27 апреля 2022 на пасхальном банкете лорда-мэра Лондона в Mansion House глава МИД Великобритании Лиз Трасс произнесла речь, отрывки из которой я привожу ниже.
«Милорд мэр, Ваши превосходительства, дамы и господа, по мнению некоторых, этой эпохе суждено стать эпохой авторитаризма. Три года назад Владимир Путин заявил, что западный либерализм мертв. В прошлом году президент Си утверждал, что Запад приходит в упадок.
Столкнувшись с ужасающим варварством и военными преступлениями, которые, как мы надеялись, остались в истории, свободный мир объединился с Украиной в ее мужественной борьбе за свободу и самоопределение.
Судьба Украины висит на волоске. Но давайте будем откровенны: если Путин добьется успеха, это повлечет за собой новые невыразимые страдания в Европе и ужасные последствия во всем мире. Мы никогда больше не будем чувствовать себя в безопасности.
Поэтому мы должны быть готовы к долгому пути. Мы должны удвоить нашу поддержку Украины. Мы должны перезагрузить, перестроить и изменить модель нашего подхода.
Мое видение - это мир, в котором свободные страны занимают прочные позиции и находятся на подъеме. Где агрессоров сдерживают и они вынуждены идти по лучшему пути.
Давайте будем честны. Архитектура, призванная гарантировать мир и процветание, подвела Украину. Экономические структуры и структуры безопасности, созданные после Второй мировой войны и холодной войны, скорее позволяют, чем сдерживают агрессию.
Россия способна блокировать любые эффективные действия в Совете Безопасности ООН. Путин рассматривает свое право вето как зеленый свет варварству. Он отошел от Основополагающего акта Россия-НАТО и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Он нарушил многочисленные меры по контролю над вооружениями.
G20 не может функционировать как эффективный экономический орган, пока Россия остается за столом переговоров.
Путина не интересуют международные нормы. И это в то время, когда мировая экономика еще никогда не была так открыта для России.
Во время холодной войны западные союзники поддерживали процветание друг друга, а мы ограничивали потоки торговли, инвестиций и технологий в СССР. В 1990-х годах эти ограничения были сняты, но это не привело к ожидаемому росту экономической открытости и демократии. Мы принимали прогресс как должное, вместо того чтобы применять необходимые пряники и кнуты.
И лидеры, подобные Путину, упустили возможность перемен, потому что боялись потерять контроль. Вместо этого они взяли деньги от нефти и газа и использовали их для укрепления власти и получения рычагов влияния за рубежом. Предположение о том, что экономическая интеграция стимулирует политические изменения - не сработало.
Британия всегда противостояла хулиганам. Мы всегда шли на риск.
Мы уже наступаем на Украине. Война на Украине - это наша война, это война всех, потому что победа Украины - это стратегический императив для всех нас. Тяжелое оружие, танки, самолеты - роемся в наших запасах, наращиваем производство.
Наши санкции уже привели к тому, что Россия впервые за столетие столкнулась с дефолтом по внешнему долгу. Мы должны пойти дальше. Путину нечем будет финансировать эту ужасную войну. Это означает прекращение импорта нефти и газа раз и навсегда.
Мы работаем над нашей совместной комиссией с Польшей, чтобы обеспечить оснащение Украины оружием по стандартам НАТО. Мы полны решимости работать с США, ЕС и другими союзниками над новым планом Маршалла для этой страны.
И это должно стать катализатором более широких перемен. Мы также должны применить эту жесткую позицию к угрозам, возникающим за пределами Украины.
Наш новый подход основан на трех направлениях: военная мощь, экономическая безопасность и углубление глобальных альянсов.
Великобритания отправила оружие и обучила украинские войска ЗАДОЛГО до начала войны. Но мир должен был сделать больше для сдерживания вторжения. Мы никогда не повторим эту ошибку. И мы должны сделать так, чтобы, наряду с Украиной, западные Балканы и такие страны, как Молдова и Грузия, обладали устойчивостью и возможностями для сохранения своего суверенитета и свободы. Политика открытых дверей НАТО священна. И мы отвергаем ложный выбор между усилением традиционной обороны и современными возможностями. Нам необходимо защищаться от атак в космосе и киберпространстве, а также на суше, в воздухе и на море.
Мы также отвергаем ложный выбор между евроатлантической и индо-тихоокеанской безопасностью. В современном мире нам нужно и то, и другое.
Нам нужно глобальное НАТО.
Мы должны упреждать угрозы в Индо-Тихоокеанском регионе, работая с нашими союзниками, такими как Япония и Австралия, чтобы обеспечить защиту Тихого океана. И мы должны гарантировать, что такие демократические страны, как Тайвань, смогут себя защитить.
Все это потребует ресурсов. Расходы в размере 2% на оборону должны быть не потолком, а дном.
Мы понимаем, что рост за счет дешевого газа и денег, выкачиваемых из клептократий - это рост, построенный на песке. Это не то же самое, что реальный, устойчивый рост за счет повышения производительности и инноваций.
Свободная торговля и свободные рынки - это самый мощный двигатель человеческого прогресса. Мы всегда будем отстаивать экономическую свободу.
Но свободная торговля должна быть справедливой - а это означает игру по правилам. Доступ к глобальной экономике должен зависеть от игры по правилам. Больше не может быть бесплатных пропусков в неё. Мы показываем это на примере российско-украинского конфликта - пропуск России был аннулирован.
Мы бьем их по каждому элементу экономической политики.
Мы повысили тарифы на российские товары. Мы отрезали их от условий ВТО. Мы запретили их кораблям заходить в наши порты, мы запретили их самолетам заходить в наши аэропорты. Мы ввели санкции против большего числа лиц и организаций, чем любая другая страна, ударив по российским банкам, олигархам, оборонным компаниям, резервам Центрального банка, по поставкам нефти и газа.
Мы прекращаем финансирование военных усилий Путина. Мы также разрываем инвестиционные связи с Россией - запрещаем все новые инвестиции извне и отменяем визы для инвесторов. В то же время мы отменяем все импортные тарифы для Украины и поддерживаем украинскую экономику кредитными гарантиями, фискальной поддержкой и инвестициями.
Мы показываем, что экономический доступ больше не является чем-то само собой разумеющимся. Его нужно заслужить. Страны должны играть по правилам. Это касается и Китая. Пекин не осудил российскую агрессию или ее военные преступления. В первом квартале этого года российский экспорт в Китай вырос почти на треть. Они пытались угнетать Литву. Они комментируют, кто должен или не должен быть членом НАТО. И они быстро строят вооруженные силы, способные проецировать мощь глубоко в зоны европейских стратегических интересов.
Но Китай не непроницаем. Говоря о подъеме Китая как о неизбежности, мы делаем за него его работу. На самом деле, их подъем не является неизбежным. Они не будут продолжать подниматься, если не будут играть по правилам.
Китаю необходима торговля с G7. Мы представляем половину мировой экономики. И у нас есть выбор. В отношениях с Россией мы показали, какой выбор мы готовы сделать, когда нарушаются международные правила. И мы показали, что готовы отдать приоритет безопасности и уважению суверенитета, а не краткосрочной экономической выгоде. Не в последнюю очередь потому, что мы знаем, что цена бездействия выше.
Проявляя жесткость и единство, работая вместе и расширяя торговлю, мы можем лишить агрессоров их рычагов влияния и уменьшить стратегическую зависимость. Мы можем помочь друг другу пережить бурю резкого роста цен на продовольствие и энергоносители.
И мы идем на опережение в других возможных областях стратегической зависимости. Будь то минералы или редкоземельные металлы, мы объединяем усилия, чтобы предотвратить будущие проблемы до их возникновения.
Наше процветание и безопасность должны быть построены на сети прочных партнерских отношений. Это то, что я назвала Сетью Свободы. Такие партнерства, как НАТО, G7 и Содружество наций, имеют жизненно важное значение.
Мы должны продолжать укреплять наш союз НАТО с такими связями по всему миру, как Объединенные экспедиционные силы под руководством Великобритании, "The 5 Eyes" (разведывательный альянс, в который входят Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США) и партнерство AUKUS, которое у нас есть с США и Австралией. И мы хотим продолжать укреплять наши связи с такими странами, как Япония, Индия и Индонезия.
Мы хотим видеть сеть партнерств, простирающихся по всему миру, отстаивающих суверенитет и самоопределение и строящих общее процветание. Великобритания будет активной и гибкой частью этой сети.
Ваши превосходительства, дамы и господа, геополитика возвращается».
Как вам? Мне больше всего понравилось заявление, что Путин подло напал на Украину именно в то время, когда мировая экономика еще никогда не была так открыта для России. То есть, все это бесконечное издевательство на Северным Потоком-2 и над другими газовыми проектами РФ - это и была невероятная открытость мировой экономики. При этом дама нисколько не сомневается в своем праве открывать и закрывать мировую экономику для той или иной страны. Мировая экономика, надо понимать, лежит у нее в кармане.
Трасс вспоминает, что во времена СССР Запад ограничивал потоки торговли, инвестиций и технологий, но с 1991 года стал таким добреньким, что перестал ограничивать эти потоки. По ее мнению, это и был тот максимум, который Запад сделал для России. Позвольте, а как же Северный Поток-2, Южный поток? Их разве не ограничивали, а вернее, не уничтожали?
Трасс считает, что того, что Запад сделал для России должно было хватить для того, чтобы в стране восторжествовала демократия, но она не восторжествовала. Те деньги, что Россия получила от продажи нефти и газа, пошли на укрепление авторитаризма, а не на демократию. Теперь Запад такой ошибки не сделает. Оказывается, доступ к глобальной экономике для России был бесплатным. Больше такого не будет.
Бесплатный, говоришь, пропуск был? А разве ради него не уничтожили СССР, не распустили его на 15 стран, не распустили собственные экономические и военные союзы? Это, по мнению, мадам были пустячки? Страна лишилась половины населения и четверть территории, потеряла рынки сбыта, налаженные цепочки производств, военных союзников по всему миру. Я не знаю большей добровольной жертвы во всей истории человечества. А они нас, оказывается, облагодетельствовали, разрешив торговать нашими ресурсами, но при этом постоянно выдвигая всевозможные ограничения этой торговле.
Но все, больше для нас халявы не будет. Больше никогда Россия не сможет торговать нефтью и газом (опять же Лиз уверена, что Великобритания контролирует и всю мировую торговлю, и что, если она не будет покупать у нас нефть и газ, тем более, что они их и раньше покупала немного, то и никто другой не будет). Кроме того, Трасс где-то собирается раздобыть редкоземельные металлы минералы, которые экспортирует РФ.
Трасс честно призналась в нескольких вещах. Раньше они росли за счет дешевого газа и денег, выкачиваемых из клептократий, т.е. из России, но это был плохой рост. Теперь они будет правильный рост за счет инноваций и производства. Выкачивали, значит, из нас газ, за который мало платили, выкачивали деньги - это мы и должны были считать неимоверной льготой, благотворительностью. Всё, теперь дешевый газ им не нужен - инновации и производство в дешевом газе и ворованных деньгах не нуждаются. Серьезно?
Зато всем придется раскошелится на вооружение: если раньше на оборону тратили 2% ВВП, то теперь придется эту сумму увеличить.
Надеюсь, британские избиратели будут счастливы увеличению цен на газ, электричество, бензин и увеличению военных расходов. Зато же демократия.
Все это делается для изменения мира. РФ нужно выгнать из Совбеза ООН, из G20.
Свобода торговли - это основа прогресса, но ее не будут разрешать для стран-хулиганов, т.е. для РФ и, возможно, для Китая, который как-то не слишком борзо поддерживает санкции Запада. Как-то я не понимаю: если свобода торговли - это самая главная ценность Запада, то как ее можно ограничивать для кого-либо?
Будет создана Сеть Свободы для хороших стран. Здесь мне понравился термин: «сеть свободы». А «кандалы свободы» будут? Пока к хорошим странам, на которых накинут Сеть Свободы, Трасс относит Индию. Индонезию, ЮАР, Южную Корею, Японию. Арабских стран там почему-то нет, Пакистана нет, Бразилии нет, да много, кого нет.
Дама привирает насчет могущества G7: якобы им принадлежит 50% мировой экономики, а на самом деле - 28-25%. 50% было в 1990 году. Кстати, посмотрим, как вы процветете без нашей дешевой нефти и газа, о которых Трасс отзывается, как о никому не нужном мусоре.
Что касается вступления в союзы вместе с Великобританией, то разве последняя не вышла недавно с треском из ЕС, создав этим всем оставшимся множество проблем? Неужели кто-то после этого готов вступать с ними в еще один союз?
Наконец, любопытные откровения по Украине: Великобритания отправила оружие и обучила украинские войска ЗАДОЛГО до начала войны. Великобритания считает победу Украины жизненно важной для себя, так как желает навсегда покончить с РФ, чтобы больше ее не бояться. Ради этого они готовы на многое.
Эти откровения означают, что вести какие-либо переговоры о мире с Украиной бессмысленны, и что руками Украины с РФ воюет Великобритания и остальные члены G7, и что эта война готовилась Западом давно.
Далее Трасс собирается втянуть в войну с РФ Молдавию и Грузию.
Любопытно, что Трасс почти не упоминала о роли США или о роли Германии. Похоже, что она считает главной действующей силой Великобританию. А у нас все на США грешат.
В общем, выдающаяся речь, но, боюсь, что до Фултонской речи Черчилля не дотягивает. Треску - больше, а толка - меньше. Но она старалась.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)