О спорт, ты что?

Feb 23, 2010 14:21


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Современный спорт - очень интересное социально-культурное явление. В том числе и потому, что основан он на разных, а даже противоречащих друг другу, исторических традициях.

В греческой традиции спорт был способом физического совершенствования, победитель Олимпийских игр получал вечную славу, но все соревнования были индивидуальными, а допускались к ним лишь граждане. В римской традиции спортсмены были рабами, гладиаторами, выступавшими на потеху публике, то есть полной противоположностью.

Возрождение античного спорта произошло на базе английских учебных заведений. И спортом использовался для воспитания у подрастающих членов элиты не только стойкости и выносливости, но и моральных качеств. И в первую очередь - командного духа, так как культивировались в основном командные виды. Даже в индивидуальных видах соревнования часто проводились в форме командных, клубных состязаний.

В этой системе ценностей ценилась не победа, а достойная победа. Достойное поражение было практически столь же весомо, а хуже всего была нечестная победа. Многие соревнования проводились без судей, а нарушение правил определял капитан той команды, которая ее допустила.

В частности, в этой традиции спорт должен был быть занятием любительским. Недопустимо было использовать его для получения заработка - до соревнований не допускались не только профессионалы, но и тренеры, так как они имели преимущество по сравнению с любителями, и соревноваться им на общих основаниях было бы нечестно. Более того - во многие спортивные клубы не допускались даже лица, занимающиеся физической работой.

Возрожденные Олимпийские игры достаточно быстро ушли от английской традиции, сменившейся концепцией государственного спорта. Многое тут, конечно, сделали фашисты в рамках «демонстрации превосходства арийского духа». Кстати, хотя очень любят вспоминать об успешном выступлении на той Олимпиаде нескольких американских спортсменов-негров, но Олимпиаду в Берлине немцы выиграли.

Далее соревнование белых арийцев со всякими прочими сменилось соревнованием систем и государств. В том числе в рамках демонстрации преимуществ социалистического строя или наоборот. Однако окончательно убила дух олимпийства новая культурная парадигма «шоу маст гоу он», которая уж никак не соотносится к отстранением от соревнований профессионалов.

Из-за всего этого в оценке спортсменов и их достижений возникает определенный когнитивный диссонанс. Например, всеобщее осуждение вызвало высказывание провалившей выступление биатлонистки, что они не собираются ничего никому доказывать и ни в чем оправдываться. Действительно - с точки зрения греческой или английской традиции они не проявили должных морально-волевых качеств. С точки зрения римской традиции недостойный раб, позорно проигравший и не развлекший публику, жить не достоин. С точки зрения государственного спорта спортсмена готовили и посылали за госсчет, так что должен стараться - ведь не на свои гуляет. А с точки зрения спортсменки - она выступает за себя. Хочет - выиграет, не захочет - не будет надрываться. И вообще - она такая известная, как смеет какое-то там быдло ей указывать?

В разных традициях совершенно различен и статус спортсмена. В традиции госспорта спортсмен, пусть даже выдающийся - солдат спортивных баталий, рядовой. И хотя самые главные на войне именно рядовые, но спортсмены - продукт системы производства спортсменов. Его достижения - не только личные, но и результат работы огромного количества других специалистов, так что надо помнить о них, а не выпендриваться. В рамках госспорта статус «спортсмен» был даже для чемпионов промежуточным, и считалось, что потом они должны заняться чем-то более серьезным и солидным. Поэтому спортсмен должен быть сдержанным, не забывать о тренерах, всех благодарить и мерсикать. И, по возможности, быть малость придурковатым, чтобы не вызывать у других комплекс неполноценности. И когда люди, привыкшие к подобному месту спортсмена, встречаются с гламурным пидарасом, ой, извините, футболистом-миллионером, возникает острый когнитивный диссонанс.

Однако базовой основой спорта, даже современного, является английская традиция. Это - содружество людей, занимающихся одним, делом, тяжелым и часто очень опасным. И чем тяжелее вид спорта, тем лучше соперники друг к другу относятся. Например, спринтеры часто друг друга не выносят. А многоборцы во время соревнований помогают соперникам советами, делятся инвентарем, по окончании обязательно поздравляют победителя, а круг почета бегут все вместе.

Английская традиция сохраняется и в культуре боления - пришедший последним в тяжелых видах получает порцию ободряющих аплодисментов.

Сочетание государственного спортивного соревнования с английско-греческой традицией честного соревнования выполняет очень важную функцию - спортивные баталии заменяют военные. Или, говоря высоконаучно, позволяет канализовать присущую людям агрессию в социально приемлемые формы. Но вот что плохо - это то, что государственный спорт и спорт-шоу с духом честного соревнования не сочетается. Точнее - они его вытесняет.

Хорошо известно, что когда Олимпиада проводится в Северной Америке, то спортсмены США и Канады выступают очень удачно. Традиции восприятия отечественной команды как превосходящей всех на три головы, что не позволяет размениваться на выяснение отношений (что бы капиталисты не делали, все равно мы всех порвем) вызывало крайнюю сдержанность в освещении этой темы. Но, возможно, после провала на проходящей Олимпиаде в рамках разбора «кто виноват» интересные подробности будут доведены до широкой общественности. Однако и без этого понятно - американцы и канадцы никогда не упускают возможности помочь своим и помешать чужим. Например, расписание соревнований всегда составляется так, чтобы своим было удобнее. Свои спортсмены всегда селятся в более удобные гостиницы. Ну и так далее - например, помню, что когда была зимняя Олимпиада в США и заезды саночников проходили под снегом, то перед выступлениями американцев трассу дополнительно чистили, хотя в техническом регламенте прописано, после выступлений скольких саночников это надо делать.

А судейство - это отдельная песня. Пишу под квалификацию лыжников в акробатических прыжках, спокойные комментарии ведущих «американец прыгнул примерно так же, как и белорус, значит, сумма будет баллов на 5 выше». Это уже никого не удивляет.

Особенно, конечно, преследуют российских спортсменов. Отыгрываются за прошлое. Также, спокойным рефреном во время комментария лыжных забегов: «пока у лыжников взяли 120 допинг-проб, из них 70 - у наших…»

Что не сделает государственная похвальба, то добьет шоу-бизнес. Поведение спортсменов всегда было близко к поведению борцов сумо (а в Японии это - не столько спорт, сколько религиозная церемония). Выигравший не должен показывать свою радость, чтобы не оскорбить проигравшего, а проигравший - горе, чтобы не огорчить выигравшего. Сейчас же телевидение смакует слезы проигравших и радость победителей. Для текущих лидеров специально делают загончик, и показывают параллельно выступление нового спортсмена и эмоции бывшего лидера.

В результате спортсмены проявляют крайнюю раскованность - они орут, визжат, даже валяются на спине, дрыгая ногами.

Попробуйте обратить внимание на то, как меняются виды спорта. Например, ранее в лыжах были дистанционные гонки с раздельным стартом. То есть все, в равных условиях и мало мешая друг другу, выясняли, кто за сколько времени сумел пробежать, а потом награждали быстрейшего. Вначале человек показывал, на что он способен, а потом - кто лучше. Но к этим традиционным формам добавлены гонки преследования и с общим стартом. Очень красиво, очень зрелищно и понятно: кто первый приехал, тот и выиграл. Важен не результат, а место. Главное - победить не себя, а соперника.

Например, в традиционных олимпийских горнолыжных дисциплинах старт раздельный. А в новом виде - слаломе-гиганте на снежных досках - уже дуэльный принцип. Соревнуются парами, кто выиграл - идет дальше.

Новые виды спорта отличаются не только зрелищностью, но и крайней рискованностью. Жутко смотреть, как в акробатических прыжках на лыжах, открутив в два раза больше винтов и сальто, чем при прыжках с трамплина, спортсмен на лыжах приземляется даже не в воду, а на жесткий склон.

Так что спортсмены из благородных джентльменов-любителей превращаются в современных гладиаторов, которые на потеху публике и во имя амбиций политиков пытаются убить себя и других все более зрелищным способом. И при этом, вспоминая, сколько многим спортсменам платят, публика уже не сочувствует, а требует за эти деньги все больше крови.

Не хотелось бы морализировать, дескать, раньше люди были чище… Общественная мораль всегда подстраивается под условия. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе перерождения спорт теряет форму безобидной утилизации агрессии, превращаясь в действо, нагнетающее в обществе агрессию и провоцирующее межгосударственные склоки. И, в результате, «футбольные войны» из казуса станут мрачной обыденностью.

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up