6.6.2 Компьютер. Люди, которые работают на компьютере

Sep 19, 2007 10:45


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Учебно-методическое (что там у компьютера внутри и как с ним бороться))

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

ММА УЧ 6.6.2

Компьютер. Железо и программы. Люди, которые работают на компьютере

Еще не так давно компьютерами занимались профессионалы: на них работали программисты, помогали им операторы, а чинили их инженеры. Сейчас большая часть людей, работающих на персональных компьютерах, не является профессионалами и специалистами в области использования вычислительной техники, и для них компьютер и информационные технологии является лишь удобным средством решения своих профессиональных задач.
Произошло это благодаря:
1. Удешевлению компьютеров и стоимости их эксплуатации, уменьшению размеров и повышению надежности;
2. Увеличению возможностей информационных технологий;
3. Разработке более дружественного и интуитивно понятного программного интерфейса, позволяющего начать самостоятельную работу без длительного периода обучения.
При этом непреодолимой пропасти между специалистами и простыми пользователями нет, и они достаточно часто меняются местами.
Эта глава начиналась с панегирика огромной скорости развития информационных технологий. Однако применительно к людям, занимающимися ими, это означает огромную скорость старения конкретных прикладных знаний.
В качестве обратного примера возьму профессию своей жены - судебного почерковеда. Эти специалисты всю жизнь по образцам почерка и подписи решают одну-единственную задачу: выполнены ли образцы и исследуемый объект одним исполнителем или разными. Поэтому за время работы они накапливают профессиональный опыт, который позволяет решать все лучше и лучше. Наилучшие эксперты - пенсионного возраста.
Аналогичным образом те профессиональные задачи, которые мало меняются за время работы, врачи с большим опытом работы решают лучше.
Однако для современных компьютеров за пять лет меняется большая часть программного и аппаратного обеспечения, и старые конкретные знания становятся ненужными. Поэтому интенсивной работы в течение нескольких лет вполне достаточно, и для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации, нужен не столько длительный профессиональный стаж, сколько хорошее базовое профессиональное образование и высокая скорость обучения, которая с возрастом падает.
Поэтому пользователь, активно использующий информационные технологии для решения какой-то своей профессиональной задачи, через несколько лет может оказаться крутым компьютерным специалистом; собственно компьютерные технологии - удел в основном относительно молодых, а с возрастом компьютерщики обычно перемещаются в смежные области, например, руководители проектов, для которых в первую очередь важны экономические и организационные аспекты.
Эта тенденция быстрой смены конкретных знаний и умений и, как результат, уменьшения различий между профессионалами и оказавшимися в этой области сторонними специалистами наблюдается и во многих других видах деятельности, просто информационные технологии, как обычно идут впереди. В той же медицине средний срок применения препаратов - около пяти лет, а конкретные знания удваиваются за несколько лет. В результате интересующийся своим заболеванием хронический больной через несколько лет действительно знает о своей болезни больше, чем врач другого профиля.
Другая специфическая особенность современных информационных технологий - дробление специальностей.
Еще недавно все специалисты делились на две группы: по «hardware» (специалисты по «железу», или аппаратному обеспечению), и по «computer science» (специалисты по разработке и применению программного обеспечения). Однако сейчас уже даже в процессе образования в университетах дают более узкие специальности, например, готовят будущих руководителей проекта, включая экономические и юридические аспекты работы. Это связано не только с расширением сферы приложения информационных технологий, но и с международным разделением труда. Так, если Вам нужна разработка конкретной программы и Вы можете написать для нее грамотное техническое задание, то намного дешевле не нанимать отечественных программистов, а через Internet заказать ее в Индии. Использование кода, написанного другими программистами, сейчас называют "аутсорсингом".
Появляются и новые околокомпьютерные профессии, например, «копирайтеры» - специалисты по разработке инструкций и технической документации.
Если взять грубое деление специалистов, то можно выделить следующие группы:
1. Программист - кодировщик. Основная работа - реализация того, что написано в техническом задании. Желательно, чтобы он также выполнял работу алгоритмиста (то есть был способен выполнить задание, в котором будет написано, что должна делать программа, без описания, как это можно реализовать);
2. Руководители проекта. Формулируют техническое задание, являются промежуточным звеном между заказчиком и кодировщиком.
3. Системные программисты, системные администраторы (сисадмины) и т.д. В отличие от просто программистов системные программисты не столько сами пишут новые программы, сколько подправляют уже готовые, добиваясь того, чтобы они работали вместе и делали то, что нужно. Для достаточно продвинутых пользователей, работающих на отдельном персональном компьютере, обычно не нужен, но для объединенных в сети компьютеров - очень важная фигура.
Ленивый или неквалифицированный сисадмин может сильно затруднить работу, но настоящее бедствие - чрезмерно энергичный и любознательный сисадмин - при нем система находится в состоянии перманентной перестройки, и работать невозможно. Хороший сисадмин - тот, присутствия которого никто не замечает, просто все работает как надо. Если Вы - начальник, и Вам кажется, что у сисадмина мало работы, то Вы просто не понимаете своего счастья.
Обычно сисадмину (как ранее - системному программисту) приходится уговаривать работать вместе несколько программ, которые делать этого не хотят, подбирать варианты настроек программ, при которых система работает, разбираться в причинах программных сбоев и устранять их последствия и т.д. Выполняемые при этом действия носят название "танец с бубном", так как никто, в том числе сисадмин, не знает, что из перебираемых воздействий подействует, а что - нет (и, главное, как!).
4. Web-мастер, специалист по разработке сайтов и т.д. Делает примерно то же, что перечислено выше, но для Internet-приложений. Специфика работы состоит в том, что разработка сайтов - что-то промежуточное между программированием и дизайном.
5. Оператор - человек, работающий на компьютере и выполняющий конкретные указания. В отличие от перечисленных специальностей высшее образование обычно не требуется, но крайне желательно трудолюбие и аккуратность. Хорошие операторы обычно быстро переходят в другие категории.
6. Специалисты по эксплуатации аппаратного обеспечения. В отличие от программистов при переходе с больших электронно-вычислительных машин на персональные компьютеры профессиональные требования к ним значительно снизились, так как количество компонентов уменьшилось, а ремонт фактически свелся к замене неисправной компоненты на исправную.
Фактически единственная часть персонального компьютера, которую можно починить в кустарных условиях и для чего требуется умение паять и разбираться в электрических схемах - блок питания, да и то проще его поменять, чем возиться с ручной починкой.
Как уже было сказано выше, большая часть пользователей компьютера - непрофессионалы. Расширение сферы применения компьютеров постоянно увеличивает как число активных пользователей, так и среднее время, проводимое ими за компьютером. В этой связи наиболее интересный, с моей точки зрения, вопрос - как активное использование компьютера влияет на человека, особенно на вырастающего в условиях его интенсивного использования.
Хорошо видно, что у современных детей компьютерные игры в основном вытеснили подвижные. Это не только снижает двигательную активность, но и затрудняет социализацию, так как во время коллективных игр дети учатся общаться и договариваться с другими, вырабатывать тактику коллективного взаимодействия, примеряют на себя социальные роли. Однако мало изучен такой важный вопрос, как влияние компьютеризации на мышление.
Основой мышления является внутренняя речь, основой для которой для образованного человека является речь письменная. Однако переход с бумажных книг на электронные на просто сменил носители - он резко изменил стиль изложения и чтения. В бумажных книгах повествование достаточно размеренное и пространное, с внутренней логикой и безусловно рассчитанное на полное поступательное чтение. Электронные тексты и гипертексты обычно состоят из большого количества мелких несвязанных фрагментов, а читатель переходит от одного к другому. С одной стороны, это формирует активный стиль усвоения информации, с другой - убивает внутреннюю логику изложения.
Переходя к интроспекции, должен честно признаться, что я неоднократно ловил себя на мысли о том, что в реальной жизни мне хочется сделать такие стандартные для работы на компьютере приемы, как отменить последние изменения и сделать что-то еще раз, но лучше, или изменить скорость происходящих событий на более быструю или медленную.

Контрольные вопросы по разделу - что такое "аутсорсинг" и "танец с бубном"

Оглавление оглавлений тама: http://uborshizzza.livejournal.com/27489.html
Оглавление верхнего раздела тама: http://uborshizzza.livejournal.com/44317.html
Оглавление нижнего раздела тама: http://uborshizzza.livejournal.com/53447.html

Учебные материалы

Previous post Next post
Up