Джосайя Бэнкрофт. Вавилонские книги

May 03, 2021 21:19



Представьте себе, что есть мир, где сохранилась такая страна, как Ур, а в Уре сохранилась Вавилонская башня.
У авторов фэнтези есть несколько любимых эпох, в которых действуют их герои: это Средневековье и, как ни странно, конец 19-начало 20 века, что-нибудь до 1914 года. Вот здесь как раз Прекрасная эпоха. Уже есть электричество, но оно еще не так сильно распространено, очень широко используется паровой двигатель, а двигателя внутреннего сгорания еще нет. В Уре передвигаются на паровозах и летают на дирижаблях, которые называются кораблями.
Женщины носят длинные платья, в семьях главенствуют мужчины, но женщины уже хотят учиться и жаждут самостоятельности.

Главный герой тетралогии (пока вышли 3 книги) - Томас Сенлин. Ему примерно 35 лет, и он работал учителем в рыбацкой деревушке. Преподавал все предметы, от математики до пения. У него училась незаурядная девушка, Мария. Она была веселая, жизнерадостная, разумная, прекрасно пела.

Когда она окончила школу, они стали встречаться, а когда ей исполнилось 18 лет, поженились.

Тетралогия устроена так, что характеры героев развиваются постепенно. Так Сенлин вначале кажется типичным сельским учителем: педант, уважает закон, не орел. Но потом выясняется, что у этого человека незаурядный ум и сильная воля, что он склонен к авантюрам, храбр до отчаянности. Такой образ - комплимент всем учителям. Что касается Марии, то она чуть-чуть присутствует в начале первой книги и в конце третьей, но по тому, как ее любит Сенлин, читатель понимает, что Мария - необыкновенная женщина.

Книга первая. «Восхождение Сенлина».

Из всех уроков Сенлин больше всего любил те, на которых рассказывал про Вавилонскую башню. Было неизвестно, кто и когда ее построил, но была известна толщина ее стен и прочие полезные подробности. Люди спорили, продолжают ли строить башню до сих пор или уже нет, т.к. ее вершина терялась в облаках. Было известно, что башня разделена на так называемые узлы или уделы, и в них живут люди, но подробностей опять-таки было мало.

Мечтой многих было попасть в башню. Один из нижних уделов, называющийся Купальни, принимал гостей. Там были отели для туристов, развлечения, сады и купальни (откуда название). Сенлин много лет копил деньги на такую экскурсию. И вот, женившись, он решил, что может позволить себе и Марии необыкновенный медовый месяц. С началом летних каникул новобрачные отправились в путешествие. Они ехали на поезде в отдельном купе, вышли на вокзале. В дороге Сенлин все время зачитывал Марии страницы из путеводителя по башне. Путеводитель был очень подробный, и Сенлин чувствовал себя хорошо подготовленным к экскурсии.
Они вышли на перрон и попали в очень густую толпу.


Сразу за железнодорожными путями у подножья башни развернулся гигантский рынок. Сенлин заметил, что некоторые люди идут, будучи связанными веревками друг с другом. Он слышал, что на рынке можно потеряться, но не думал, что это может коснуться его и Марии. Они взялись за руки и шли рядом, глазея по сторонам. Марии захотелось купить себе новое белье и она поросилась отпустить ее на минутку - они как раз проходили сквозь бельевые ряды. Сенлин согласился. Они договорились, что он будет с чемоданом стоять вот у этой палатке, а она отойдет чуть-чуть за угол, купит, что надо и вернется назад. Что может случиться с взрослой женщиной, тем более, что на ней надет такой приметный красный шлем? Он ее не потеряет, но… он ее потерял. Мария не вернулась. Сенлин ждал весь день и всю ночь. Рынок тем временем закрылся. Утром на том месте, где он ждал Марию, установили другой киоск. Сенлин понял, что теперь Мария его не найдет, и пошел сам ее искать. Он обошел все палатки в бельевом ряду, спрашивал про девушку в красном шлеме, но никто ее не видел. Каждый раз, чтобы разговорить торговца ему приходилось что-нибудь купить. В итоге его чемодан и все карманы были набиты дешевыми чулками, лифчиками и т.д. Так он потерял несколько дней. При этом он знал, что у Марии есть немного денег, чтобы какое-то время прожить в башне, но нет денег на обратный билет. Наконец, он сделал вывод, что она будет ждать его в башне, в Купальнях, куда они и направлялись.

Он отправился к башне. У входа Сенлин познакомился с одноглазым молодым человеком, которого звали Адам Борей. Адам рассказал, что он тоже потерял на рынке сестру, и что искать людей в башне очень трудно. Он показал учителю объявления о пропаже людей, которые были наклеены по периметру башни - их там был миллион. Кроме того, он рассказал, что молодая женщина может стать жертвой тех, кто подыскивает жен или проституткой для жителей верхних узлов башни.

Адам помог Сенлину попасть на первый уровень башни, который называется Цоколь. Дело в том, что просто так в Купальни, где у молодоженов был забронирован отель, попасть напрямую невозможно: вначале нужно пройти Цоколь, а потом Салон.


В Цоколе было очень много людей, причем, народец этот выглядел неважно: пьяные, вороватые с виду, нищие. Главным развлечением там были пивные карусели: нужно было дружно крутить педали, чтобы платформа с сидениями поднималась вверх, а когда она поднимется, в рты пассажирам польется бесплатное пиво из фонтанчика. Карусели эти были небезопасны: Сенлин видел, как один человек потерял ритм, вылетел из сиденья и разбился. Тем не менее он тоже покатался на такой карусели.


Кроме того, в Цоколе продавали наркотик, который назывался крошкой. От его приема получались очень яркие галлюцинации.

Пока Сенлин знакомился с особенностями Цоколя, Адам исчез, прихватив его чемодан. Хотя в чемодане не было ничего особо ценного, учитель расстроился. Каково же было его удивление, когда он увидел свой чемодан в руках некоего человека очень маленького роста, почти карлика, одетого в дорогой костюм. Он подошел к нему и предъявил права на свое имущество. Карлика звали Финн Голл. Он сказал, что купил чемодан у одноглазого прохожего. Но теперь он понял, что тот был вором и очень извиняется перед Сенлиным. Он узнал о пропаже Марии, посочувствовал и дал свою карточку. Голл оказался жителем узла Новый Вавилон.

После всех этих историй Сенлин попал на второй уровень, в Салон. Пройти выше он мог только после того, как примет участие в спектакле, причем, за это нужно было заплатить немалую сумму. Ему дали программку. Это была пьеса про то, что жена изменяет мужу с любовником, а Сенлин должен будет решить, кому ему помогать: мужу или любовникам. Он будет импровизировать, но обязательных моментов два: нужно входить и выходить только в ту дверь, на которой написано имя его персонажа, а входя в новую комнату нужно обязательно топить камин.

Сенлину пришлось подписать договор. Там были отдельные пункты о необходимости топить камины и входить в свою дверь. Со своей стороны, если гость выполнит свои обязательства, Салон обещал пропустить его в Купальни.
Кроме Сенлина договор оформлял крайне восторженный молодой человек. Он сообщил, что уже не в первый раз участвует в спектакле в Салоне, что это очень увлекательно, и он завидует тем, с кем такое чудесное приключение случится в первый раз.

Сенлину выдали костюм, загримировали и показали дверь, в которую он должен был войти. Пока его вели по длинному коридору, он заметил, что вдоль стены стоят люди, которые наблюдают через дырочку за тем, что происходит внутри и все записывают в специальные тетрадки.

Он вошел дверь с именем своего персонажа и оказался на кухне. Что делать дальше? Эта кухня была похожа на его собственную. Сенлин машинально подбросил дрова в камин. Из кухни он вышел в гостиную. У камина сидела женщина с тем самым молодым человеком, который так любил участвовать в спектаклях. Сенлин и в этот камин подбросил дровишек.
И тут в дверь входит актер, играющий мужа, и быстренько убивает любовника, а потом собирается приняться за Сенлина и за «жену». По-видимому, этот человек сошел с ума и забыл, что все это - пьеса. Сенлину и женщине не осталось ничего другого, как бежать прочь. По дороге Том не забывал бросать дрова в камин. Каким-то чудом им удалось выбежать в коридор, правда не из своей двери. Маньяк уже почти догнал их, но тут появились служители и застрелили его.

Сенлина и женщину, исполнявшую роль жены, попросили пройти вслед за служителем, он был очень вежлив, однако, когда они прошли в предупредительно открытую им дверь, то оказались в клетке, а клетка была прикреплена к стене башни. Они висели над бездной. Служитель сказал, что они нарушили условия договора, т.к. женщина не топила камины, а Сенлин вышел не в свою дверь. Их дело рассмотрят в течении нескольких дней.

Так они оказались в клетке. Из нее были видны другие клетки. Их не кормили, но воду приносили. Днем в клетке было очень жарко, а ночью холодно. Селин и женщина рассказали друг другу, как они оказались в башне. Про учителя мы уже все знаем, а женщину звали Эдит. Она жила с отцом на ферме, разводила лошадей, и дела у нее шли отлично. Отец умер. Так как женщине неприлично было заниматься бизнесом, ей пришлось выйти замуж. Она думала, что все останется по-прежнему - таков был уговор. Ее муж вначале вел себя очень хорошо, но потом перевел на себя всю собственность, и Эдит осталась не у дел. Муж стал обращаться с ней пренебрежительно. Она не стала это терпеть, подала на развод, а пока решила съездить посмотреть на башню. Эдит с пониманием отнеслась к беде Сенлина и посочувствовала его утрате.

Однажды они видели, как мимо клетки проползло странное механическое существо. Они испугались, а зря - это был один из механизмов, нужный для того, чтобы чинить башню.


Через несколько дней за ними пришли. Их привели в кабинет, где сказали, что хотя Сенлин нарушил условия договора, но он сделал это потому, что спасал свою жизнь. Зато он не забывал топить камины. А вот Эдит камины не топила. Поэтому Сенлин получит пропуск в Купальни, Эдит же будет отправлена вниз, а чтобы она больше никогда не проникла в Салон, ей на руку поставят клеймо. Сенлин присутствовал при этой процедуре: клеймо поставили без всякого обезболивания, Эдит было очень больно. Но, хотя за время совместного заключения, он проникся симпатией к смелой женщине, но его задачей было найти Марию, поэтому он отправился в Купальни.

Что интересно, в Салоне не было наемных работников. Все, кто там находились, играли роли: наблюдателя, охранника, палача и т.д.

Еще в Цоколе Сенлин нашел книгу, каждое слово в которой было тщательно замарано, а на таможне при выходе из Салона он увидел, как таможенник сидит и черкает какую-то книжку. Это его удивило.

Купальни были прекрасны. Уютные улочки, парки, красивые дома, отели, рестораны и, конечно, бассейны с теплой водой. Люди здесь наслаждаются жизнью. Сенлин же поселился в забронированный номер и каждый день планомерно обходил отель за отелем, расспрашивая про Марию, но никто ее не видел или не запомнил. За это время он подружился с одним из постоянных обитателей Купален, Джоном Тарру. Тарру был добродушный великан, общительный, образованный. По его словам, он жил в Купальнях долгое время, так как когда-то тоже потерял жену и надеялся ее найти. Позже выяснилось, что его жена тогда вернулась домой, а вот он застрял в башне, не желая никуда уходить. Ему нравился праздный образ жизни, а жену устраивало то, что теперь она распоряжается его состоянием, присылая ему деньги для оплаты отеля и др. Тарру показал Сенлину свои любимые рестораны, они иногда вместе обедали. Также он рассказал об опасностях Купален. Всем в этом уделе распоряжался Комиссар Эммануэль Паунд. При этом он сам находился в подчинении короля верхнего удела, Пелфии. Но в своем уделе Паунд творил все, что хотел. Он любил устраивать пышные приемы, на которые звал всех туристов, но одновременно он следил за тем, чтобы среди отдыхающих не было должников. Как только кто-то превышал свой лимит и не мог заплатить, он превращался в раба. Еще в Цоколе Сенлин заметил каких-то бритоголовых людей, которые сновали туда-сюда с грузами. Этих людей называли ходами. Они жили в глубине башни, в специальных ходах, соединявших уделы друг с другом. Дорога между уделами называлась Черная тропа. Вершить правосудие Паунду помогал палач Красная Рука. Это существо обладало невероятной силой, быстротой и интеллектом. Прозвище он заслужил за то, что сквозь его почти прозрачную кожу были видны сосуды с кровью. Он весь был как бы наполнен красной жидкостью. Под одеждой он носил красные ампулы и время от времени вливал их в свои вены. Похоже, что он был киборгом - гибридом человека и машины. Однажды Сенлин видел, как палач открутил человеку голову одним движением.

Однажды учитель навестил художника Огьера и среди его работ углядел портрет своей Марии. Он стал расспрашивать. Но художник не желал ничего сообщить по интересующему Сенлина вопросу. Наконец, он согласился дать сведения в обмен на услугу: Сенлин должен был украсть у Комиссара картину «Девочка с бумажным корабликом», которую художник якобы нарисовал и продал, а теперь жалеет об этом. Комиссар является большим любителем живописи, гордится своей галереей и ни за что не хочет вернуть картину автору. Его дом и галерею в особенности охраняло огромное количество солдат. Всюду была установлена сигнализация. Что-то откуда украсть казалось невозможным.
Тем не менее Сенлин с помощью Тарру сумел втереться в доверие к Комиссару и выкрал картину. Это было небольшое полотно, на котором была изображена девочка, входящая в воду, в руках она держит бумажный кораблик. Что уж в этой картине особенного? Но Сенлин вопросов не задавал.

Я не буду подробно описывать ту остроумную схему, к которой он прибег. А Тарру, как оказалось, обанкротился, и его забрили в ходы.

Было очевидно, что Комиссар объявит погоню, и времени у Сенлина будет мало. Но он успел встретиться с художником, а тот успел ему рассказать про свои встречи с Марией. Действительно, она после того, как потерялась, пошла в башню. В отличие от мужа, она прошла и Цоколь и Салон очень быстро. Но на длительное проживание в Купальнях ей не хватало средств. Однажды она встретила художника и попросилась к нему в натурщицы. Он платил ей немного денег. Сама же она воспользовалась услугами некоего бизнесмена, который обещал ей найти мужа. На самом деле этот бизнесмен ее обманул. Он предложил познакомить ее с людьми, альтруистами, имеющими большие связи и способными найти Сенлина. Но для этого нужно было им понравиться. Бизнесмен купил ей хорошую одежду и начал водить на вечера, на которых присутствовали другие девушки, а также состоятельные мужчины. Через пару недель бизнесмен сказал ей, что она должна ему много денег, и или он выгонит вон, или она быстренько очарует кого-нибудь из состоятельных бизнесменов. Она выбрала второе: спела матросскую балладу и сумела понравиться графу из Пелфии, который увез ее с собой (ей граф сказал, что везет ее к мужу). Граф потом приходил к художнику, забрал у него все портреты Марии (кроме того, что художник припрятал) и угрожал убить, если тот будет о ней рассказывать, потому как Мария теперь - графиня Пелл.

Когда появился Сенлин, Огьер думал, что его подослал граф - вот почему он ему ничего не сказал. История с похищением картины была проверкой. Теперь Огьеру очень стыдно, и он готов помочь Сенлину сбежать. И он посадил Тома на баржу, летящую в Новый Вавилон. На барже Сенлин открыл портфель, который ему напоследок всучил художник и нашел там портрет Марии.

Новый Вавилон находился выше Купален. Там часто бывали грозы с молниями.

Вавилон был промышленным уделом. Кроме заводов, там располагалось множество борделей. Каждую неделю в порту причаливала баржа с шлюхами: именно на такой прибыл и Сенлин. Как ни странно, в порту его ждали. Оказалось, что Финн Голл был владельцем этого порта, и ему нужен был капитан порта. Работа там была непростая: нужен был грамотный и честный человек, умеющий организовать учет и контроль.

Голл сам спускался в Цоколь, чтобы подыскать подходящую кандидатуру. Для лучшего знакомства он разыгрывал сценку с ограблением, а потом с возвращением похищенных вещей. Адам Борей работал на него. Идея Голла была такая: если человек стоящий, то он доберется до Нового Вавилона. Вот так он и подбирал себе персонал. До Сенлина на него работали многие люди, но все они плохо кончили: кого убили грузчики, кого сам Голл отправил в ходы на Черную тропу.

Сенлину не осталось ничего другого, как согласиться. Как ни странно, он недурно сумел наладить работу порта. Он подружился с Адамом и узнал его историю. У Адама была сестра-близняшка Волета. Они росли в шахтерском поселке около города Шумер, и Волета умела замечательно лазить по разным сложным конструкциям, в то время как самой частой причиной смерти шахтеров было то, что они падали с них. Так погиб и отец близнецов, после чего они отправились к башне. В Салоне Адам поросился на работу регистратора, однако он плохо прочел свой контракт. Он думал, что ему за работу заплатят 16 мин, а оказалось, что это он должен отдать 16 мин за то, что играл роль регистратора. Так он получил клеймо и попал в ходы. Глаз он потерял тоже за долги. Но сестра нашла Голла, уговорила его выкупить Адама, а за это согласилась на него работать. Голл отправил ее в кабаре, которое держал его партнер Родион. Там Волета исполняла сложные акробатические номера, но Родион постоянно грозился отправить ее в бордель. Адам отдавал ему свое жалованье, но угрозы не прекращались.

Кроме Адама, Сенлин сумел наладить отношения с Ирен, телохранительницей Голла. Это была женщина огромного роста, очень сильная, но у нее был один недостаток: она не умела читать. Сенлин научил ее грамоте, чем оказал ей большую услугу, т.к. амазонка стыдилась своей неграмотности. Однако это пошло вразрез с планами Голла: ему была нужен был именно неграмотный телохранитель. В связи с этим он собрался вычесть стоимость услуг Ирен из зарплаты Сенлина, а ее отправить куда-нибудь еще.

Иногда Голл приглашал Селина к себе домой. У него была жена и 6-ро детей. Ирен обожала с ними играть.

Однажды ночью в комнату Сенлина пробрался грабитель. Это был личный палач Комиссара Купален Красная Рука. Он искал картину «Девочку с корабликом», которую Сенлин украл у Комиссара. Но разве она не осталась у художника? Нет, Красная Рука пытал Огьера, но тот ничего ему не сказал. Эта картина вовсе не была написана Огьером и никогда ему не принадлежала, но она была невероятно ценной.

Сенлин поднял шум, атаку удалось отбить, но было ясно, что Красная Рука явится вновь или же заявится сам Комиссар. А как он узнал, где Сенлин? Потом выяснится, что весточку ему подал Адам, пытающий найти деньги для выкупа своей сестры. Но пока Сенлин об этом не знал.

И тут у Сенлина созрел план. Он решил стать пиратом. Для этого ему нужно было украсть корабль. Однажды он встретил в порту Эдит - ту женщину, с которой он сидел в клетке в Салоне. Эдит очень изменилась. Она стала старпомом на корабле «Каменное облако» - небольшом, но быстром судне. Вместо правой руки у Эдит был протез. Оказывается, при клеймении ей занесли инфекцию, приведшую к гангрене и к ампутации. Протез был механический, для того, чтобы он работал, в него надо было постоянно подливать жидкость из таких же флаконов, которыми пользовался Красная Рука. Эдит не хотела распространяться на эту тему, но старпомом она работала, чтобы получать эту жидкость.

Сенлин предложил Эдит, Адаму, Волете, Ирен стать пиратами, и они согласились. С Адамом и Волетой понятно: они хотели избавиться от Родиона и от опасности для девушки попасть в бордель. Но что толкнуло на преступный путь Эдит? У нее был зуб на ее капитана, Ли. В чем дело, она не рассказывала, но злилась на него. А Ирен? Если бы она отказалась бежать, ей пришлось бы убить Тома, а она уже считала его другом. Между долгом и дружбой она выбрала дружбу.

Для того, чтобы украсть корабль, Сенлин вновь разработал невероятный план, о котором я тоже не буду подробно рассказывать. В плане использовался наркотик крошка, контрабандную партию которого Сенлин недавно обнаружил. В плане были задействованы люди Голла и люди Родиона, которых Сенлину удалось стравить друг с другом: он распустил слухи, что на «Каменном облаке» хранится ценная вещь - картина, которую искал Комиссар. Картина лежала я ящике, а ящик был с порошком наркотика. Злодеи должны были надышаться наркотиком и вырубиться.

План удался, однако дело осложнилось тем, что одновременно порт подвергся нападению «Арарата» - громадного боевого корабля Комиссара. В итоге порт почти полностью разгромили, но Сенлин и его команда ускользнули.

За время проведенное в башне, Сенлин понял, что первые уделы башни - это части громадной динамо-машины. В Цоколе пьяницы, вращая пивные карусели, на самом деле поднимают наверх воду из подземных источников. В Салоне она согревается с помощью каминов. В Купальнях сбрасывается лишний пар. В Новом Вавилоне турбины вырабатывают электричество, а полученная энергия идет выше. Куда и для чего?

Все время, что Сенлин провел в башне, он возмущался путеводителем, которому когда-то верил, как дитя. Почему же в путеводителе не написали ничего про опасности Цоколя и Салона, про ходов, про то, что делают с должниками? А ведь Сенлин думал, что башня - это величайшее творение цивилизации, сосредоточение всего лучшего, что есть в мире.

Продолжение
https://uborshizzza.livejournal.com/5506902.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up