Я предлагаю вам прочесть выдержки из интервью Василия Пичула 2004 года. Пичул родился в городе Жданов в 1959 году, умер в 2015. В 27 лет он снял фильм «Маленькая Вера». В 90-е он снимал на НТВ программу «Куклы». Интервью относится к тому периоду, когда Пичул снимал документальные фильмы про советских генсеков.
«Встречаясь и общаясь с людьми, современниками Сталина, я понял, что он был великим императором. Естественно, вся русская история абсолютно фальсифицирована. Все, что преподают детям в школах, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Сделав фильм, - опять скажу страшную вещь - я стал сталинистом, я стал поклонником Сталина как шекспировского персонажа. Сталин остановил гражданскую войну (когда брат шел на брата), что нелегко сделать в стране, где люди не без радости убивают друг друга. Дальше - индустриализация. Страну с довольно вялым сельским хозяйством Сталин превратил в мощное государство с огромными - завоеванными - территориями. Задача стояла очень простая - завоевать весь мир. Сталин был невероятно амбициозен. Он жил с идеей завоевания мира. Но главное мое открытие - Сталин не пил за Победу 9 мая. Он не считал, что мы победили. Потому что не выполнил те задачи, которые ставил перед собой как великий завоеватель.
Американцы остановили Красную Армию на реке Одер, и Красная Армия не дошла до Ла-Манша. Поэтому Сталин не считал, что выиграл войну.
Я приходил в архив и смотрел все, что там есть. Снимал все, что меня интересовало. Это забавная вещь - все равно, что читать чужие письма. Самое сильное из того, что мне показали, - это библиотека Сталина. Сталин читал по-английски. И не просто читал, еще и делал пометки. А в меня ведь долго всаживали миф, что Сталин - рябой, малообразованный человек. Но никто, кроме Сталина (из тех, кто пришел ему на смену), не читал по-английски.
Что касается Ленина. В Ульяновске до сих пор стоит дом, в котором он родился. Огромный, деревянный, площадью порядка 250 квадратных метров. То, что называется коттеджом или городской усадьбой. При этой городской усадьбе был яблоневый сад длиной 150 метров. Отец Ленина был единственным, кто зарабатывал деньги в семье. Мама была домохозяйкой, в семье было шестеро детей. Все друг друга любили, условия для жизни были замечательные. Но пятеро из шести детей стали революционерами. Фильм о Ленине - это попытка ответить на вопрос: почему эти замечательные дети, выходцы не из нищей (в отличие от Сталина) семьи, дети, обожаемые родителями, пошли уничтожать мир, в котором родились? Ответ: потому что мир в России настолько несправедливо устроен, что как только вырастает сытое поколение, которое не пороли и не запугивали, оно начинает бороться с этой несправедливостью. Либо в нашей стране происходит жуткое кровопролитие, где все пытаются выжить, либо у нас наступает эра стабильности. Однако эта стабильность рождает новое поколение, готовое опять, в надежде устроить все по справедливости, проливать кровь. Вот это страшное русское стремление - чтобы все было справедливо. Ведь никто не приходит к власти, чтобы накормить народ «колбасой с черной икрой». Задача лидеров - устроить мир так, как они считают нужным. Устроить его по справедливости. Но русское понимание справедливости - это десятки миллионов жертв.
Я никуда не мог уйти от демифологизации. Возьмем, например, ситуацию с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Все считают, что он был гуманистом, отцом русской демократии, оттепели и прочего. Но сейчас уже доказано, что речь Хрущева на XX съезде была написана Лаврентием Павловичем Берией. И все идеи, реализованные Хрущевым, являлись идеями Берии. И Хрущев сам по себе - такой же убийца и палач, как и остальные. Говорить о том, что он был весь в белом, а окружали его страшные люди, - тоже неправда. Хотя в сознании большинства интеллигентных людей Хрущев - это «наше все».
Мой фильм называется «Пятый генсек». О том, что у Андропова болели почки, все и так знают. Но никто не знает о том, что у него болели почки начиная с 1964 года. В общественном сознании осталась память о Брежневе как о человеке страшно больном и немощном. Так вот, Андропов был еще более больным и еще более немощным, чем Брежнев. Он жил на аппарате искусственной почки. Его организм был отравлен его собственной мочой. О каком светлом образе реформатора может идти речь? Он был абсолютно «цековский» интриган, который пришел к власти и умер от ужаса и тяжести этой власти, потому что не знал, что с ней делать. Такая вот жуткая история. Про Андропова сложно было делать кино. Про него вышло много фильмов и передач, в которых он представлен замечательнейшим, талантливым, умнейшим, пишущим стихи человеком, который, к сожалению, не смог реализовать свои прекрасные идеи. Я исходил из того, что Андропов был еврей, сын еврейской женщины и еврейского мужчины. Еврей, ставший императором, - вот о чем кино. Никогда в России и нигде в мире еврей не становился императором. Я понимаю, что такой сюжет очень радикален. Учитывая тот миф, согласно которому нынешнее руководство благоговеет перед памятью об Андропове. Если Сталин - шекспировский персонаж, то Андропов - герой триллера. Когда у него возникала политическая проблема, какой-то человек вдруг неожиданно умирал, и эта проблема решалась. Смерть пяти человек, включая Леонида Ильича Брежнева, враз решила политические проблемы Андропова. В 1991 году Комитет государственной безопасности стоял вместе со всеми и смотрел на то, как рушится Советский Союз. После этого они должны вести себя тихо и интеллигентно и не рассказывать о том, какой замечательной была советская верхушка. Потому что они не выполнили свою главную функцию - не обеспечили государственную безопасность, не сохранили страну. Разговоры о том, что у них были чистые руки, светлые головы, холодные сердца, - лукавство. На самом деле все было, как и везде, по-разному».
И немного его суждений на другие темы, в том числе, о телевидении.
«
Я считаю, что лучше Красного знамени ничего нет. Нынешний трехцветный флаг неправилен. Я все время путаю его с голландским флагом. Когда вижу, то думаю - наш это флаг или голландский? Красное знамя невозможно было перепутать ни с чем. Возвращение гимна тоже считаю нормальным. Хотя, на мой взгляд, «Прощание славянки» в качестве русского гимна гораздо сильнее - тут мы стопроцентно всегда будем проливать слезу. Но новый текст нашего гимна глупый, старый же… Если меня сейчас попросят спеть гимн, я буду петь «Союз нерушимый республик свободных», и никуда от этого не деться. Помимо гимна, никаких советских мифов больше нет.
Идеология большого советского стиля очень позитивна. Она внушала людям уважение к себе. Фильм «Свинарка и пастух» говорил, в частности, о том, что человек, родившийся на Кавказе, - такой же, как и девушка из русской деревни. Ведь что самое страшное? Мы имперская нация, а империя подразумевает многонациональность и равенство. «Ты равен мне» - вот в чем заключалась советская идеология. Это простая вещь.
Каналы существуют в ситуации конвейера, которая не позволяет философски осмыслить то, что происходит сегодня в стране. Вопрос в том, на что откликаются зрители. Когда нам говорят, что мы хуже, допустим, американцев, это действует. И тогда хочется услышать, что все-таки мы прожили не бездарную жизнь, что мы верили в вещи, в которые стоило верить. Если и говорить о возвращении каких-то советских идеалов, то заказчиками этого возвращения являются люди, уставшие слышать, что их жизнь - полное говно, уставшие ощущать себя ничтожеством по сравнению, скажем, с гражданами США. И это нормальная человеческая реакция. Ведь на самом деле все не так.
Ущербное самосознание вызвано массированной атакой на сознание людей, которая происходила в начале 90-х годов. Когда людей всячески унижали, внушали им, что их жизнь чудовищна, что все, что они делают, никому не нужно. Что деньги, которые у них есть, - всего лишь бумага и ничего не стоят. Что их ракеты чудовищны, а танки - не танки. Короче, ничего у них нет. Делая сейчас фильм о Горбачеве, я осознал, что серьезная трагедия заключалась в том, что мы действительно хотели перемен. Мы ведь никого не слушали, не слушали тех, кто говорил, что происходит колоссальный обман. Мы все верили, что Запад нам поможет. Мы все верили в позитивную модель западного общества, верили что эта модель сделает нас всех счастливыми. А кончилось все реальной катастрофой. Выяснилось, что Запад решал исключительно свои проблемы, заботился о собственной выгоде. А мы, мягко говоря, просто потеряли рынки. Рынок кино, например.
Цена в России всегда максимальна. Мы всегда за все платим максимально возможную цену. Это русская национальная традиция. Сталин создал систему, которая пережила его. Когда ее пытались разрушить в конце 80-х - начале 90-х, выяснилось, что никакой альтернативы, ничего другого нет. Все тогда рухнуло. А сейчас, чтобы как-то что-то наладить, приходится все равно возвращаться к старым приемам. Для того чтобы в России что-то работало, нужно расстреливать или, по крайней мере, очень жестоко наказывать. По-другому ничего не работает. Ужасно то, что экономические механизмы не работают. Работают только механизмы страха, которые Сталин мастерски использовал для решения глобальных проблем. Все, кто пытался от механизмов страха отказаться, проигрывали.
Русские - это воины. Страсть завоевывать территории - в наших генах. Горбачева и Хрущева никогда в жизни любить не будут. Их будут проклинать. Любить будут Сталина и Брежнева - людей, реально поднимавших мощь страны и на равных боровшихся с американцами.
Советский опыт- наш бэкграунд, то, из чего мы выросли. Советское прошлое можно любить, можно ненавидеть, но это не имеет никакого значения. Идеологическая, политическая растерянность нынче объясняется тем, что никто толком не знает, что творится. А чтобы осмыслить день сегодняшний, нужно понять, что нынешние проблемы возникли не сегодня, что когда-то они уже решались.»
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)