Марина и Сергей Дяченко.Vita Nostra.

Dec 19, 2009 12:38


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Я очень рада, что не читала в свое время произведения Марины и Сергея Дяченко. Пропустила их, только самую их первую повесть читала, до сих пор ее помню, хотя она мне и не понравилась. Зато теперь я с удовольствием читаю, все, что они написали, а всего у них 20 романов, еще повести, рассказы… Это именно та советская фантастика, которую я когда-то полюбила. Я думала, ее уже больше не пишут, но ошиблась. По-моему, главное в фантастике - это оригинальный поворот сюжета, основанный на фантастическом допущении, которой может быть и научная гипотеза. Кроме того, фантастика предполагает напряженное действие - там не может быть много лирических отступлений, размышлений. Но если говорить о советской фантастике, то она еще несла обязательный позитивный заряд, имела некоторый морализаторский аспект. Очень часто в нашей фантастике главным героем был подросток. Все это есть в романах Дяченко.

«Vita Nostra» - это роман воспитания, роман о взрослении под руководством умных наставников, кроме того, там есть знакомые многим реалии учебы в вузе, проживании в студенческом общежитии. Старшеклассница Александра Самохина едет летом с мамой к морю, где ее начинает преследовать странный человек Фарит Коженников. Он говорит, что Саша должна кое-что для него сделать, но он никогда не попросит ее сделать то, что она не сможет. Если же она не станет его слушаться, то с ее мамой случатся плохие вещи. А у Саши никого, кроме мамы, нет. Она с детства за нее боится. Очень скоро Саша убеждается, что загадочный Фарит не шутит: он действительно умеет управлять реальностью, например, зацикливать время, подстраивать несчастные случаи и болезни. Саша начинает выполнять поручения Коженникова. Задания Коженникова странные и бессмысленные: то надо было вставать в 5 утра и плыть до буйка и обратно, то бегать по дорожке в парке, а потом мочиться в кустиках. Но главное - соблюдать время и не пропускать. Два раза Саша просыпала, и каждый раз у мамы были неприятности. А между тем, жизнь у мамы стала налаживаться. Она встретила хорошего человека, вышла за него замуж. Саша видела, что мама счастлива. Девушка вообще была дисциплинированная, отличница, очень целеустремленная и обязательная. Она собралась поступать на филфак в университет, и вдруг Фарит ей сказал, что она будет учиться не там, а в Институте специальных технологий в городе Торпе. Где эта Торпа? Никто не слышал о таком городе. Какие специальные технологии? Саша попыталась спорить, но Кожеников показал ей, кто хозяин положения - пришлось смириться. Город Торпа, в самом деле, существовал, а в нем был Институт специальных технологий. Саше выделили место в общежитии. Условия обучения были такие: за каждый несданный зачет или экзамен наказывались родственники студентов, а отчисленный студент умирал. Экзамен по специальности был на 3-ем курсе. После него одни студенты исчезали навсегда, а остальных переводили учиться в другое место. Студенты первого курса отличались от второкурсников и третьекурсников. Если первокурсники были обычными ребятами, только много пили, потому что их загнали учиться в Торпу такими же угрозами, как и Сашу, то старшекурсники выглядели и вели себя странно. Они могли надолго задуматься и застыть, могли повторять одни и те же слова, у кого из них не хватало глаза, у кого руки, кто то слеп, то прозревал. Студенты изучали иностранные языки, историю, философию, занимались физкультурой и специальностью. По последней были индивидуальные занятия, изучение предмета заключалось в запоминании больших кусков абсолютно несвязного текста. Наказания осуществляли кураторы. У Саши куратором был Коженников. Она очень старалась, чтобы у мамы не было неприятностей, зубрила дурацкие тексты с утра до вечера. Постепенно она поняла, что главное в этом то, что по мере занятий она меняется, как личность, становится другой, что расширяется ее сознание. Ее стали хвалить, а у мамы родился сын. Таким образом, успехи дочери были связаны с появлением хороших изменений в жизни матери. На 2-ом курсе до Саши начало доходить, чем они занимаются. Она поняла, что существует внутри гипертекста, что все люди - не только люди, но еще и слова. На 3-ем курсе она узнала, что она - глагол в повелительном наклонении, парень с которым она одно время встречалась - глагол в сослагательном наклонении, кто-то признак предмета, кто-то - имя предмета. Преподаватели и куратор - сложные грамматические конструкции или правила, причем некоторые из них когда-то были людьми, а некоторые никогда не были. Она увидела, что ее тело может меняться. Одно время у нее появились крылья, и она могла летать, могла видеть каждой клеточкой кожи. И мир был не таким, как она привыкла - он мог быть любым. Но это не отменяло того, что она продолжала любить свою маму, бояться за нее, с кем-то дружить, с кем-то ссориться. Перед переводным экзаменом Фарит предложил ей вернуть все назад - сделать так, что ей опять будет 16 лет, и она никогда его не встретит. Да, но тогда мама не выйдет замуж, не родит ребенка, останется одинокой и бедной женщиной. Да и Саше уже самой хотелось творить новую реальность -ведь ее специализация - глагол в повелительном наклонении была очень редкой и очень важной. Понравилось ей, и летать, и видеть мир по-другому. Фарит объяснил ей, почему они так пугали студентов - они считали, что только страх создает по-настоящему сильную мотивацию для той учебы, которая была необходима. Вот с этим Саша не могла согласиться. Она не могла примириться с такими жестокими методами. А переводной экзамен заключался в том, чтобы полностью осознать себя словом и зазвучать. И она зазвучала: «Я отказываюсь бояться».

Честно говоря, основная фантастическая идея романа - люди-слова, мир - гипертекст - не прописана толком. Кто говорит с помощью людей-слов? Кто автор? Чем ученики Торпы отличаются от обычных людей? Но главное не в этом. Основной вопрос тут в том, до какой степени учеба должна быть принуждением, годится ли страх в качестве мотивации. Последнее можно отнести не только к учебе. Вроде бы, весь пафос авторов направлен на отрицание таких методов, но никакой альтернативы они не дают. Так не хорошо, а как можно?

Помимо этих мало разработанных проблем в романе много примет студенческой жизни, взаимоотношений с сокурсниками и преподавателями. Читать роман интересно.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up