В пятницу по телевизору показывали праздник выпускников в Петербурге - «Алые паруса». Я один раз уже смотрела такую трансляцию - она очень длинная. Но всегда хочется увидеть, как по Неве пройдет парусник с алыми парусами. Поэтому я нашла какой-то сериал, а на трансляцию праздника переключалась время от времени.
Выступали какие-то неизвестные мне певцы. Ничего не могу сказать про их творчество, но слушать их не хотелось.
Вел шоу Хрусталев. По мне, так он - малоинтересный ведущий, никакой.
Шоу устроено так, что к концу, к моменту появления корабля, его темп все убыстряется и убыстряется. И вот - бесконечные фейерверки, барабаны, мало того - еще и какой-то тип с рогами на сцену вылез, и женщина с питоном там была. Зачем все это? Показывали и танцоров, изображавших, видимо, Ассоль и Грея, потому что девушка была в красном платье: потом в другой паре юноша был в красной рубашке. Еще показывали какую-то как бы влюбленную пару, которая сверху как бы наблюдала за шоу.
Прибыл, наконец, и корабль. Красивый. Но как он не утонул в этом океане пошлости и дикости?
Как-то мне обидно за «Алые паруса». Эту повесть Александр Грин (1880-1932) написал в 1921 году.
Судьба писателя была тяжелой, хотя в большей части несчастий был виновен его характер.
Все же Грина неплохо печатали при жизни и после смерти. Но в 50-х годах его творчество попала под кампанию борьбы с космополитизмом, так как в его произведениях действие происходит в вымышленных городах, а герои носят нерусские имена. Но все это время другие писатели (Паустовский, Олеша и др.) помнили о Грине, ходатайствовали о переиздании его книг. В 1956 году сборники рассказов и повести были выпущены большими тиражами.
Большую роль в увековечении памяти писателя сыграла его третья жена - прототип Ассоли и некоторых других героинь.
Нина Грин 10 лет провела в лагерях, куда попала за то, что в годы немецкой оккупации Крыма, где семья жила с 1924 года, согласилась работать корректором и редактором в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». В дальнейшем была угнана на трудовые работы в Германию. После освобождения вернулась в Крым из американской зоны оккупации и была арестована, отбывала заключение в лагерях на Печоре, затем - в Астрахани.
По отбывании наказания ей удалось создать мемориальный музей Грина в Старом Крыму.
В 60-е годы 20 века в СССР Грин удивительным образом оказался созвучен эпохе. Романтика была в моде. В 1961 году вышел чрезвычайно популярный фильм «Алые паруса», и даже те, кто ничего не читали, узнали про Ассоль и ее мечты. Про Ассоль сочиняли стихи, пели песни, рисовали картины, ставили балеты.
Этой популярности хватило где-то до конца 70-х. Для моего поколения "Алые паруса" стали частью сознания. Где-то в глубине души для них навсегда остался уголок. Поясню на примерах из жизни.
Помню, что одна моя подруга юности в своих дневниках писала (она давала мне их читать, так как хотела стать писательницей): «Таня, не смотри на Каперну! Не обращай на нее внимания!». Я тогда удивилась, что она чувствовала себя особенной и ожидала принца, а окружающих воспринимала как грубых и ограниченных жителей деревни, где жила Ассоль. Кстати, принц явился где-то к ее 30-ти годам. Он был аспирантом из Казани, сыном известного там в научно-преподавательской среде человека. Парень подошел к ней на остановке автобуса и спросил: «Вам не кажется, что где-то за углом стоит парусник?». Внешне он, впрочем, никак не напоминал Ланового в роли Грея, но и моя подруга была далеко не Анастасия Вертинская.
Вскоре они поженились, родня им сразу организовала кооперативную квартиру, естественно, в Москве, они родили троих сыновей. После 1991 года он сделался бизнесменом (не слишком успешным), а она стала домохозяйкой. Писать дневники она перестала, и желание стать писательницей у нее пропало. А жаль: мне очень нравилось, как она пишет.
Другая моя подруга как-то нарисовала для меня картинку: Ассоль смотрит вдаль, а там виднеется парусник. Рядом она приписала слова из Блока: «Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран, и мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман!». Эта подруга, к сожалению, к 30-ти годам тяжело заболела. А до этого она увлекалась всевозможной эзотерикой.
Сборник рассказов и повестей А.Грина мне подарили где-то в 7-ом классе. Я перечитывала его много раз. Больше всего мне нравились там рассказы «Возвращенный ад», «Битт-Бой, приносящий счастье», «Сердце пустыни», «Жизнь Гнора», «Сто верст по реке», «Крысолов». Позже я прочла «Фанданго» и «Бегущую по волнам». Мне жаль людей, которые не читали этих книг.
По «Бегущей по волнам» был в 1967 году снят хороший фильм, но он уже не стал таким популярным, как «Алые паруса» Птушко.
А вот «Алые паруса» не входили в число моих любимых произведений.
«Алые паруса» - о том, что чудеса надо делать своими руками и не для себя, а для других. Помоги другому осуществить его мечты - и ты сам станешь счастлив. Но считывалось все же больше другое: верь, и твоя мечта сбудется. Наверное, этим повесть и прельщала читателей.
Фильм или песня или картина с темой алых парусов - это хорошо, но когда они всюду, то надоедают. Сколько было кафе и баров с таким названием, сколько продавалось поделок с алыми парусами! Корабль мечты постепенно оброс пошлостью.
Не избежал этого и праздник выпускников. Он был придуман на пике популярности Грина в 1968 году, отменен в 1979 и возобновлен в 2005 году Валентиной Матвиенко, которая тогда занимала должность губернатора Санкт-Петербурга. Наверное, она в молодости тоже любила Грина.
«Алые паруса» Грина - это сдержанность, камерность; робкая, но при этом несгибаемая вера в чудо, в возможность счастья, а шоу «Алые паруса» - это 20 минут фейерверков, барабанного боя, которым предшествует многочасовой концерт с громкими песнями и плясками. Одно никак не вяжется с другим.
Возможно, выпускникам нравится, но, может быть, не стоит транслировать по ТВ? Хватит и момента, когда корабль под алыми парусами проходит по Неве. Хорошего надо понемногу. Излишества вредят. 22 очка - перебор.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)