Онега-регтайм, часть 6. От Онеги до Ладоги, или Фотографы такие фотографы...

Aug 30, 2010 19:41

Эта часть по просьбе трудящихся будет почти без фотографий. Кому нужны картинки - тычьте по ссылкам.

***
Ох блогеры такие блогеры, никак им не угодишь:) Сначала им картинок нехватат, не успел выложить картинки - уже обзывают их матным словом и самого чуть не во враги культуры записывают. Ну да, обидеть-то художника может каждый (с)... Дорогие мої, помойму ж это очевидно: фотки в моих дыбрах совсем не главное, главное - буковки! И фотомыльницу убитую я пользую может специально для того, чтобы самому меньше отвлекаться от главного, и вас не отвлекать от буковок. Я ж не по Марсу путешествую, кому интересно - всегда можно в Сети картинки получше поискать - а то и самому съездить да отснять. Вон А.С.П. с "Рождественки" вообще картинок не выкладывает (хотя мог бы), а какие вкусные отчеты получаются - зачитываешься! В конце концов, у меня ж не фотоблог и я ж не выставку готовлю и не путеводитель глянцевый пишу "Вокруг Света". А вспомните, кстати, популярные путеводители 70-х - 80-х, легендарную серию "Дороги к прекрасному" - ну какое там нафег качество картинок?! А скольких, тем не менее, хороших людей эти тоненькие желтые книжечки увлекли путешествиями, краеведением, изучением и спасением памятников. Я, конечно, не Гунн и не Дунаев - но жанр-то примерно тот же, по большому счету. Про качество фото для путеводителей - отдельно также вспоминается эпический наезд vokati на av_otus'а (на "Малых Островах") за съемку Сольвычегодска, весьма иллюстративно:)

Мне в экспедициях многое интересно, не только красивая картинка. И фотограф я в десятую очередь. Только разве похвалят когда-нибудь записного фотографа за такую, к примеру, фотку? А мне вот спасибо сказали, аж два раза. Попутно сравнив с самим Прокудиным-Горским, не хухры-мухры:)) Вы, кстати, почитайте на досуге всю ту ветку от начала до конца, весьма увлекательно. Это ведь живая история фотоискусства в контексте эпохи, фотография на службе ага войны и мира. (Вкратце - в альбоме Прокудина-Горского "Мурманская железная дорога", который он снимал по заказу военного ведомства - места съемки в подписях к фотографиям оказались нарочито(?) перепутаны. Если принять "конспирологическую" версию - сделано это было под диктовку николаевских военных. А скорее даже - сменивших их чекистов, дабы запутать вероятного противника - и было одним из условий вывоза уникальной коллекции за границу. Благодаря чему, возможно, она и уцелела большей частью и смогла дожить до наших дней, когда стало возможным любому изучить каждый ее пиксель и вести квазинаучные дискуссии). Эй, фотографы, да тут такие сенсации в отрасли творятся - а вы всё про панасоники мусолите, да хорошим манерам учите:(

Кстати про панасоники, чтоб два раза не вставать. Вот вам в контексте заголовка история с картинкой, она и в контексте всего путешествия заодно, чтоб уж плавно к теме:

В кадре - хороший человек Володя, он возил нас на своей машине всю оставшуюся часть маршрута (от Ладоги и Подпорожского Кольца через Каргополь в Москву, с заездами во всякие Гиморецкие и Юксовские погосты и пр.). У Володи строительная фирма, строят деревянные особняки и коттеджи для богатеньких сограждан, на Рублевке ага. Про дерево как материал для строительства знает всё, казалось бы. Плюс есть вот такое хобби. Девайс, над которым он склонился - камера начала прошлого века, едва не современница Прокудина-Горского. Это самая маленькая из тех, что у него есть, а всего их четыре вроде. Сколько все это стоит вместе со всеми причиндалами - боюсь даже спрашивать. Так вот, спустя полчаса после нашей встречи (на станции Свирь) я показал ему (ну не только ему) один только Согинский погост (его фрагмент как раз на фото). Потом, на следующий день, для закрепления - еще одну церквушку знатную, Фроловскую в Мегреге. И это определило натурально весь дальнейший маршрут и весь наш распорядок:) До сих пор Володя снимал на большой формат всякие листочки, капельки, ну или голых теток. Теперь снимает исключительно церкви:), и не только деревянные. Подумывает о тематической выставке, заодно зовет меня в очередную поездку на Север, в качестве гида и штурмана :-00))) Попутно дочка научилась держать в руках пентакс, освоила на церквях (к которым тоже вкус прорезался) всякие нехитрые экспозиции-диафрагмы-гистограммы, и ей даже удается иногда кадр выстраивать. Так что за более-менее качественную фотофиксацию объектов деревянного зодчества я спокоен, как и за поголовье их ценителей. И заметьте, никаких красочных блогов и дорогих фотоаппаратов на это не требуется - достаточно один раз за руку привести и носом ткнуть, а дальше оно само. Простите, что повторяю очевидные вещи.

***
Итак, дети собрались вместо похода по Подпорожскому Кольцу искупать меня в Ладоге. Чем дольше я ехал в душной электричке Маленьга - Кемь, тем больше эта затея мне нравилась. Даже ночной Беломорск, где я отправился с вокзала прямиком на берег, не освежил прохладой. Усевшись на прибрежный гранито-гнейс, окунул ноги в няшу и созерцал, как их постепенно скрывает Мировой Океан. Нет ничего более затягивающего, как наблюдать за литоралью во время прилива. Сперва в ней суетятся хлопотливые кулички на тонких ножках, торопясь урвать всяких рачков-паучков, пока тех не скрыло под водой. Потом им на смену приходят всякие водоплавающие канцерофаги, и так далее вверх по пищевой цепочке.

Скорый Мурманск-Москва удивил меня наглухо задраенными окнами и расправленными одеялами. Солнце уже взошло, и я бросился по привычке открывать форточки и поднимать шторы, со словами: "Вы чё граждане, сейчас же все тут сдохнем". Граждане продирали глаза и тихонько оправдывались, постукивая зубами: "М-м-мы из М-м-мурманска, у н-н-нас т-т-там п-п-плюс д-д-два". Посмеялись, отогрелись, побежали умываться, а я уснул. Но сперва врубил прибор, поставил точку у станции Илемсельга (см. верхний лж-кат), приладил к форточке скотчем, насторожил оповещалку на радиус два километра и уж тогда задрых.

Как вы уже поняли, со станции Свирь мы первым делом заехали в Согиницы. Результат был предсказуем: Володя сразу стал развертывать свой агрегат, намечать точки съемки и танцевать вокруг них с экспонометром. Приговаривая, что придется сюда вернуться еще с утра, и потом еще раз вечером (забегая вперед, так оно и вышло). Остальные похватали свои мыльницы и зеркалки и тоже пошли водить хороводы вокруг погоста.

Картинка для иллюстрации вышеизложенного: Шуричка вдохновенно фотает пентахсом Никольскую церковь Согинского погоста - а до этого ведь только цветочге фотала, кошачге да шнягу всякую...

(кликабельно)
Под катом - краткое описание наших перемещений в последующие двое суток, со ссылками на картинки (по одной-две на объект). Подробный сюжет про Согинский погост и остальное Подпорожское Кольцо будет уже в следующей части.

***
Из Согиниц мы вернулись в Важины, откуда поехали к М18 прямой "федеральной" дорогой, которую мы разведали в велопоходе в 2007-м, помните? С обеих сторон асфальт, а посередине - живописная такая "раллийная" грунтовка, с крутыми горками и поворотами. Только поехали не как тогда напрямую, а сделали небольшую и очень приятную петлю через Михайловское. В Михайловском я сфотал баскетбольный щит, в Мегреге - птичек, в Видлице - новенькую церковь.

Две ночи мы ночевали на Ладоге, там я тоже иногда фотал (правда, это не вполне Ладога, но неподалеку). В Володиной машине было лишь два свободных места, поэтому детей мы катали по очереди, радиалками. 10-го была очередь Шурички. Оле понадобилось раньше в Москву, поэтому мы ей взяли билет на поезд из Лодэйки и показали вокзал в Видлице. Зато 11-го она весь день моталась с нами (новообращенная Согиницами Шуричка тем временем самостоятельно прокатилась с пентахсом в Важеозерский монастырь). 11-го мы с утра посмотрели Мегрегу (где состоялось окончательное Володино обращение, с плясками вокруг главного объекта), потом Курпово, по второму разу Согиницы, затем Заозерье, Посад, Волнаволок. К 17:00 достигли дач в Яковлевской, Володя со своими поехал назад (по третьему разу, ага) ловить свет в Согиницы, а мы с Олей сходили пешочком в Сидозеро и оттуда через Чёлму радиально в Ефремовскую, в 20:03 сели в Чёлме в электричку до ст.Свирь, где в 20:17 воссоединились с остальными. По дороге сняли в сумерках собор в Олонце, просто для комплекту. Еще одна, похожая. Оля осталась очень довольна, но теперь уже Володя, посмотрев цифрофотки Сидозера, загорелся тащить туда свой агрегат. Поэтому 12-го мы еще раз заскочили в Сидозеро от Подпорожья, уже с Шуричкой. Перед этим посетив Старую Слободу, ага.

Дальше все тривиально - Гоморовичи, Родионово (ночевка), Шустручей, радиалка на правый берег (Гимрека, Щелейки, Красный Бор), радиалка в Ежесельгу, и дальше тупо Ошта - Мегра - Палтога - Вытегра (ночевка) - Андома - Самина - Пудож - Хижгора - Лядины - Кр.Ляга (ночевка) - Каргополь - Б.Шалга - Няндома - тупо Грехнев Пал - Коноша - Ерцево - Вожега - Харовск - Сокол и тупо М8. Володя отснял еще примерно 20 сдвоенных кадров, для таких форматов это очень круто.

(если к какому-то топониму нет ссылки - значит, картинка пока не готова)

***
Один лишь штрих, как некий итог всей эпопеи: в Каргополе не сделал ни одного(!) кадра, просто не мог уже, серьезно:)