как это работает, смотрите. Открывает какая-нибудь местная сельская жительница (или житель, а чаще не житель, а уроженец, вполне уже городской и уже слышавший от соседей-подруг про Одноклассники или там ВКонтакте) компьютер и хочет поискать кого-то из своей деревни, или допустим показать подросшим детям свой деревенский дом, или просто поностальгировать. Набирает в поисковике свою какую-нибудь, допустим, Пачепельду - и в первых же строках поверх всякого мусора видит (а мы ж помним про хорошую проиндексированность каталога!) ссылку на опа ... свою церквушку родную, в которую ж ходили на танцы ж, или прятались курить ж от взрослых. !!!

А дальше - кто всплакнет, кто усмехнется, но чаще реакция стандартна и предсказуема: "Надо же, кто-то и до нашей деревеньки доехал, церковь нашу сфотал. Ого, москвичи, с самой Масквы! Во как, нашу церковь и в Москве знают. И не церковь это, оказывается, а Часовня Илии Пророка, девятнадцатый век, первая половина. И правда ведь, батя рассказывал, раньше на Ильин День вся деревня гуляла... Клавка, Нюра, гляньте-ка, москвичи нашу часовню зафотали!". Повздыхают, вспомнят детство босоногое. В большинстве случаев, наверное, на этом сессия и обрывается. Времена, однако, меняются, да и возраст не последнее дело - и зачастую (да часто! очень часто!) просмотр перерастает в конструктивная рефлексию: "А часовенка-то наша, смотри, покосилась/прохудилась/заросла совсем. Надо бы как-нибудь съездить, поправить/подлатать/обкосить... Нюр, а Нюр! Помнишь, теща просила ее в деревню свозить, на могилки родительские. Чего там у шурина с Нивой, когда кстати Пасха в этом году?"

Я много езжу по глубинке и точно знаю, что подобные беседы - не такие уж фантазии. Не думаю, что ситуация со спасением памятников радикально переломлена - но ее вторая производная, похоже, таки поменяла знак. Это как? Поясню. Если раньше интегрально памятники гибли с каждым годом все быстрее, то сейчас - с каждым годом все медленнее. И местные в этом процессе играют с каждым годом все большую роль.

Есть и другой аспект. Все больше появляется в свободном доступе архивных материалов - епархиальных справочников, Списков Населенных Мест, ревизских сказок и пр. Все больше людей обзаводится внедорожниками, снегоходами, моторками, активно путешествуют, публикуя отчеты о дорогах и бездорожьях, способах попасть во все новые места. А значит, как ни парадоксально, все больше шансов найти какой-то всеми забытый памятник, по всем учетам числящийся утраченным или вообще нигде в современных сводках не зафиксированный. В моей персональной практике счет таким случаям уже двузначный, и я не одинок.

Но самое досадное - когда приходишь к какому-нибудь полузабытому объекту, к которому нет ни описаний, ни фотографий - современных либо архивных, а памятник рухнул, сгнил или сгорел 30, 20, 10, 5 лет, полгода назад. Или "облагорожен" разного рода умельцами, не обязательно местными жителями или дачниками - часто по наущению духовных или светских властей, а то и прямо органов культуры. И стоит такая кружевная некогда заонежская древняя часовня обшитая сайдингом и перекрытая профнастилом, пугая взоры добравшихся. Или хранит в ней новый хозяин картошку, никого не подпускает и мечтает распилить на дрова, а на ее месте поставить новый хозблок из пенобетона. И ничего такому уже не докажешь и не вразумишь, время упущено.

Итак, ключевой компромисс - мы развиваем каталог без презумпции фото. Т.е. соавтору, подающему заявку на отсутствующий в каталоге объект, не обязательно его лично посещать - достаточно о нем просто знать. На практике это оборачивается тем, что иной чрезмерно активный соавтор начинает засылать пачками целые списки, скопированные с епархиальных сайтов. Дело, безусловно, полезное. Беда в том, что эти сайты грешат неточной и непроверенной информацией, всё приходится проверять по крупицам. Да и архитектурная ценность приживляемых епархиальных новоделов, мягко говоря, сомнительна. Сейчас в каталоге создан специальный раздел "Розыск". В свое время нам с Павлом стоило немалых усилий убедить коллег в его необходимости, а убедив - превратить в эффективно работающий инструмент. Нововведением довольны не все. Так, в каталог хлынуло большое количество примитивных новоделов - и ни у какого самого терпеливого модератора не хватит драйва приживлять сотую на дню типовую надкладезную часовню из "оцилиндрованого бруса". Сейчас у каталога 3645 соавторов, а действующих модераторов всего 8 человек (правда, недавно добавились еще двое - но они пока присматриваются и набираются опыта). А ведь каждый объект еще нужно сопроводить довольно развернутой атрибуцией - например, максимально точными координатами. Плюс работа с присылаемыми фотографиями, отбор которых с каждым днем все сложнее - нет бы слали уникальные объекты с уникальных ракурсов, так ведь сотый раз один и тот же развесистый придорожный храм, градус-в-градус - или, того хуже, набивший оскомину центральный ансамбль какой-нибудь облепленной паломниками лавры.

Каталогу нужны модераторы - люди увлеченные и хорошо разбирающиеся в предмете. Но в модераторы приходят из соавторов, а соавтором может стать (и затем себя проявить) любой желающий. В каталоге есть целые регионы, зияющие обширными лакунами. Так, например, из богатой на памятники Тамбовской области в каталоге зафиксировано лишь 95 объектов, из Черкасской - 18, Полтавской - 54, Омской - 61, Самарской - 101, в то время как в соседних и схожих с ними Рязанской - 737, Липецкой - 480, Воронежской - 466, Харьковской и Ульяновской - по 258, Тюменской - 151, Свердловской - 509, Татарстане - 695. Особо ценны люди, способные двуедино помочь как наполнению, так и параллельному сокращению раздела "Розыск" - активно путешествующие, дружащие с фотоаппаратом и со словом, владеющие навигатором, хорошо ориентирующиеся в картах и современных геосервисах, а также любящие и умеющие терпеливо работать с источниками. Приходите)


(переход на сайт по клику по картинке)

В следующей части напишу про Народный рейтинг объектов.

хультурка, ахреф, деревяшки, кирпичики

Previous post Next post
Up