Онега-регтайм, часть 5. Усть-Кожа - Ворзогоры.

Aug 28, 2010 00:59

В этом старинном поморском селе на берегу Онежской губы Белого моря находится один из семи уцелевших деревянных "тройников" Русского Севера (17-18 вв.), и деревянная же кладбищенская церковь 19 века. Позволить себе, покидая низовья Онеги, пропустить Ворзогоры - я никак не мог.

Картинка для превлечения внемания

Read more... )

деtки, otметки, Онега-регтайм-2010, дыбр

Leave a comment

Comments 35

modelman August 29 2010, 21:00:35 UTC
Круто! Спасибо! А расписания ты бы прислал, я как раз 29 рус обновляю. Особенно про буханку.

Reply

uchazdneg August 29 2010, 21:13:00 UTC
На здоровье:)

А я че-то всякий Вельск-Коношу-Беломорск-Свирь-Олонец вокзальные поудалял, ну они и так известны. А в Онеге я до автостанции не добрался, а на вокзале табло нефотабельное, по всей стенке размазанные фрагменты и клочки. Что касается Малошуйки, то его сохранил, можно посмотреть здесь: http://uchazdneg.livejournal.com/109991.html (там ссылки на фото в тексте). Впрочем, из фотографий видно, что они даже между собой не бьются. Истина где-то посередине между ними и цыфирками в текстах постов.

Reply

uchazdneg August 29 2010, 21:15:33 UTC
А буханка ходит несколько раз в неделю, точно пн и ср, остальные два дня забыл, вроде бы чт и вс. Сведения брал не помню откуда, чуть ли не у Кротова в ЖЖ.

Reply


anonymous September 7 2010, 08:56:04 UTC
Устюг, милостивый государь, именно Устюг (ударение на первый слог). Северное правило "ударение на первый слог вне зависимости от возможности\невозможности выговорить это масквичю" работает с данным именем города отлично.
А вот Пирзапельда, батенька, так это Вы меня удивили, просветили и порадовали.
Не то что произнести, я запомнить-то это не имею возможности: хохочусь...

Reply

uchazdneg September 7 2010, 09:34:17 UTC
Да, с Устюгом верно, тупанул. Щас поправлю.
Пирзапельда - а в Пизьмагубу с Пидьмозером не хотите? Пизьмагуба, между прочим, аж 500 лет существует, и я там был. Как и на Пидьмозере, впрочем. Вот с Пирзапельдой пока не свезло, но обязательно.

Глум насчот масквичэй готов терпеть только от них самих. И то не от всех, а от проживших на Кр.Севере не менее 5 лет. Это я к тому, что без смайликов интонации с трудом разбираю, на будущее.

Reply


v1adis1av September 7 2010, 13:54:30 UTC
Прожив в Онеге много лет, ни разу не слышал, чтобы говорили "Онега" с ударением на первом слоге.

Reply

uchazdneg September 7 2010, 14:41:27 UTC
Да, я тоже заметил, и не только в Онеге. Например, в пристанционных поселках так говорят: в Нименге, в Малошуйке. А вот в Усть-Коже или Легашевской - уже по-всякому. Возможно, дело в демографических реалиях, прекрасно описанных тут: http://magazines.russ.ru/nj/2002/226/varl.html ? Упоминаемый мной Алексей Чирцов, уроженец Петровской, давно живущий в Онеге, говорит "онЕга". А его землячка и ровесница из Усть-Кожи - до сих пор "Онега". Возможно и другое: разные названия у города и у реки. А возможно, язык просто не стоит на месте, перенимает более распространенный вариант. Все ж еще со школы усваивают: "ОнЕгин, добрый мой приятель..." :)

Reply

v1adis1av September 7 2010, 15:14:11 UTC
Может, просто прикалываются, те, кто на первый слог ударяет? Правда, если Вы в Легашевской такое слышали, то там половина старожилов переселена из Калгачихи, это тоже на юге Онежского р-на, как и Усть-Кожа -- быть может, это местный тамошний вариант. Но сами онежане вроде бы всегда и реку, и город называли с ударением на Е. Даже есть народно-топонимический анекдот, что де Пётр Первый сказал, выйдя на речку, "О нега!" -- так, мол, и пошло отсюда. Конечно, достоверность этого такая же, как и у объяснения слова "Соломбала" -- мол, Пётр на соломе бал устраивал. Но, учитывая, что зафиксирован он (анекдот) ещё в 19-м веке, до массового появления переселенцев с юга России, можно сказать, что и тогда ударение в слове Онега было там же, где и сейчас.

Reply

uchazdneg September 7 2010, 16:07:35 UTC
Возможно и диалект. В Каргополье говорят "Онега". Я, надеюсь, не в последний раз на Онеге - поизучаю этот вопрос:)

Вообще я заметил, правило первого слога соблюдается на Севере далеко не всеми - особенно среди молодежи, и особенно когда в топониме слышится привычное русскому уху смысловое окончание: "-озеро", "-река", "-порожье". Рабочие на станции говорят ПодпорОжье, но таксист в Легашевской - ПОдпорожье. Особенно повезло Ворзогорам: я слышал тут варианты Ворзогоры, ВорзогОры и ... ВорзогорА. Сухарев в своей легендарной "Каргополочке" четырежды употребляет "ОнЕга" - но сами-то коренные каргополы говорят "Онега". И т.д. и т.п. Вот, кстати, я не слышал "ГрИбаниха", "КАмениха" или "МАлошуйка" - может, тоже не там и не тех слушал?

Reply


nub1an June 27 2011, 16:45:47 UTC
с Онегой на первый слог - это ты здорово загнул, конечно :)

Reply

uchazdneg June 27 2011, 17:10:42 UTC
В смысле? Я доверяю своим ушам и в комментах объяснил, откуда у людей стереотип онЕга. Первым это слово употребил, если не ошибаюсь, В.Г.Белинский. Точно: "Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".
:-0

Reply

nub1an June 27 2011, 17:15:22 UTC
Все словари дают однозначное ударение на второй слог. Да и местные тебе в комментариях подтверждают.
Думаю человек либо прикалывался, либо еще что-то.
Наука, стереотипы тут не причем :)

Reply

uchazdneg June 27 2011, 17:24:16 UTC
От того, что 97% населения говорят "анадЫрь" или "ложить" вместо "класть" - оно не становится языковой нормой. Пока не становится. С научной точки зрения, Онега - диалектизм, стремительно вымываемый из оборота. Местные (в комментах) - из г.Онега, а Онега я слышал в Каргополе и в Усть-Коже, от людей средних лет.

Reply


Онега-регтайм, часть 7. Подпорожское Кольцо. livejournal April 14 2015, 10:23:59 UTC
Пользователь akonkagua сослался на вашу запись в своей записи « Онега-регтайм, часть 7. Подпорожское Кольцо.» в контексте: [...] (тоже, кстати, Подпорожье - но другое, с ударением на первый слог [...]

Reply


Leave a comment

Up