Начну издалека.
Представьте себе, что у кого-то умер или погиб близкий человек, и вот этот человек выходит через некоторое время на место работы или учебы и пр. Люди ведут себя по-разному в отношении его беды: одни выражают соболезнования, другие не только выражают соболезнования, но и рассказывают, что пережили нечто подобное, что было очень тяжело, но потом стало легче. А кто-то ничего не делает и никак не показывает, что знает о случившемся и даже в присутствии этого человека как-то нарочито громко смеется и веселится.
Как к этому относится скорбящий? Поблагодарит тех, кто выразил соболезнования, выслушает рассказ других потерявших близких. А как еще можно реагировать? Возможно, он потом будет кому-то благодарен за выражение сочувствия, кого-то осудит внутри себя за бестактность, а с кем-то решит больше никогда не иметь общих дел.
Но разве может быть, чтобы он встал в позу и заявил: «Мои погибшие - не чета вашим. Они были необыкновенные люди, а ваши - так себе людишки или даже человеческие животные. И мои переживания не сравнивайте с вашими - вы не умеете так любить и глубоко чувствовать, как я»?
Я такого не встречала, и думаю, никто не встречал. Но это - в реале, а вот в ЖЖ сколько угодно.
Например, пару дней висел пост израильтянки, в котором она писала, что
«Меня коробит дискутировать здесь, в жж, с некоторыми русскоязычными, коробит потому, что для них ценность человеческой жизни равна нулю, за исключением случая, когда это их собственная жизнь, да и в этом, честно говоря, я не до конца уверена. Такие персонажи могут запросто предположить фальсификацию наших данных о наших погибших, им не понять, что каждый наш погибший всегда оплакивается всей страной, всегда так было и всегда так будет. Наши потери никогда не исчисляются туманными цифрами отсюда и до забора. В Шестидневной войне у нас погибло ровно семьсот семьдесят девять человек, ровно две тысячи пятьсот девяносто три были ранены и ровно пятнадцать попали в плен. Их имена -- каждого погибшего, каждого -- произносят каждый год в день памяти погибших солдат...Люди, живущие в мире, где о потерях говорят: от пятнадцати до тридцати тысяч, миллионов погибших, никогда не поймут что значит поименно знать каждого».
Про то, что некоторые страны считают свои потери отсюда и до забора - это она о наших потерях в Великой отечественной войне и в СВО. По мнению этой блогерши, у нас по своим погибшим не скорбят и поэтому мы не в силах понять глубину еврейского горя.
«Мы не говорим слава всем павшим, мы называем их всех по именам. И это то, что никогда не поймут те, которые пишут: можно фальсифицировать имена, подложив половину несуществующих. Они пляшут на костях не понимая этого, они выросли в парадигме, где человеческая жизнь -- мусор. Одним больше, одним меньше, подумаешь. Они выросли в парадигме, что во всем и всегда можно обмануть, в том числе в количестве погибших, в том числе, в размере горя. Они верят красивым круглым цифрам, ХАМАС является прекрасным учеником и всегда публикует красивые круглые цифры -- тысячи погибших; пять тысяч превращается в семь спустя всего полчаса».
Это мы с вами выросли в парадигме, где человеческая жизнь - мусор. Но, вроде как дама пишет по-русски, то есть она выросла где-то у нас. Почему же она тогда, в отличие от нас, не считает людей мусором? Потому что изначально - не такая? Или высоко ценить жизнь ее научили, когда она поселилась в Израиле?
Похоже на то, что израильтянка ценит жизни палестинцев? Она упрекает кого-то, что они не верят в число погибших со стороны Израиля в этом последнем конфликте, но сама не верит палестинцам в то, сколько у них погибло детей. Это - другое, да? Слышали, как же.
«И даже сейчас, когда идет страшная война, такая, какой не было очень давно, мы не забываем не только о погибших на войне, но и о каждом, чьей жизни угрожает опасность. Потому, новость о том, что на одном из шоссе попал в аварию мотоциклист, состояние тяжелое, будем сообщать -- облетает всю страну. Вся страна молится об этом мотоциклисте, которого никогда в глаза не видела и никогда, возможно, не увидит. Просто потому, что он наш и ему угрожает опасность. Мы знаем о каждой аварии в нашей стране, о каждом погибшем в каждой аварии -- это не локальные новости, нет, это новости, которые сообщают на всех центральных порталах новостей, чтобы знали все».
Вот как, всей страной целыми днями молятся обо всех болящих поименно! Стесняюсь спросить, а когда они работают или хотя бы что-то делают по дому? Может быть, дама чуток преувеличивает сострадательность своих сограждан? Во всяком случае, комментарии израильтян к постам про беды людей в России доброжелательностью не отличаются.
Заканчивает она свой пост повторением начальных предложений:
«У нас не бывает фальсификаций имен, у нас не бывает погибших отсюда и до забора, плюс минус десяток, сотня, тысяча, миллион, кто там разберет. Мы чтим поименно каждого. И мне искренне жаль тех, кто не в состоянии в это поверить и это принять. Они не понимают, что и для них самих человеческая жизнь -- мусор. Включая их собственную, потому что кто ты такой, чтобы тебя помнили, если ты не помнишь никого другого. Если ты считаешь, что погибшие, особенно на войне, измеряются списками от и до, включая определенную погрешность, как же без них. Для них погибшие -- способ заработать очки, способ орать громче и важно разглагольствовать о равноценных пропорциональных ответах. Для них люди -- мусор. Но они этого никогда не поймут, никогда».
А как изящно она называет нас мусором! Спасибо, дорогая. Я не знаю, кто эта женщина, но я вполне могла с ней где-то пересекаться. Может быть, мы вместе учились, работали рядом и пр. Ну, не с ней, так с ее родителями. Это было до того, как евреи резко поняли, что их родина - Израиль. До этого они обожали читать стишки про русские березки. Но, оказывается, они считали нас мусором. Очень мило.
(На самом деле, нет, не встречались. Она жила в Баку, лето проводила у бабушки и дедушки в Пензе, видимо, родные уехали в Израиль в 90-х, в вузе училась уже там, живет в Лондоне, но иногда живет и в Израиле, пишет про своего мужа Ыкла и деток. В скорбный день, когда Хамас напал на Израиль, написала развеселый пост, как вся их семья замучилась из-за того, что не могла выпить кофе потому, что надо было без конца спускаться в бомбоубежище).
В коментах тема русских недочеловеков получает дальнейшее развитие.
«Смешат такие статьи, вы недавно из летаргического сна? У них империя, им фиолетово. Всех убьют, все ограбят - всё будет как они любят, кроваво-гомоэротично, именно так, по-адски, и никак иначе».
«Думаю, это люди, травмированные многолетним совком, где граждане последние 100+ лет дохли пачками, т.ч. ценность человеческой жызни там примерна равна стоимости куска калбасы. У них волки с воронами в Украине десятки тысяч схомячили, кто их помнит вообще, каким имена-лица, никто их даже не пытался собрать, штоб белые жыгули не платить, сколько навальных и карамурз медленно умирают в тюрягах, посажынные ни за что. Им на своих, извините, насрать, так они, в большинстве случаев еще и юдофобы поганые, будут сочувствовать нашым, да ни разу.
Мы ж оттуда родом, с тухлых болот, сами знаем непонаслышке, что истинная доброта и векликодушые там начиналось и заканчивалось насильственным переводом старушки через дорогу».
«Очень правильный и хороший пост. И один из неоспоримых выводов - они не поймут. Вот просто, тупо не поймут. Эти люди живут не просто в своем мире, а в какой-то другой вселенной, другом измерении. В том, где кол-во погибших действительно гуляет плюс-минус миллионы(!) и это для них - нормально. А как же иначе? Где постоянные "у нас потерь нет". Они впитали это вместе с молоком матери, российской пропагандой и непоколебимым образом мышления. И трудно их в этом винить - ибо не ведают они, что творят. Они выросли в мире, где человеческая жизнь - копейка, а сам человек - винтик. Где расчеловечевание - это норма
И, если они не ценят жизни своих сограждан, что уж говорить о чужих...».
«Да вы не удивляйтесь, русские из россии такие. И иногда не из россии, россия всегда с ними и путин в их душах. Они продали своих сыновей за пять кило лука или рыбы. Некоторым повезло и им за смерть сына под Бахмутом дали белую машину Ладу. Они призывают умирать за путина, куда еще дальше. Вы им не удивляйтесь, это больные люди больной страны. Выражаю вам глубочайшее соболезнование по поводу случившегося в Израиле».
Н-да, продаем детей за кило лука или, максимум за "Ладу". Это пишут, конечно, украинцы, и они вспоминают один телесюжет, как пришли журналисты к родным погибшего солдата, а родители что-то рассказали про машину, которую купили на выплаченную за погибшего компенсацию. Вот только негодяи и мерзавцы могут в этом видеть что-то дурное. Переживают эти люди и очень переживают. И машину они купили потому, что сын мечтал о такой машине. Им так легче, но тем, кто не терял близких, этого не понять. Например, на поминках часто готовят любимые блюда покойного: он есть уже не может, но мы съедим в память о нем. Эта практика имеет очень древние корни.
Зато совсем недавно бывший русский, а ныне украинский патриот Простовова хвастал и велел нам завидовать тому, что на Украине за тяжелое ранение платят 200 тысяч долларов. Это вам не "Лада"! За это можно умирать.
На похожую тему хороший пост написал Дмитрий Ольшанский.
« Беседовал я сегодня с почтенным дядечкой-историком, автором неплохих книг о Холокосте...Началось все с того, что он - в исходном своем посте - жаловался на то, что его соплеменникам в эти дни мало сочувствуют. Речь, конечно, шла не про русских - это, в рамках данной картины мира, сообщество крайне низкоранговое, и его эмпатия малоинтересна, - а про самую "передовую" западную общественность, заарабский настрой которой делает сейчас очень-очень больно бывшей нашей либеральной публике. Они же так хотят, чтобы "весь Кембридж и Гарвард" был за них, а он, сюрприз, не за них, какая досада.
Тем не менее, я не удержался и написал ему резонерскую реплику о том, что-де непросто сочувствовать тем, кто наотрез отказывает русским в проявлении ровно тех же национальных чувств, что имеют место сейчас на Ближнем Востоке...
Дядечка вежливо сказал: я, мол, что-то не припоминаю в русском контексте аналогичных событий, связанных с убийствами и прочим, которые требовали бы такого сочувствия.
Я ему: не припоминаете? Надо же, а когда людей жгли заживо в прямом эфире, это быстро подзабылось? Понимаю. Что тут такого особенного, чтобы об этом помнить.
А дядечка мне - буквально по тексту мемов - а! но ведь это же совсем не схожие события. То есть - натурально - "это другое"...
О чем это все?
А это все о том, что национализм действительно сильных и умелых в этом деле наций - никогда не строится на рациональной логике и риторике "наших интересов" и "поддержки своих".
Такая логика и риторика - очень популярная в последнее время в России в патриотической среде - выдает слабость национального сознания, его, если угодно, неуклюжее ученичество...
И это - наивный взгляд.
Настоящий глубинный националист - вроде моего дядечки, то есть националист корневой, инстинктивный, - так никогда не рассуждает.
У него нет никаких "национальных интересов" и нет никаких "своих", он и слов-то таких не знает.
Зато он твердо знает другое: речь идет о борьбе прекрасных, культурных, добрых, красивых и цивилизованных людей - с инфернальными монстрами.
И то, что прекрасные и цивилизованные все друг другу родственники - это не более чем совпадение, и сама концентрация внимания на нем - уже фашизм.
"Мы" - вовсе не соплеменники, фу такое говорить.
"Мы" - добро, свет, правда и красота.
И нет у нас никаких специальных национальных интересов, потому что наши интересы - это и есть интересы всего человечества, которое обязано нас любить и нас поддерживать. А как иначе-то? - и это, подчеркиваю, искреннее недоумение, - ведь мы же добро и правда.
Ну а если кто находится вне этого круга света, так он или инфернальный монстр, враг человечности (это в том случае, если он чем-то активно недоволен), - либо его просто нет...
Вот это и есть высокий класс национализма - когда этническое чувство полностью отождествляется с нравственным, а круг соплеменников и им сочувствующих - просто с людьми как таковыми, тогда как "иные" - без всяких усилий заведомо вычеркиваются из человечества, оказываясь либо иррациональными чудовищами (например, в Газе), либо пустотой (например, на Донбассе).
А если вы этой картине мира начнете оппонировать, то вы, скорее всего, сошли с ума, ну либо вам заплатили.
А как иначе-то, повторяю?
Это же свет, правда и красота! - и вы против?
Русские, боюсь, такому не научатся никогда».
Когда-то давно я читала книгу американского раввина Симхи Коэна «Еврейский дом» про иудаизм и национальную еврейскую культуру. Ничего оттуда не помню, кроме двух вещей. Первая - это то, что в предисловии автор пишет, что евреи в США - самая богатая и успешная община (На сегодня это не так: самая богатая община - индусы). И вторая та, где Коэн пишет, что есть у них такое понятие: «Почему ты думаешь, что твоя кровь краснее других?». Я очень удивилась, когда про это прочла, потому что привыкла, что это русских так учат с детства: «Почему ты думаешь, что лучше других?». Попробовал бы кто-то рассказывать, что так, как он, больше никто любить или скорбеть не умеет - засмеяли бы.
Мне казалось, что евреи потому у нас так успешны, что им именно с детства внушали, что они должны быть лучше других, а иначе им не пробиться в жизни в этом чуждом им окружении. Разница между «ты лучше других» и «ты должен стараться быть лучше других» - не такая уж и большая, хотя первое подразумевает врожденное качество, а второе - умение быть первым в учебе, в работе, т.е. необходимость старания, амбиций.
Но сегодня я понимаю, что «Почему ты думаешь, что твоя кровь краснее других» и мнение, что никто так не умеет, например, чтить своих мертвых, как евреи, вовсе не противоречат друг другу. Просто максима про кровь - это для общения еврея с евреем: здесь все так же, как у любого другого народа, и прекрасно осадят поймавшего звезду. А вот в общении с другими народами нужно себя приподнимать до небес.
И трудно понять, откуда это: от боязни, что иначе сомнут, забудут или они, правда, такого высокого мнения о своем народе.
Я не согласна с Ольшанским, что нам нужно учиться такому животному патриотизму. Этот мнение, что только твой народ - это люди, а другие - животные или люди второго сорта, свойственно всем первобытным племенам. Самоназвание этих племен обычно означает «люди», а все другие для них - не люди. Так живут и сегодня чудом сохранившиеся реликтовые племена в заповедниках Африки. Да, они добывают огонь трением, но только себя считают людьми.
А как же было иначе думать? Мир - большой и опасный. Рассчитывать можно только на своих, а чужие могут съесть, или же ты их можешь съесть. Следовательно, они кто? Не люди.
Откуда у большого и относительного молодого русского этноса могут быть такие воззрения? Но странно, что они есть у евреев. Они ведь тоже жили племенами в какие-то невообразимо древние времена.
Возможно, дело в том, что такое самосознание позволяло сохраниться в диаспоре. Другой вопрос, зачем им нужно было сохраняться в диаспоре.
И еще. Все, что мы знаем о евреях, относится к нашим бывшим согражданам - советским евреям. И они же пишут в ЖЖ. А ведь их не так много в Израиле, и не они там заказывают музыку. Их дети - уже другие. А обитающих в Израиле евреев и их потомков из Азии и Африки, мы совсем не знаем. Может, они и думают как-то совсем по-другому.
И последнее. Мое поколение воспитывали как интернационалистов. Не дай бог было осудить какую-то нацию, а еще хуже было превозносить русских. Тут сразу прибегали идеологи и начинали гневно разоблачать.
Вот только эти идеологи часто были евреями. То есть, нам они внушали, что быть русскими националистом плохо, а сами в это время прекрасно были еврейскими националистами.
Но нас уже не переделаешь. Вместо примата нации у нас - примат государства.
И мы, и русскоязычные евреи Израиля - уходящая натура. Молодые сегодня - другие. и им решать, как завтра быть и во что верить. Жаль, что мы ничем не можем им в этом помочь.
PS Для тех, кто ниасилил, многабуков.
Должны ли мы скорбеть о погибших мирных израильтянах? - Да, каждый умерший человек - это погибшая Вселенная.
Должны ли мы больше скорбеть о незнакомых нам погибших израильтянах, больше, чем о погибших бразильцах, пакистанцах или кенийцах? - Нет.
Мы должны скорбеть о своих погибших, но не должны требовать этого о других. Пусть каждый хоронит своих мертвецов.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Блогосфера)