В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
В христианской церкви, как в западной, так и в восточной ее ветвях, есть такая категория, как «святые». Мы как-то уже привыкли к тому, что святые, блаженные и пр. - атрибут религии, тогда как это - совершенно не обязательно. Например, в античные времена ни у греков, ни у римлян ничего такого не было. Были выдающиеся граждане, но это - совсем другая песня.
Более того, если присмотреться, то у этих ветвей и святые разные. Западный святой - экстраверт, восточный - интраверт. Западные святые при жизни обычно занимали «активную жизненную позицию», восточные - не разменивались на суету, сидели где-нибудь в уголке и тихо думали о вечном.
Есть и различия в «организационных проявлениях». Западники организовали массу монашеских орденов. Даже св. Франциск Ассизский, уж на что был не от мира сего, и то что-то такое сорганизовал. На востоке орденов нет. Вообще. На востоке были юродивые, на западе к такого рода антиобщественным проявлениям относились со значительно меньшей симпатией.
Возьмем, например, св. Симеона столпника. Ну, жил человек на столбе, стоял там. Может, так к Богу ближе. Народ почитал и одобрял. А когда в Западной Европе кто-то с подобными побуждениями залез на колонну, то местный епископ приказал его оттуда стащить.
Есть и еще одно отличие. Западники очень уважали мучеников. Многие, если не большинство, древних святых - те, кто погиб за веру. А у восточников больше внимание обращалось на праведную жизнь с отказом от мирских благ.
Так что на основании сравнительного сопоставления западных и восточных святых можно прийти к выводу, что западники больше склонны к садизму, а восточники - к мазохизму.