Хочу привести выдержки из статьи И.Г. Яковенко «Что делать».
«Масштаб кризиса, который переживает Россия, не осознан. Его прячет в подсознание слабая человеческая психика, маскирует идеология, затушевывает благоприятная конъюнктура цен на энергоносители. Реально страна сходит с исторической арены… В этой лекции я отвечаю на вопрос: что можно сделать для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам времени?
Оговоримся: я не отвечаю на вопрос, как можно сделать то, что я предлагаю. Я отвечаю на вопрос: что можно сделать для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам времени?
Альтернатива радикальной трансформации - распад социокультурной целостности России (русский мир, русская цивилизация). Либо эта территория попадает в другие цивилизационные круги, и местное население включается в эволюцию, по преимуществу заданную неимманентной логикой. Либо на этих пространствах происходит новый цивилизационный синтез, и рождается качественно новая цивилизационная модель.
Система культуры переживает распад, связи между элементами ослабли, «твердые» носители традиционного качества маргинализованы и т. д. Произошло самое главное - культура критически утратила эффективность. Массы носителей не осознают и не формулируют этого. Данная истина табуирована к осознанию и произнесению. Однако люди переживают и схватывают это обстоятельство на дорациональном уровне и соответственно выстраивают свое поведение.
После 1990 года из СССР/РФ выехало не менее 5 млн человек. Масштаб процесса свидетельствует о том, что качественная дистанция между советским/постсоветским русским и средой евроатлантической цивилизации уменьшилась настолько, что модернизированные русские легко включаются в западный мир. Латвия и Литва дали миру феномен «еврорусских». Там исходно русскоязычные эффективные бизнесмены и менеджеры легко вписываются в европейские структуры и составляют серьезную конкуренцию местному бизнесу. Иными словами, стоит убрать имперский эгрегор и поместить прагматичного русского в нормальное социокультурное пространство, как он начинает жить в соответствии с иными нормами, ценностями и ориентирами.
Заметим, что «еврорусские» не исчерпывают собой русскоязычного населения стран Балтии. Рядом с ними живут люди, ценностно ориентированные на советское прошлое. Они маргинализуются. Пожилые реализуют стратегию доживания, молодые объединяются в формальные и неформальные структуры, противостоящие доминирующей реальности.
Необходима сознательная стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним создают комфортную социально-культурную среду и условия пристойного доживания. Сегодняшним - пространство адекватного саморазвития, дистанцированного от исчерпавшего себя исторического качества.
Можно выделить два потока процесса трансформации базовых оснований культуры.
Первый поток реализуется в рамках самоорганизации социокультурного целого. Самый яркий пример - смена корпуса актуальных, востребованных аудиторией сказок в конце 60-70-х годах прошлого века. Здесь необходимо пояснение. Сказки читают маленьким детям, которые их запоминают. При этом сказка играет роль базовой мифологической структуры (из которой сказки, собственно говоря, и выросли), включающей человека в целостность культуры. Услышанные в детстве сказки участвуют в формировании матриц сознания. Поэтому то, какие сказки слушают дети в раннем возрасте, играет существенную роль в формировании оснований картины мира, которая сложится у повзрослевшего ребенка. В конце 60-х годов ХХ века произошло примечательное событие. На книжном рынке появились качественно новые детские сказки. «Муми-тролли» Туве Янссон, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, книги о Мери Поппинс в переводах Бориса Заходера пользовались бешеной популярностью.
Как мы понимаем, запрос на новую сказку возник не в детской среде. Его породила городская интеллигенция, которая покупала книги для своих детей и не хотела обходиться традиционным набором советской детской книги. В ответ на этот запрос делались переводы и пересказы произведений известных европейских авторов. Авторы русских версий не ошиблись в выборе материала. Дети, воспитанные на этой литературе, весело похоронили Советский Союз.
Второй поток трансформации базовых оснований культуры реализуется в рамках систематической работы социальных и политических институтов самого разного уровня.
Генеральным фактором, задающим необходимость таких трансформаций, выступает модернизация. Во втором эшелоне модернизации сравнительно узкий слой правящей элиты, осознающей необходимость коренных перемен, всегда сталкивается с косной массой, тяготеющей к традиционной старине. В этой ситуации реализуются разные стратегии, направленные как на модернизацию элиты, так и на модернизацию всего общества.
При всех обстоятельствах стратегия трансформации должна включать в себя следующее: первосортность утверждаемого и второсортность изживаемого - непременное условие качественного преобразования. Речь не о диффамации или травле. Речь о создании ситуации ценностного различения утверждаемого и уходящего. Сами носители уходящего сознания и их окружение должны чувствовать и осознавать, что способность прочесть вывеску, набранную латинским шрифтом, - культурная норма. Что элементарное знание разговорного английского обязательно. Простейшие формы идут без перевода.
В общем виде задача изменения ментальных оснований связана с прерыванием социокультурной преемственности и утверждением альтернативного культурного комплекса.
Эффективная работа с ментальностью концентрируется на молодых поколениях. Характер человека формируется в самом раннем возрасте, к трем-шести годам. Базовые ориентации личности формируются к шестнадцати-восемнадцати.
Традиционная семья и привычная среда воплощают историческую инерцию и тысячами нитей связана с прошлым. Поэтому во всех модернизирующихся обществах возникают закрытые учебные заведения.
Данная работа распадается на два направления.
Первое можно называть обучением или работой с сознанием. Такую работу надо начинать с дошкольного возраста. Речь идет об обучении в широком смысле. О формировании моделей понимания, навыков мыслительной деятельности, интеллектуальных установок, ценностных структур.
Второе направление связано с формированием значимых навыков и практик. Каждая культура в обязательном порядке формирует значимые практики. Параллельно с этим она блокирует формирование практик альтернативных. Если обучать ребенка с детства навыкам индивидуальных и групповых действий, не вписывающихся в доминирующую культуру, и превратить эти практики в норму жизни, взрослея вместе с ними, они принесут их в жизнь как органичное и естественное, вопреки противостоянию среды.
Говоря о самом раннем возрасте, надо заметить, что многие российские сказки воспроизводят тупиковые установки. Необходимо разрушение установки на чудо, которое дает всё и сразу некоторым волшебным образом. Ковер-самолет, гусли-самогуды, скатерть-самобранка, неразменный пятак и прочие радости магического мира, в котором не надо сеять, жать и класть в закрома, для того чтобы сытно кушать, фундаментальным образом противостоят позитивной жизненной позиции.
Иванушка-дурачок, который в конечном счете оказывается в выигрыше, посрамляя здравый смысл своих братьев, добропорядочных и прочно вписанных в мир, - далеко не случайный персонаж отечественного пантеона. Иван-дурак восходит к архаическим магам и ложится в мощную традицию возвеличивания блаженной глупости. Образ Иванушки перекликается с идеей юродивого, который свят тем, что отрицает мудрость «мира сего». При всей привычности этих реалий отечественной культуры они губительны в стратегическом смысле. Разумеется, речь не идет о запретах. Речь о компетентном анализе, отборе и формировании корпуса сказок, которые могут быть рекомендованы в контексте решения поставленной задачи.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу пример Буратино. Как известно, сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.) была вольным переводом знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», написанной в 1883 году. «Золотой ключик» любим поколениями советских людей и постсоветских россиян. Никто не назовет эту сказку скучной или тупо нравоучительной. Однако, на мой взгляд, не учитывается одна значимая для культуролога подробность. Приняв решение отправить Буратино в школу, папа Карло идет на рынок, продает там свою тужурку и на вырученные деньги покупает букварь. На следующий день Буратино по пути в школу увидит цирк и, решив вместо школы пойти на цирковое представление, продаст букварь, а на вырученные деньги купит билет в цирк. Это вам не скатерть-самобранка. За текстом Карло Коллоди стоит 2 тысячи лет жизни в классовом обществе. Итальянский ребенок твердо знает: за всё в этой жизни надо заплатить. Здесь мы сталкиваемся не только с концептом законов сохранения: ничто не появляется из ничего, но и с важнейшей моральной истиной. Сознание ребенка фиксирует эти положения не на уровне скучных сентенций, а на уровне деталей сюжета, фиксирующих самоочевидные вещи.
Одна из серьезных проблем нашей реальности связана с тем, что механизмы горизонтального группового взаимодействия блокируются культурой. В России остро стоит проблема добровольной кооперации, консолидации во имя некоторой общей задачи, навыков и практик группового взаимодействия. Для того чтобы что‑то заработало, необходима иерархическая структура. Делегированная сверху власть, «начальство» объединяет людей, ставит задачу, обеспечивает координацию усилий. Решить те же задачи без «начальства» массовый носитель российской идентичности не способен.
Детей можно и нужно учить самоорганизации, отрабатывая все этапы этого процесса: объединение вокруг некоторой цели; выработка решения о путях ее достижения; выделение лидеров, берущих на себя задачи координации усилий; общая работа по последовательному решению поставленной задачи; достижение результата, анализ пройденного пути, выводы на будущее. Эти формы самодеятельности можно и нужно отрабатывать начиная с детского сада и далее, через среднюю школу, вплоть до окончания высшего учебного заведения.
Российская культура ориентирует своего носителя на две социальные конфигурации - родовое/семейное целое и иерархическая пирамида власти/подчинения. Описанное выше поведение есть способ перевода чуждых структур в поле собственной органики. Род/традиционная семья, очевидно, переживают кризис. Эта модель отмирает и не воспроизводится. А иерархическая пирамида становится единственным универсальным механизмом.
Российская культура ориентирует своего носителя на две социальные конфигурации - родовое/семейное целое и иерархическая пирамида власти/подчинения.
Задача состоит в формировании и внедрении модели ассоциации. В школе, высшей школе, пространстве культуры, политике, сфере гражданского общества должны последовательно внедряться и насаждаться модели добровольной ассоциации, предполагающей демократическое участие всех членов ассоциации в выработке и реализации стратегии и тактики управления.
Как это делается - для меня вопрос открытый. Но на Западе давно отработана школа самоуправления, которая осваивается начиная со средней школы. Школьное и университетское самоуправление, молодежные клубы и организации при школах и высших учебных заведениях…
Традиционное сознание наделяет высшей ценностью нераспавшиеся синкретические сущности и противостоит процессам дробления этих конструктов. Примеры: истина-благо, власть-собственность, иерархия-истина-благо, «народ» как синкретическое единство веры и этической идентичности и т. д. Мышление традиционного носителя русской культуры противостоит дроблению и усложнению картины мира и оперирует синкретическими блоками. Российское единство власти-собственности-идеологии живет и в мозгах, и в социально-политическом пространстве.
Школа способна дробить синкретические сущности на самых ранних этапах обучения и формировать аналитическую доминанту сознания. Человек с такой доминантой не способен мыслить синкретическими блоками и не будет жить в мире нераспавшихся конструктов. Итак, меняя механизмы мышления и переживания мира, мы трансформируем весь универсум.
Этому можно и нужно учить с самого раннего возраста. Пятилетний ребенок имеет право говорить: «Моя мама - самый лучший человек в мире». Но уже семилетний должен понимать, что моя мама - для меня самый лучший человек в мире. А для Марины самый лучший человек - ее мама.
Наше воспитание и интеллигентский бэкграунд блокируют осознание системообразующей роли рынка и гигантского культуротворческого потенциала частной собственности. Собственность трансформирует психологию, созидает автономную личность, позиционирует человека в социально-культурном космосе. Уважение к собственности должно воспитываться в семье. Этого у нас, к сожалению, нет. Тем важнее роль школы в данном вопросе.
Собственность как священное и неделимое право должна быть закреплена на уровне Конституции. Законная собственность может быть отчуждена у титульного собственника только за долги. Единственным основанием утраты права собственности может быть признание ее по суду незаконной. Собственник имеет право апелляции к суду высшей инстанции. Лишать собственности могут только судебные исполнители. Собственник имеет право защищать свою собственность всеми доступными ему способами. Власть, посягающая на собственность граждан, утрачивает основания легитимности.
Совсем не все способны и готовы стать собственниками по психологическим, культурным, экзистенциальным основаниям. Однако потенциальных собственников десятки миллионов. Они станут самым надежным хребтом российской государственности.
Нравоучительные сказки про святость собственности надо рассказывать в детском саду и учить этому в школе с младших классов. Истории про мужественного фермера, пристрелившего бандита, пытавшегося ограбить хозяина, надо показывать по местному телевидению под грифом «Герои живут рядом с нами».
В системе образования стратегически необходим акцент на целостность России и Европы. Мы - часть христианского мира. История России как самодостаточный процесс, а Россия как самостоятельный материк - тупиковая позиция. Ее необходимо последовательно размывать.
Школе необходим курс - «История демократии и сопротивления несвободе». Дети должны вписывать древлян и новгородцев в контекст подвига Гармодия, «Магна Карты», Магдебургского права, борьбы городов за статусы и привилегии, Реформации как движения за обретение духовной свободы.
Имеет смысл создание специального курса - «Демократические инициативы и практики» в рамках высшей школы. Гражданская активность должна стать предметом осмысления, сопоставления мирового и российского опыта.
Выход из гетто русского языка. Заметим, что российская элита со второй половины XVIIIвека и до 1917 года говорила на европейских языках. На первых этапах модернизации такое положение терпимо. Сегодня ситуация, когда языком международного общения владеет узкий слой элиты, провальна. Ничего, кроме своекорыстного интереса элиты, за этим не стоит. Английский язык перестает быть языком иностранным и обретает статус языка международного. Он обязателен. Иностранные языки изучаются по желанию. Английский - обязателен в средней школе. Школа обеспечивает свободное чтение, понимание и общение. Разные курсы для освоения языка людьми старших поколений.
Диплом о высшем образовании без свободного владения английским не выдается. Преподавание десятка предметов на английском языке, семинары и ответ на экзамене - обязательная норма системы высшего образования.
Необходим один англоязычный канал национального телевидения. Англоязычные фильмы не переводятся, а титруются. Практика показа детям мультиков по-английски и т. д.
Стратегия разрыва преемственности в воспроизводстве социокультурной целостности. Необходимо обучение за рубежом. Должно сложиться неписаное правило: начиная с некоторого уровня (руководитель федерального департамента, замминистра, начальник отдела канцелярии администрации, парламента и премьера, генерал-лейтенант) обязательно высшее образование за рубежом, связанное с проживанием за границей не менее четырех лет. Учеба за рубежом должна стать нормальной практикой для тех, кто желает делать карьеру в России. А армия должна будет делать это в обязательном порядке, направляя на обучение, скажем, 500 молодых офицеров каждый год. Норма: для поступления в военную академию необходимо высшее образование за рубежом. В результате в страну будут возвращаться люди с другими мозгами. Эффективность этой стратегии видна на примерах стран Балтии и Грузии. Отметим: такая стратегия соответствует положениям болонского процесса. Согласно Болонской декларации, студент должен в идеале не менее семестра проучиться в другой стране. Это делает его более гибким и повышает шансы на трудоустройство.
Разумеется, дело не может ограничиваться начальной, средней и высшей школой. Всё сказанное выше должно войти в систему идеологических ценностей Российского государства. В систему надежных и респектабельных конвенций понимания мира и человека в мире. Тогда эти установки будут реализованы в работе средств массовой информации. Не следует недооценивать меры конформизма наших соотечественников.
Трансформация ментальных оснований не может быть эффективна без амнистирования, легализации и сакрализации запрещенных и профанированных вчера инстинктов.
Традиционная российская культура веками подавляла автономную личность, потребителя, собственника, человека, ориентированного на демократические ценности. Борьба и изживание возможны на путях правовой легализации и культурного поощрения репрессированных альтернатив преодолеваемого паттерна. Параллельно должна вестись работа по репрессированию отторгнутых установок и их активной профанации. Только в этом случае работа по преображению культуры приобретет энергию масс.
Смена ментальности всегда связана со сменой поколений. В мягком, щадящем варианте - естественной сменой; в жестком, революционном и насильственном - с угнетением и диффамацией носителей уходящего качества.
Российская традиция есть традиция социоцентричного общества. Необходимо трансформировать этот комплекс и сформировать персоноцентристскую целостность. Это можно сделать единственным способом: разрушая ядро отторгаемой системы.
Традиционная модель: сакральная власть - единство комплекса власть-собственность - отрицание частной собственности - легализация переделов собственности. Альтернатива - не декларативное, а подлинное утверждение частной собственности как фундаментального права. Законодательно закрепленное право собственника защищать свою законную собственность всеми доступными ему способами. Легализация самообороны и права защиты собственности. Драконовские статьи за соучастие в рейдерских захватах. Отмена сроков давности в преступлениях против частной собственности. И так далее.
В такой ситуации новые ценности будут закрепляться намертво, поскольку за ними встают задавленные изживаемой культурой инстинкты и устремления, органичные человеку. Следование изживаемым ценностям должно быть связано со смертельной опасностью».
Игорь Григорьевич Яковенко (17 июня 1945, село Ободовка, Тростянецкий район, Винницкая область, Украинская ССР) - российский культуролог и философ, педагог. Доктор философских наук, член бюро Научного совета РАН «История мировой культуры».
Как можно видеть, И. Яковенко - человек пожилой и сформировался в советское время. Отсюда, вероятно, и название его статьи: «Что делать» - знаменитое утопическое произведение Чернышевского, оказавшее большое влияние на Ленина и других большевиков. В свою очередь, Ленин так назвал свою программную работу, посвященную необходимости создать слой профессиональных революционеров, которые будут бороться за классовые интересы рабочих.
Т.е., называя свою статью «Что делать» И. Яковенко хочет показать серьезность своих умозаключений для судеб миллионов людей.
При этом в самом начале он заявляет, что не знает, как превратить свои идеи в жизнь. «Сова - не тактик, Сова - стратег», как говорится в известном анекдоте. Анекдот про совет мышам сделаться ежиками, чтобы уберечься от хищников, здесь уместен: Яковенко считает, что русским необходимо сделаться европейцами, если они хотят сохранить свою страну и нацию.
Для этого всего-то нужно перестать рассказывать детям русские народные сказки и всем поголовно выучить английский язык. Ценное предложение, ничего не скажешь. Русский язык - это гетто, а русские сказки учат ждать чуда вместо того, чтобы уважать частную собственность. Уважение к частной собственности и ее защита - это главное, что нужно России.
Идеалом русского для Яковенко являются русские, проживающие в Прибалтике. Но не все, а те из них, которые стали «еврорусскими». Они забыли русский язык и, видимо, не рассказывают детям сказок про Иванушку-дурака. Но, извините, они сделали это не от хорошей жизни, а потому что их гражданские права были ограничены, а ограничены они были потому, что власть в этих странах принадлежит людям титульной нации.
Разве мало стран третьего мира, где население хорошо знает английский? Разве это сделало их богаче?
Нападение на сказочных героев выглядит несколько странным. Иван-дурак для философа - преподозрительный тип:
«посрамляет здравый смысл своих братьев, добропорядочных и прочно вписанных в мир». Помнится, нечто подобное я читала в блоге у великой писательницы Дины Сабитовой, автора «Мыши Гликерии». Вот как она пересказывала известную сказку своему сыну: «Дальше - с Еленой Прекрасной. Елену никто не спрашивает, хочет ли она иметь отношения с незнакомыми ей мужиками. Добро бы еще царем, а то вороватым недорослем.
Дальше почему-то порядочных царей, которые были готовы не отрубить вору-Ваньке руку, а простить его в обмен на Елену или Коня, - злобно обманывают, подсунув волка-оборотня».
Эта блогерша из Казани перебралась в Москву, а оттуда в Коста-Рику, где владеет гостиницей. К сожалению, она больше не радует огромную армию почитателей своего гения новыми книгами, но зато счастлива. Она - незаурядная женщина: вот что о ней пишут: «Интересные факты
• Любимая еда Сабитовой - морепродукты, рыба, свежая клубника и темный шоколад.
• У писательницы есть коллекция тряпичных зайцев.
• Дина ненавидит разговаривать по телефону».
Рыба с темным шоколадом и со свежей клубникой - это так оригинально! Но с прокисшей клубникой было бы еще оригинальнее. А про тряпичных зайцев я вообще молчу: ладно бы фарфоровые или деревянные, а то - тряпичные. Вот что значит настоящая изысканность и аристократический вкус!
Думается, Яковенко одобрил бы эту латиноамериканкотатарку. Так что не только русским и не только в Европу следует уезжать из России.
Но ведь, господи, то какая-то блогерша, а то - целый философ, член бюро Научного совета РАН «История мировой культуры», а точно такую же глупость пишет.
В целом же, Яковенко своим примером опровергает сам себя: он утверждает, что характер человека формируется к 3-м годам, а его менталитет - к 18 годам. Вот он формировался при СССР, а стал антисоветчиком. Как же так получилось? Что же на него не повлияли сказки про Ивана-дурака?
Или он утверждает, что все новое - первосортное, а старое - второсортное. Но ему самому, извините, 75 лет, т.е. он сам и его его советы уже явно второсортные. С чего он взял, что имеет право учить молодых, что делать и как жить? Откуда ему знать, что дальше будет?
Священная частная собственность? А у меня складывается впечатление, что сегодняшний тренд - это уже и отказ от личной собственности. Каршеринг, коворкинг, коливинг - ни тебе собственной машины, ни постоянного рабочего места, ни своей квартиры или комнаты. А не так ли мы и жили при советской власти? Во всяком случае машин в личной собственности было мало, жили в комуналках…
А жен обобществлять уже не нужно - все равно мало, кто женится, а кто женился, тот разводится, и свободные отношения рулят. Да скоро уже и постоянного пола у человека не будет, а сплошной изменчивый гендер.
Нет, у кого-то частная собственность будет, но у немногих. Это про них детям сказки будут рассказывать? Так ведь и раньше все больше по царей рассказывали, а если про бедняков, так про тех, кто сумел с ними породниться.
Так что не исключено, что именно русская культура приспособлена к вызовам времени.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)