29 марта монахов, принадлежащих к УПЦ Московского патриархата выгонят из Киево-Печерской Лавры.
Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами (откуда произошло название монастыря).
В 1240 году, когда войска Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.
Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Деятельность монастыря возобновилась в 14 веке. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз - в 1300 году, в 1399 году. В 1482 году крымскотатарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь.
С 1592 по 1688 год был ставропигией (монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху ии синоду, а не местной церковной власти) патриарха Константинопольского. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту.
1918 года был убит настоятель Лавры - митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении патриарха Тихона.
15 декабря 1924 года Киево-Печерская Лавра перешла в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого). Обновленцы были против патриарха Тихона и действовали с разрешения советской власти.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 полной ликвидацией монастыря.
По разрешению германских властей 27 сентября 1941 года в стенах Лавры была возобновлена монашеская жизнь; во главе братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор.
После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). С 1991 года Филарет активно добивался самостоятельности Украинской православной церкви. В 1992 году с частью клира и мирян покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ).
С 1992 года по 2014 год настоятель (священноархимандрит) Лавры - митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры - митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Филарет (Денисенко) в принципе действовал, следуя логике развития событий: если распался СССР, если Украина получила реальную независимость, то почему УПЦ должна оставаться частью РПЦ? И наплевать на многовековую традицию. Но тогда было, видимо, еще рано отделяться. На его стороне осталось 2 епископа, когда более 20 остались верны патриарху Алексию II. А ведь еще недавно Филарет и сам думал, что его выберут в Патриархи РПЦ, но пролетел.
Тем не менее, что-то Филарет сумел отобрать у УПЦ РПЦ - далее надо было добиваться автокефалии, т.е. официального признания. Но Филарет не учел, что он не один такой умный.
Будущий первый глава украинской независимой церкви Сергей Думенко родился под Одессой, в селе. В 1996 году поступил в киевскую духовную семинарию УПЦ Киевского патриархата. В начале 2000х занимался религиозной журналистикой в провинциальных епархиях. Затем с ним что-то случилось: возможно, поймал Золотую рыбку или нашел кувшин с джинном. 21 декабря 2007 принял монашеский подстриг, а 6 января 2008 получил сан архимандрита (настоятеля монастыря), 30 мая - управляющим делами патриархии, 7 октября - доцента киевской духовной академии. После получения сана епископа в октябре 2009 года он стал профессором и ректором киевской духовной академии, председателем редакционного комитета и был удостоен другими всевозможными званиями, наградами и почестями.
В 2018 году в ходе объединительного съезда была образована ПЦУ, а ее главой стал 39 летний митрополит Епифания (Сергей Петрович Думенко). В 2019 году ПЦУ получила автокефалию.
В настоящее время Нижняя лавра находится в ведении Украинской православной церкви (Московского патриархата), а Верхняя лавра - в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Поскольку ПЦУ - это государственный проект, украинская власть стоит целиком на ее стороне. У УПЦ отбирают приход за приходом, пришла очередь Лавры.
Монахам было предложено или войти в ПЦУ или убираться из монастыря прочь.
Но со стороны разобраться в ситуации сложно. Например, речь шла о том, молиться ли за здравие патриарха РПЦ Кирилла. В свое время Филарет от этого отказался, но митрополит Епифаний, следуя указаниям патриарха Константинопольского не портить слишком сильно отношений с поместными властями молился за Кирилла. Это перестали делать только в прошлом году. В УПЦ МП, разумеется, за Кирилла молятся.
Ситуация у УПЦ патовая. Их прихожане - в Крыму, на Донбассе. Кстати, если Крым и Донбасс - Россия, то какая может быть УПЦ?
На Украине дела УПЦ плохи. В декабре 2022 года были опубликованы результаты опроса, проведенного КМИС, которые показали, что 54% респондентов высказались за полный запрет УПЦ, 24% - за установление государственного надзора за деятельностью УПЦ и ее представителей, и лишь 12% заявили, что государству не следует вмешиваться в дела УПЦ. Еще 9% затруднились с ответом.
Еще один опрос провела в январе нынешнего года компания Info Sapiens. Согласно ее данным, 69% респондентов назвали себя православными, 41% отнесли себя к ПЦУ и лишь 4% к «УПЦ Московского патриархата». 24% заявили, что не относят себя ни к одному патриархату.
Тот же опрос Info Sapiens показал, что 34% респондентов праздновали Рождество 7 января, 21% - 25 декабря, а 25% отметили праздник дважды. Причем в Киеве 29% праздновали 25 декабря, а 22% - 7 января. И это притом что не только УПЦ, но и ПЦУ праздновали Рождество по привычному для православных юлианскому календарю.
Но мы знаем цену всем этим опросам, тем более, в военное время. И те 4%, что заявили свою приверженность старой конфессии - это отчаянные люди, а именно с такими следует считаться. Сегодня на службу в Лавру - возможно, последнюю службу в нынешнем формате - пришли тысячи человек.
В такой ситуации монахи из Лавры ведут себя осторожно. Они разговаривают на украинском языке, проявляют лояльность к украинской власти. Недавно ходили на поклон к Зеленскому, но он их не принял.
Со своей стороны власть спряталась за музейщиков: мол, истек срок договора от 2013 года - вот и выезжайте, а музей проведет ревизию ценностей.
Митрополит Павел заявил, что в свое время договор заключался с участием правительства, а пока нет официальных указаний, разрывов договоров Кабинетом министров, нет указания президента договор ликвидировать, монахи никуда не уйдут. Распоряжение директора музея - им не указ.
Также он призвал паству прийти 29-го марта, когда должно начаться выселение, в Лавру, но предупредил, что безопасности он им гарантировать не может.
Чем закончатся эти события, неясно. Лавра уже переживала тяжелые времена. Монахов и выселяли и расстреливали. Да и до советской власти всякое бывало.
Пока же идут слухи, что купола соборов потемнели, что как выселение монахов будет означать начало Апокалипсиса...
А в самом деле, угроза ядерной войны, что вполне можно будет считать Апокалипсисом, велика, как никогда. А Зеленский - чем не Антихрист? Происхождение и образ жизни вполне соответствуют.
Будем надеяться, что украинские власти постараются минимизировать этот конфликт. Тем более, что сегодняшние монахи и верующие - это далеко не верующие петровских времен, когда в ожидании Апокалипсиса раскольники запирались в скитах и самосжигались ради обретения рая.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)