В довольно объемном романе Юлии Яковлевой «Каннибалы» можно найти историю про балетные интриги с узнаваемыми персонажами, а также детектив из жизни олигархов.
Все это скреплено довольно неуклюжими переходами.
Самая внятная история получилась про балет, и это понятно, потому что ранее Яковлева занималась балетной критикой, и у нее есть пара книг на эту тему. Потом перешла в другой литературный цех и написала несколько детских книг и исторических детективов. «Каннибалы» - первый ее детектив, посвященный современности.
Итак, в Большой театр из Мариинского театра переходит прима, Даша Белова. Сделано это, чтобы угодить президенту Петрову, который сам из Питера и считает, что все питерское лучше московского. Приме положили оклад в евро с шестью нулями, ей еще нужно было купить квартиру в центре и поставить под нее балет «Сапфиры», причем, чтобы ставил французский балетмейстер Эванс. Президент изъявил желание посмотреть этот балет вместе с английским премьер-министром, который должен неофициально посетить Москву.
«Сапфиры» - роскошный балет, требующий большого количества сложных декораций и спецэффектов. Но раз президент хочет… Сначала финансирование этого проекта поручили корпорации «Гидро», но у них не было достаточно средств, и расходы взял на себя другой попечитель Большого театра Борис Скворцов, возглавляющий холдинг «Росалмаз». Финансирование подобных проектов было почетной обязанностью всех обитателей российской сотни «Форбса».
В театре приезду Беловой были не обрадовались, хотя они уже выступали вместе на только что прошедших гастролях в Лондоне. Особенно против нее были настроены прима Вероника и балерина Марина, сама добивающаяся премьерства. Вероника и Марина имели разные жизненные установки. Вероника была красива, а балет не любила, но как ее туда отдали в детстве, так там и осталась и добилась больших успехов, благодаря своим способностям. Ей бы хотелось конвертировать свою внешность и талант в хорошие деньги, пока есть такая возможность. Она думала, что если бы жила в другие времена, то великие князья засыпали бы ее бриллиантами.
Марина же делала ставку на трудолюбие, желая остаться в истории балета.
Балерины ненавидели друг друга, но их ненависть к Беловой была еще сильнее. Да все остальные Дашу не жаловали.
На первом ее спектакле, на котором должен был присутствовать президент, все танцовщики под разными предлогами отказались танцевать с новой примой. Она сгоряча хотела вернуться обратно в Питер, но потом решила, что не сдастся так просто. Даша зашла в первую попавшуюся гримерную танцовщика и сказала скучающему там парню: «Пойдем репетировать».
Даша всех мужчин подразделяла на усердных сусликов, трусливых зайцев и заносчивых хорьков. Этот был суслик. Даша считала, что в балете мужчины - это подпорки для балерин, а то, что они тоже имеют свои партии, так это для того, чтобы балерина могла передохнуть за кулисами.
Танцовщика звали Славик. Он был очень неплох, пока не порвал ахиллово сухожилие. Травма зажила, но он не был занят в репертуаре. Славик был очень привязан к своей покойной маме, которая мечтала, чтобы он стал премьером. Даша как-то компенсировала душевную пустоту, оставшуюся после смерти матери.
Мне понравилось, как Славик оценивал Дашу. Он нашел, что она - хорошая балерина: на поддержках не висит, толчок на поддержку дает вовремя, не падает на партнера во время пируэтов. После танцев с ней не болит спина.
Она же считала его заслуживающим доверия, потому что он правильно ловил ее в «рыбу». Все на свете Белова оценивала только с точки зрения своей профессии.
Борис, который, вроде бы, являлся ее покровителем, пытался завести с ней более близкие отношения или хотя бы использовать ее как престижную спутницу для посещения нужных людей, в этом не преуспел, хотя ей и объяснили, что это - ее обязанность. Нет, она не возражала бы против секса с Борисом, но ей было некогда. Так как при этом с лица она была никакая (что считала своим достоинством, так как на таком лице можно было рисовать все, что угодно), очень высокая, одевалась черт-те во что, все время думала о своем, и в ней не было ни капли кокетства или сексапильности, Борис не слишком и настаивал. Однако нельзя было сказать, чтобы балерина была монашкой: для здоровья она пользовала Славика.
Белова танцевала в тех балетах, в которых участвовала в Лондоне, и каждый раз это был скандал. Первое время у нее не было своих костюмов, и ей давали костюмы Вероники, которая бюллетенила. Но на первом спектакле из положенной по костюму диадемы выломали все крупные камни, во второй раз с лифа срезали стразы, правда, очень быстро заменили на другие. Даша была уверена, что это делают недоброжелатели из числа друзей Вероники. Однако дальше стало еще страннее. Даша устраивала скандалы, что ей подменяют реквизит. В одном спектакле была не та лютня, в другом не та статуя Мадонны, в третьем не та картина на стене. Ее уже стали считать ненормальной, но в случае с картиной посмотрели видео с лондонского спектакля и убедились, что картина, действительно, была не та. А где та? Ну, наверное, порвалась или что - вот и заменили.
Вы уже поняли, в чем дело? Под видом реквизита в Москву из Лондона завезли очень дорогой антиквариат: и лютня, и статуя, и картины были настоящими, а не бутафорскими. В Москве их, естественно, заменили на бутафорские, те, которые всегда были на спектаклях. В диадеме и на лифе были настоящие драгоценные камни, а не стразы - вот их и вынули.
Всем этим занималась прежняя прима Вероника, а, вернее, ее любовник Геннадий, который возглавлял комитет по культуре. Благодаря своей должности он выходил на коллекционеров и получал от них заказы на то или иное произведение искусства. Вероника была в курсе, но особо не вникала - балетные интриги ее интересовали гораздо больше.
Помимо всего этого, в канифоли (вещество для натирания балетной обуви, чтобы она не скользила) Вероники перевозились желтые алмазы.
Вот так выглядит канифоль, и необработанные алмазы вполне могли в ней затеряться.
Но с ними вышла заминка, потому что канифоль тоже отдали Беловой. Сделала это желающая угодить новой приме костюмерша, но сделала потихоньку, и Вероника следов найти не смогла, а, вернее, не захотела. Ее стало злить, что Геннадий мало о ней заботится.
Белова нашла бриллианты и страшно возмутилась, что ее канифоль испортили - она не поняла, что это такое. В итоге камни забрал сыщик Петр, занимающийся в театре расследованием, о котором я расскажу ниже. Дальнейшая судьба камней неизвестна.
Между тем в театр прибыл французский балетмейстер. Он был очень чудной. Ел только какой-то похожий на сопли белый коктейль, утверждая, что он заменяет все еду, но более полезен. Все время мерил сахар в крови, хотя не страдал диабетом. Показывал всем фото своего мужа и приемных детей.
Француз сам отбирал танцовщиц для «Сапфиров». А в кордебалете была дочь 1 вице-премьера России, Майя. В вице-премьере легко можно узнать Шувалова у которого, действительно, дочь выступала в Большом театре. Майя очень хотела участвовать в спектакле, но балетмейстер ее не взял. Она просила его, просила заступиться Дашу. Та ей отказала, сказав, что у Майи нет прыжка, сухое плие и другие недостатки. Тогда ее пригласили на обед в дом вице-премьера. Даша взяла с собой Славика. А там было много породистых кошек. Все знали, что жена вице-премьера без ума от кошек и возит их на различные зарубежные выставки. Одна из кошек прыгнула на Белову, а та ее отшвырнула, что было неслыханной грубостью. Однако хозяева сделали вид, что ничего не произошло. Вице-премьер попросил Дашу позаниматься дополнительно с его дочерью, не бесплатно, конечно, но та отказалась. А вот Славик согласился, как позже выяснилось. Но балетмейстер все равно не взял Майю в спектакль, а Даша ей объяснила, что бесполезно стараться и заниматься, если данных нет. Она хотела, как лучше, но Майя сильно обиделась.
И вот приходит время генеральной репетиции «Сапфиров», а балетмейстера нет. Где он? Его выслали из России за приключения в гей-клубе. И спектакль перенесли на следующий год.
У Даши еще в самом начале состоялся разговор со Славиком о том, что будет с ней после балета, т.е. после 36 лет. Упоминался случай с недавно умершей балериной и педагогом, живущей в одиночестве, тело которой объели ее любимые кошки и собаки (похоже на случай с балериной Мариинки Ольгой Искандеровой, произошедший в 2018 году). Даша сказала, что ей все равно, что будет с ее телом, если не будет балета. Но тут она вдруг заявила, что тогда сказала неправду: ей не все равно, что будет с ней после балета. Она хочет стать директором Большого театра или занять еще какую-нибудь хорошую должность. Поэтому она уже сейчас должна стать лидером не только в танце.
Даша развила бешеную активность. Она создала команду из Марины и Вероники, безудержно им льстя. Используя связи Марины и красоту Вероники девушки посетили множество VIPов и, наконец, добились своего - вышли на президента Петрова.
На Петрова как раз навалились неприятности (взрыв с большим числом жертв в шахте на Урале, убийство российских журналистов в Конго, отравление генерала-перебежчика в Англии), а а при наличии неприятностей он каждый раз исполнял фокус «мертвый жук» (жук притворяется мертвым, чтобы от него отстали). Вот и сейчас он не показывался публике, но с балеринами встретиться согласился: ведь балерины - это как спортсменки, а спортсменов он уважал. Честные, простые люди. Кстати, из них всех ему больше всего понравилась Марина, потому что она оделась в спортивном стиле, а про Дашу он подумал: «Никакая», а про Веронику: «Блядь».
Балерины объяснили ему ситуацию.
И 1-го вице-премьера сняли с должности из-за того, что кошек его жены перевозили на выставки частным самолетом. Президент вызвал его и возмущался: «Понимаю, если бы тратил деньги на балерин или хоть на лошадей, но на кошек!».
А француза вернули, и премьера состоялась в срок с огромным успехом.
Даша же радовалась своему новому театральному прозвищу - Барракуда.
Вторая история, мало связанная с первой, более запутанная.
У Бориса Скворцова, которому поручили обеспечить переезд Беловой в Москву, была любимая жена Вера, приемный сын Виктор (сын жены от 1 брака) и дочь Аня. Также ему служил бывший потомственный мент Петр.
В 90-х Борис был новым русским, а Петр милиционером. Однажды он выслеживал одного типа, тот хотел его застрелить, когда неожиданно появившийся Борис убил бандита. Когда Борис разбогател, а Петр ушел со службы, он нанялся к бизнесмену на работу и выполнял разные скользкие поручения.
Борис был деловым человеком, но питал слабость к женщинам и часто изменял жене. Она от этого страдала, ревновала. Вера имела обыкновение рассказывать о своей беде подругам и взрослым детям, которые ее очень любили.
В этот раз Борис попросил Петра найти пропавшую девушку, Иру. Петр долго ее искал и никак не мог понять, что связывало его босса и эту невзрачную девушку, очень скромную и живущую на съемной квартире с соседкой. Последний раз Ира засветилась, когда вместе со своим воспитанником, 2-хлетним мальчиком (она подрабатывала няней) входила в здание Большого театра. Потом она оттуда ушла, а мальчик там остался. Все это выяснилось в связи с паникой по поводу пропажи малыша. Его искали с помощью «Лизы Аллерт». Когда нашли, то он показал, куда его водила тетя Ира - это был бутафорский цех. Но куда делась Ира? Только в последней части романа Петр нашел тело Иры на 7-ом подземном этаже, где была машинерия театра.
Собственно, Большой театр - это единственное, что связывает 2 сюжетные линии. Найдя тело Иры, узнав про бриллианты в канифоли, Петр сделал неверные выводы о своем боссе. Он решил, что тот занимается контрабандой бриллиантов, для чего и связался с балериной Беловой. Но это было не так - бриллианты перевозила Вероника для Геннадия.
Еще одним доказательством того, что Борис занимался контрабандой бриллиантов, стало убийство группы журналистов в Конго. А один из этих журналистов был другом Петра, и Петр попросил босса дать им свою охрану на время поездки, так как «Росалмаз» добывал алмазы не только в России, но и в Конго и имел там свою ЧВК. Сопоставив все данные Петр пришел к выводу, что его знакомого журналиста убили из-за того, что он узнал о контрабанде. А на самом деле их убили потому, что они узнали про теневой экспорт оружия, которым занимался другой олигарх. Обозлившийся Петр ушел от Бориса.
Вера же, сделав ряд неверных выводов, решила, что Ира - новая любовница Бориса. Из-за ее ревности произошел ряд недоразумений, связанных с телефонами и дорогими сумками (Борис купил сумки одной марки дочери и жене, а жена, узнав, что он купил 2 сумки, грешила на любовницу). В конечном итоге, запутавшись в интригах, Вера тоже погибла.
Борис пережил ряд потрясений: это в его шахте была жуткая авария. Также Борис имел еще связи с ФСБ, и из-за его оплошности (не сумел отравить олигарха из «Русгидро) один из генералов сбежал в Лондон, слив там все секреты лаборатории, изготовляющей яды, а другой генерал предателя отравил, из-за чего случился огромный международный скандал (Скрипали).
Наконец, Петр выяснил, что Борис вовсе не его спасал в 90-х, а устранял своего конкурента (первого мужа Веры).
Автор романа, Яковлева, засунула в текст множество скандалов.
Из Мариинского театра в качестве примы переходили Светлана Захарова в 2003 году и Евгения Образцова в 2012. Что касается партнера Даши Славика, то с порванным сухожилием был Цискаридзе, тем более, что Славик все время поминает про покойную маму. Цискаридзе танцевал с Захаровой в 2003 году. А в «Драгоценностях» танцевал Александр Волчков.
Скорее всего, образы Даши и Славика - сборные, и точного соответствия мы не найдем.
О каком спектакле идет речь? О «Дочери фараона» 2003 года или о «Драгоценностях» 2012 года?
Но премьера «Драгоценностей» (больше всего похожи на «Сапфиры»), с состоялась в 2012 году, а скандал с корги Шувалова, которых его жена возила на выставку в частном самолете, был в 2016 году.
А отравление Скрипалей и гибель Орхана Джемаля - это 2018 год. Тогда, возможно, катастрофа в шахте - это катастрофа «Уралкалия», который принадлежит Чемизову. Но его жена, вроде бы, жива.
Зато президент Петров, любящий спортсменов, реально узнаваем.
Как я уже писала, роман написан неровно: про балет - интересно, а остальное как-то невнятно. Помимо основных персонажей, присутствуют множество второстепенных, например, подруга пропавшей Иры, Света; подруги жены Бориса; жена Петра, которая его бросила из-за его постоянной занятости мужа на работе. Мне кажется, что они ничего не добавляют к основной интриге, разве что из подруги Светы потом получится помощница Петра, если писательница задумает написать о нем серию детективов. Пока Петр себя хорошим детективом не показал, хотя он все же раскрыл, кто убил Иру и Веру.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)