Есть такой формат встреч президента РФ с общественностью, который называется «Съезд Деловой России». Помню, что в последние годы СССР слово «деловой» имело иронический оттенок. «Ну, ты и деловой!» - вовсе не означало похвалу, а означало, что некто требует слишком многого, тянет одеяло на себя и пр.
Помню также в «Крокодиле» карикатуру на тему, обыгрывающую специальные термины. Так «деловой поросенок» обозначает поросенка, которого оставят для размножения, но на картинке был изображен поросенок на задних ножках и с портфелем подмышкой. Вот этот образ у меня навсегда и связался со словом «деловой».
Но у тех, кто придумывал название для профсоюза олигархов, таких ассоциаций не было - отсюда и Деловая Россия.
Как вы понимаете, ничего лишнего и личного бизнесмены не говорят, а, скорее всего, озвучивают то, что будет законом, как когда-то на съездах партии выступали якобы простые трудящиеся и просили принять закон о том, да об этом.
На съезде этого года было несколько инициатив, касающихся здравоохранения. Вот они с небольшими сокращениями.
« А.Буздалин:
Меня зовут Буздалин Антон, я основатель компании «Сбер Еаптека» и руковожу комитетом по медицине в «Деловой России».
В нашей отрасли активно идёт цифровая трансформация. За время пандемии была внедрена маркировка лекарств, которая позволила побороть контрафакт. Активно внедряются электронные рецепты, которые позволяют контролировать продажу рецептурных лекарственных препаратов.
В начале пандемии Минздрав увеличил срок действия рецептов для льготных категорий граждан с 30 до 180 дней. Мы предлагаем эту норму распространить на все виды рецептов, чтобы те хронические больные, кто не попадает в льготный перечень, тоже могли реже ходить к врачу для получения повторных рецептов.
На последнем, доковидном съезде «Деловой России была разрешена доставка безрецептурных лекарственных препаратов. За время пандемии это позволило спасти тысячи жизней, потому что люди просто смогли остаться дома. По мнению Минздрава, стоимость лекарств в доставке существенно ниже, чем стоимость лекарств в аптеках у дома.
Сейчас растёт скорость распространения новых штаммов вируса.
И следующий важнейший шаг в этом направлении - это доставка рецептурных лекарственных препаратов. Минэкономразвития совместно с Минздравом Российской Федерации и Правительством Москвы разработало такой законопроект, который позволяет доставлять рецептурные лекарственные препараты в рамках экспериментального режима в пилотных регионах России. Сейчас и инфицированные, и те, кто в зоне риска, хронические больные, вынуждены ходить в аптеку за рецептурными лекарственными препаратами, а они содержатся более чем в 70 процентах заказов.
Разумеется, доставка будет разрешена только для маркированных лекарственных препаратов и только в рамках электронного рецепта.
Электронный рецепт сейчас уже работает в рамках льготных лекарств во всех регионах России, а в прогрессивных регионах, в десятках регионов, уже внедрён и в коммерческом сегменте.
Мы считаем, что Минздраву Российской Федерации сейчас необходимо разработать единый федеральный реестр электронных рецептов и обязать региональных операторов электронных рецептов передавать в него все врачебные назначения, чтобы больные люди, которые перемещаются, переезжают из региона в регион, или те хронические больные, кто едет в отпуск, могли купить лекарства, выписанные в другом регионе. Также единый федеральный реестр позволит Минздраву видеть все врачебные назначения и анализировать их по медицинским показаниям в рамках всей системы здравоохранения, таким образом, замыкая контрольный цикл между производством и потреблением лекарств.
Д.Проценко:
Сейчас из-за «омикрона» нагрузка на первичное звено амбулаторной медицинской помощи выросла в разы, и мы видим, как наши коллеги - терапевты, фельдшеры первичного звена - просто головы поднять не могут. И в этом аспекте, безусловно, лекарственное обеспечение, переход на электронные рецепты могли бы быть очень важными как для первичной системы здравоохранения, так и для наших пациентов, потому что качественное оказание медицинской помощи без лекарственного обеспечения в этой ситуации невозможно.
Но хотелось бы как врачу вернуться и ко второму решению, которое тоже очень важно именно сейчас, в период пандемии, в период сверхнагрузок на первичное звено, - это использование дистанционных технологий для выписывания рецептов для лечения пациентов.
Сейчас врач дистанционно может только скорригировать свой диагноз, а за рецептом пациентам всё равно чаще нужно обращаться лично. Поэтому мы предлагаем дать возможность врачу при наличии медицинской карты в бумажном и электронном виде осуществлять дистанционный приём пациентов, ставить диагноз и выписывать электронные рецепты.
Есть, безусловно, опасения, но мы прекрасно понимаем, что врачи чётко для себя понимают, где достаточно телеконсультации, а где всё-таки нужно пациента пригласить на личный приём.
В качестве примера, учитывая повышенный уровень заболеваемости, в Москве сейчас уже выписка электронных больничных листов и их закрытие реализованы без излишних посещений поликлиники с использованием телеконсультаций, телемедицины.
М.Мурашко:
Первое: я бы хотел поддержать продление рецептов до 180 дней не только для льготных категорий, но и для остальных.
И конечно же, создание единого реестра назначений, для того чтобы между регионами можно было купить препарат уже при наличии рецепта, - это плановый формат работы для нас. Мы считаем, что его нужно реализовывать.
И конечно, это продолжение системы маркировки. Мы навели очень хороший порядок в стране для контроля за безопасностью лекарственных препаратов, в том числе профилактики проникновения фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов. По рецептурным препаратам так же нужно двигаться. Это согласованная позиция.
Есть, конечно, ряд препаратов, которые в дистанционную продажу попасть не смогут. Это препараты с наркотическим действием, прекурсоры всевозможные и с особым режимом хранения.
Поэтому мы по данному направлению готовы двигаться и реализовывать.
То, что сказал мой коллега Денис Проценко по корректировке лечения, - у нас сегодня есть корректировка лечения в привязке непосредственно к лечащему врачу. Действительно, нужно расширить это до медицинской организации.
Инициативу по корректировке лечения, в том числе не только лечащим врачом, но и врачом медицинской организации, которая ведёт этого пациента с доступом к электронной медицинской карте, нужно реализовывать. Это направление мы поддерживаем.
А.Данилов-Данильян:
Пандемия унесла десятки тысяч жизней. Трудовые коллективы лишились высококлассных сотрудников, друзей, товарищей. Те, кто переболел ковидом, очень часто сталкиваются с осложнениями - неврологическими, сердечно-сосудистыми, мышечными. Очень у многих развился сахарный диабет, а Вы знаете, что диабетики чаще всех остальных групп болеют ковидом в тяжёлой и средней форме.
Мы вдруг обнаружили, что сахарный диабет остался вне этого контекста, по нему нет специального федерального проекта.
Между тем сахарный диабет всё больше превращается в вялотекущую, тихую пандемию. Уже 3,5 процента граждан России болеют сахарным диабетом, ещё примерно столько же болеют, но пока официально не зарегистрированы, многие миллионы находятся в преддиабетном состоянии.
Ещё мы обнаружили, что в 2012 году закончился срок предыдущей такой федеральной подпрограммы по сахарному диабету, это было. В результате после этого средняя продолжительность жизни у диабетиков стала снова падать, а смертность за эти неполные десять лет, по официальным данным Росстата, выросла почти в три раза. И это очень серьёзно, это следствие того, что, по всей видимости, денег, которые выделяются на сахарный диабет по линии ОМС и другим направлениям, просто физически не хватает.
Специалисты в один голос говорят, что такой специальный проект нужен. Такой проект разработан большим коллективом учёных-эндокринологов, экономистов, методологов системы Минздрава России с экспертным участием представителей пациентского сообщества. Если он будет реализован в полном объёме, то, по данным учёных, мы получим снижение смертности на 20 тысяч человек в год среди диабетиков. Это будет блестящий результат. Кроме того, снизятся бюджетные расходы на диспансерное лечение осложнений сахарного диабета и обострений сахарного диабета».
Путин согласился всему предложенному посодействовать и поспособствовать.
Сухой остаток: вы напишите по какому-нибудь мессенджеру в медицинское учреждение, а там вам поставят диагноз и выпишут лекарство, вы его закажите в, не побоюсь этого слова, ёаптеке, и опа - вы здоровы.
Любопытно, что это будет за медицинское учреждение? Может быть, его следует назвать «ёклиника»? А как будут ставить диагноз?
Давайте попробуем разобраться на примере ковида.
В метро все время повторяют: «Если вы почувствовали симптомы ОРЗ, то оставайтесь дома, заполните электронную форму и получите аудиконсультацию врача». Где заполнить анкету? На ЕМИАС - Единой медицинская информационно-аналитической системе. Далее с вами поговорят, выпишут лекарство и дистанционно откроют больничный.
Есть еще вариант: «если у Вас подтвержден коронавирус - заполнять заявку на сервисе не нужно. При положительном результате ПЦР-теста, если он был сдан в Москве, врач свяжется с пациентом инициативно и в зависимости от состояния пациента - дистанционно откроет больничный, или оформит вызов на дом и откроет больничный во время визита. По истечении срока карантина врач свяжется с пациентом, уточнит его состояние и на его основании примет решение о его дистанционном продлении или закрытии. Обращаться в поликлинику или заполнять заявку на сервисе для открытия, продления или закрытия больничного пациенту с положительным ПЦР не нужно».
Я не поняла, откуда возьмется ПЦР-тест,
если человек не ходил в поликлинику. По-видимому, он сделал его где-нибудь в «Гемотесте» или типа того. Они обязательно просят паспорт, и в случае положительного результата отправляют его куда надо.
Да, но вот, допустим, человек обратился с симптомами ОРЗ, а у него коронавирус. Консультант догадается об этом по телефону или он все же пошлет больного в поликлинику? В поликлиниках же теперь огородили Красную зону, и, якобы, заражение тех, у кого еще нет ковида, невозможно. Смешно даже слушать, тем более, что, допустим, у человека было-таки что-то еще, например, ангина, а посидев в Красной зоне для уточнения диагноза, он гарантировано заполучит еще и ковид.
А вы говорите: «диагноз по юзерпику». Дошутились.
Будь я врачом, я бы на такое никогда не пошла. По-моему, это тоже самое, что мне бы по телефону описали объект исследования, а я вы выдала вывод. Только меня за такое сразу бы посадили, а тут - пожалуйста, зарплату дадут.
Врач придет только к тому, кто расскажет, что ему очень-очень плохо, или уже будет известно, что он - инвалид. Что надо сделать, чтобы приехала «Скорая» я, вообще, не представляю. У них там бальная система, по телефону, и чтобы набрать нужные баллы, надо постараться. Так у знакомой мама болела коронавирусом с положительным ПЦР, потом при дыхании появился свист, но для «Скорой» этого было мало, хотя женщине 85 лет, и инвалид она, и давление и пр.
То есть, врач придет к тому, к кому раньше приехала бы «Скорая», а «Скорая» приедет уж не знаю, к кому.
Насколько я понимаю, Проценко предлагает сделать эти временные, вызванные эпидемией нововведения постоянными.
Что в этом случае будет с больными? Вы обратили внимание, что после Проценко было выступление про диабет, где сказали, что из-за недостатка средств смертность от диабета увеличилась за 10 лет в 3 раза!
Так что после внедрения аудиомедицины будет? (Заметьте, даже не видеомедицины!).
Будет экономия! Поликлиники можно раз в 10 сократить. А то больницы сократили, а поликлиники оставили - непорядок. Эти врачи-консультанты где хочешь могут жить, например, в Киргизии. Хотя, зачем нам живые врачи? Есть же искусственный интеллект - ему и платить не надо. Звонили в Сбербанк, говорили с искусственным интеллектом? Вот так теперь и со врачами будет.
...Да, а начиналось с того, что терапевты перестали проводить нормальный осмотр. Сначала они перестали осматривать органы брюшной полости (осмотр брюшной полости занимает несколько минут и состоит из наблюдения, аускультации (прослушивание через стетоскоп), перкуссии (“постукивание по животу” и прослушивание) и пальпации (тычки и тычки)). Потом перестали мерить давление, потом осматривать горло, прослушивать легкие и сердце. Зато все это по-прежнему записано в истории болезни: "живот мягкий" и т.д. Последний раз нормальный осмотр терапевта был у меня в 2007 году, да и то эта врач была уже сильно в возрасте.
Эпидемия коронавируса уменьшила количество дорогих россиян в 2021 году на миллион с лишним. Что бы вы сделали с учетом того, что потери продолжатся? Возможно, они будут продолжаться пока не переболеют все 100% граждан. А пока за 2 года в мире переболели 5%, а в РФ - 8%. Вот и прикиньте, что произойдет раньше: ковид кончится или люди в России закончатся? Тем более, что часть людей будет болеть повторно.
У нас пока решили сделать вид, что ничего особенного не происходит, а медицину оптимизировать уже под асфальт.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Медицинские байки)