Расизм в истории США

Jun 12, 2020 20:42


События, произошедшие в мире после безвременной смерти Джорджа Флойда, предсказуемо развернулись в сторону борьбы с историей.

В самом деле, отчего полицейский применил к Флойду опасный прием для его удержания? Оттого, что Флойд совершил правонарушение и отказался подчиниться действиям полиции? Нет, исключительно потому, что в мире и в США, в частности, процветает расизм - так считают участники выступлений против расизма под лозунгом «Черные жизни имеют значение» (ЧЖИЗ) по всему миру.

Аргумент этот спорный. Американские полицейские применяют опасные приемы не только по отношению к цветным и стреляют при содержании и по белым. Уже во время протестов ЧЖИЗ застрелили белого парня, потому что полицейскому показалось, что у него в кармане толстовки пистолет. А там был…молоток. По мне, и молоток опасен для полицейского при процедуре задержания, тем более, что этот парень, как и Флойд, числился в неблагополучных и имел несколько арестов.
Может быть, дело в том, что у полиции слишком много полномочий? Или, вернее, у полиции слишком много полномочий потому, что граждане США имеют право носить оружие. Но разве они откажутся от своего права на оружие? А разве полицейские станут при этом рисковать своими жизнями? Это же замкнутый круг, но всем удобнее видеть в действиях полицейских расовый конфликт.

С другой стороны, чем, как не расовым конфликтом можно объяснить то, что половина преступников - негры, притом, что их всего 13% от всех граждан США? Конечно, это можно объяснить тем, что они - беднее, имеют худшее образование, не могут найти хорошую работу, легко становятся жертвами алкоголя и наркотиков.

В общем, причина несчастий черной общины - это бедность, но бедность - сама причина того, что община - черная, т.е., все же в основе расизм.

Появление расизма в США участники нынешней войны за равноправие связывают с появлением на этом континенте негров, которых завозили сюда в качестве рабов.
Впервые африканские невольники были завезены в британскую Виргинию английскими колонистами в 1619 году. В 1698 году английский парламент узаконил для частных лиц работорговлю.

Рабами были не только негры.
В качестве рабов изначально использовали индейцев.
Были и белые рабы. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии в 1649-1651 годах. Промежуточное положение между ссыльными и свободными колонистами занимали «проданные в услужение» - когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

И не только белые держали рабов: рабы были и у индейцев. В начале 19 века индейский народ Чероки удерживал около 600 чернокожих рабов. В период переселения индейцев на запад в 1838-1839 годах число рабов увеличилось до 1500-1600 человек. А по некоторым данным, в общей сложности народы Крики, Чокто и Чикасо владели 3 500 рабами.

Наконец, рабы были и у негров. На конец 1830 года, 3775 темнокожих рабовладельцев имели в собственности больше 12500 чернокожих рабов. А что тут удивительного? В Африке многие народы держали рабов. Историки утверждают, что многие европейские торговцы просто выкупали чернокожих рабов у африканцев. Чаще всего рабов выменивали на огнестрельное оружие и другие полезные товары.

На Юге не все негры были рабами: в южных штатах проживало почти 288 тысяч свободных афроамериканцев - больше, чем на Севере.

Но все же большинство рабов были неграми, а большинство рабовладельцев - белыми. Зафиксируем этот факт.

Нас в школе учили, что рабский труд непродуктивен, но это не так. Если бы это было так, то большая часть цивилизованной истории человечества не пришлась бы на период рабовладельческого строя. Рабов можно почти не кормить, экономить на их одежде и жилье и эксплуатировать, пока не умрут. Это очень удешевляет стоимость любой продукции. Единственный минус тот, что рабы быстро умирают. Рабовладельцы не рассчитывают на естественное увеличение числа рабов - дети растут слишком долго и часто умирают. Гораздо выгоднее постоянно обеспечивать приток новых рабов. Ради этого и вел вечные свои войны Рим.

Всегда ли рабство было связано с расизмом? В самых примитивных обществах в качестве рабов использовали как младших членов собственных семей, пока они не заведут своих семей, так и пленников; всегда было и долговое рабство. Все же часто принимались законы, что члены собственного племени, общины, города, люди одной национальности, не могут быть рабами друг у друга. Так турки не имели права иметь рабов-турков, а древние греки не обращали в рабов жителей своего полиса. Зато стоило выйти в дорогу, как соседи могли тебя пленить. Римлянин не мог быть рабом у римлянина. В Торе есть требование не делать рабов из евреев. Это расизм, национализм (тогда и понятия такого не было)?
То есть, вначале нельзя стало обращать в рабов родных, потом - соседей, потом - жителей своей общины, страны (людей, происходящих якобы от общих предков). До того, что нельзя обращать в рабство людей одного с тобой цвета кожи, представители белой расы дошли очень нескоро, а представители других рас и вовсе не дошли.

В результате Луизианской покупки 1803 года и американо-мексиканской войны 1846-1848 годов США получили огромные территории на западе, где было большое количество свободных земель и где ещё ранее было легализовано рабство. На этих землях обосновались фермеры и плантаторы, получившие огромные земельные наделы. Земля на юге очень плодородна, климат благоприятен для земледелия, поэтому Юг стал аграрным регионом. Здесь выращивались такие культуры, как табак, сахарный тростник, хлопок и рис. Однако на Юге не хватало рабочих рук. В своём большинстве иммигранты ехали на Север, поэтому для работы на плантациях использовались рабы. К началу 19 века четверть белого населения Юга владела рабами.

Не во всех штатах в 19 веке рабство было разрешено. Я не нашла сведений было ли оно там какое-то время. Например, столичный город Вашингтон находится вблизи штата Мэриленд, который был рабовладельческим штатом. Во время Гражданской войны они хотели присоединиться к Конфедерации, но северяне им не дали. А ведь Мэриленд - один из первых штатов США. В рабовладельческой колонии, а позже в рабовладельческом штате Виргиния родились Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон. Естественно, они были рабовладельцы, как еще 6 президентов США (Джеймс Мэдисон, Джеймс Монро, Эндрю Джексон, Джон Тайлор, Джеймс Полк, Захари Тейлор). При этом Эндрю Джексон был крупным работорговцем, а Томас Джеферсон наплодил детей от чернокожей рабыни.
Президент Мэдисон предложил правило "три пятых", когда рабы подсчитываются как три пятых человека для целей налогообложения и законодательного представительства.

Вместе с тем, в 19 веке штаты на Севере были свободными от рабства. К началу гражданской войны в северных штатах проживало около 200 тысяч свободных чернокожих, однако они не были равноправны с белыми. Практически во всех северных штатах местные законодательные собрания разрабатывали постановления, ограничивавшие или вовсе запрещавшие въезд негров на их территорию. На Севере повсеместно запрещались межрасовые браки, для белых и черных устанавливалось раздельное обучение, посещение церквей.

В 1807 году англичане добились запрета доставки рабов во Французские колонии, чтобы навредить Наполеону, а затем запретили и доставку рабов в другие страны. Их флот стал блокировать западный берег Африки.
Однако по состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Север и Юг развивались по-разному. На Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Здесь основной рабочей силой были многочисленные иммигранты из различных стран, работавшие на фабриках, заводах и других предприятиях. Уровень жизни относительно высокий.
Земля на юге очень плодородна, климат благоприятен для земледелия, поэтому Юг стал аграрным регионом. Здесь выращивались такие культуры, как табак, сахарный тростник, хлопок и рис. Однако на Юге не хватало рабочих рук. В своём большинстве иммигранты ехали на Север, поэтому для работы на плантациях, начиная ещё с начала XVII века, завозились темнокожие рабы из Африки. Они часто бежали на Север.
В 1957 году Конгресс принял закон, по которому можно было разыскивать беглых рабов по всей стране и возвращать их хозяину. Между тем, Северу бы пригодились новые работники.

Север нуждался в сырье с Юга, особенно в хлопке, а Юг - в машинах Севера. Поэтому долгое время два разных экономических региона сосуществовали мирно. Однако постепенно между ними нарастали противоречия. Среди наиболее острых конфликтных вопросов можно выделить следующие:
1. Налоги на ввозимые товары (Север стремился сделать их как можно выше, чтобы защитить свою промышленность, Юг хотел торговать со всем миром свободно).
2. Различие в понимании дальнейшего развития страны. Южане отстаивали суверенитет каждого штата, со своим правительством и законами. Центральное правительство на севере стремилось подчинить своей власти законы и правительства штатов.
3. Вопрос о распространении рабства на новые штаты: США присоединяли новые территории, и возникали дискуссии относительно конституции каждого из будущих штатов, в первую очередь - будет новый штат свободным или рабовладельческим.
4. Несогласие Юга с политикой заселения незанятых земель на западе континента гражданами США. Рабовладельцы-южане стремились расширить свои владения за счёт земель на западе и занятие их свободными гражданами препятствовало этим планам. Так, сенаторы-южане неоднократно блокировали принятие «акта о гомстедах», обеспечивающего переселенцам с востока бесплатную передачу земельных участков в собственность.

Интересы Севера защищала созданная в 1854 году Республиканская партия. Нельзя сказать, что члены этой партии были ярыми аболиционистами. Авраам Линкольн был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным». Но тем не менее, приход к власти Линкольна, объявившего, что впредь все новые штаты будут свободными от рабства, означал для южных штатов перспективу остаться в меньшинстве и в будущем проигрывать в Конгрессе по всем конфликтным вопросам Северу.
В ответ несогласные штаты запустили процедуру отделения. Каждый штат выбирал представителей в конституционный совет штата, которые голосовали за или против сецессии (отделения). По итогам голосования издавалось «Постановление о сецессии». 20 декабря 1860 года Южная Каролина первой издала такое постановление, а 24 декабря была опубликована «Декларация о непосредственных причинах, которые привели к отделению Южной Каролины от федерального Союза». За Южной Каролиной последовали другие.
Юридическим оправданием подобных действий стало отсутствие в Конституции США прямого запрета на выход отдельных штатов из США (хотя разрешение на это также отсутствовало). 4 февраля 1861 открылся Временный Конгресс Конфедеративных штатов Америки, на котором 6 штатов объявили об образовании нового государства - Конфедерации Штатов Америки. 11 марта на сессии Конгресса была принята Конституция Конфедеративных Штатов Америки, которая заменила действовавшую ранее Временную Конституцию.
В итоге к Конфедерации присоединилось 15 штатов, а также индейские территории, а в Союзе остались 23 штата, из них 4 рабовладельческих. Кто-то из них держал при этом нейтралитет.

Боевые действия начались 12 апреля 1861 года сражением за форт Самтер в бухте Чарлстон, который после 34-часового обстрела был вынужден сдаться. В ответ Линкольн объявил южные штаты в состоянии мятежа, провозгласил морскую блокаду их побережья и издал прокламацию о наборе 75 тыс. добровольцев в армию.
Первым боевым столкновением гражданской войны, в котором имелись погибшие, считается бой при Фэирфакс-Кортхаус в Виргинии 1 июня 1861 года.

Север и Юг призвали добровольцев в армию и первое время желающих было даже больше, чем требовалось. Однако энтузиазм очень быстро спал, из-за чего пришлось вводить законы о призыве.
В апреле 1862 года Юг объявил о призыве в армию лиц в возрасте 18 - 35 лет, исключая темнокожих, чиновников и священников. В июле аналогичный закон был издан на Севере. Кроме этого, в армию Севера вступило множество иммигрантов: 177 тыс. из Германии и 144 тыс. из Ирландии.

С начала войны американских колоний за независимость и вплоть до 1862 года в рядах армии США никогда не было негров: по закону, принятому еще в 1792 году, членом даже ополчения мог быть лишь «свободный трудоспособный белый мужчина». Негр мог быть только слугой; вот сотни чернокожих и находились неофициально в составе армии - в качестве слуг у офицеров, и даже у сержантов.
Впервые о возможности официального принятия на службу афроамериканцев заговорили в самом начале войны: еще в 1861 году проживавший в Вашингтоне свободный негр Джейкоб Додсон обратился к военному министру США с предложением принять на службу «300 надежных цветных свободных граждан». Однако Додсону в службе было отказано.
Первым решился на беспрецедентный поступок генерал Дэвид Хантер, занявший весной 1862 года ряд островов у берегов Южной Каролины, Джорджии и северной Флориды. Там находились плантации, чьи хозяева бежали, а чернокожие рабы остались. Хантер же испытывал недостаток в солдатах; вот он и издал приказ, объявлявший этих рабов свободными, если они вступят в ряды федеральной армии. В результате к середине мая Хантеру удалось сформировать из афроамериканцев пехотную роту - первое «цветное» подразделение в армии США.
В начале августа 1862-го года канзасский сенатор Джеймс Лейн, также по своей инициативе, создал негритянский полк, вскоре влившийся в армию США как «Первый канзасский добровольческий «цветной» пехотный полк». Эту негритянскую воинскую часть, прошедшую с боями всю Гражданскую войну, и принято считать первой «цветной» частью в армии США.

Идея об освобождении рабов Конфедерации пришла в голову президента Линкольна лишь в середине войны - под впечатлением постоянных побед войск Конфедерации. Линкольн решил подорвать экономику Юга декретом об освобождении рабов - по его мнению, узнавшие о законодательном своем освобождении четыре миллиона находившихся на Юге рабов-афроамериканцев тут же поднимут восстание и поддержат армию Соединенных Штатов. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это». 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Затем эта идея дополнилась соображениями и об освобождении рабов Союза. Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства. Он включал штаты, где федеральные власти не имели контроля. А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд он не касался (как бы не потерять союзников). Тринадцатая поправка к Конституции США, освободившая рабов во всех штатах, была принята незадолго до окончания Гражданской войны 31 января 1865 года (а теперь с союзниками можно и не считаться).

Заметим, что по всем этим указам и поправкам люди освобождались без каких-либо прав на землю, жилье, без компенсаций и пособий, и, соответственно, должны были дальше сами искать работу и средства пропитания. Если они не находили работы и жилья, то бывали признаны бродягами и отправлялись на каторжные работы часто на те же плантации.
(Но эти указы должны были ратифицировать еще и парламенты самих штатов. Штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года).
В таких условиях пойти служить в солдаты было спасением для бывших рабов. Правда, им не только не разрешалось служить в одних частях с белыми, но и командовать - даже неграми: во всех «цветных» полках офицерами служили исключительно белые; даже унтер-офицерские должности для негров были редким везением.

К тому же федеральное командование, не верившее в боевые способности «цветных» частей, довольно редко использовало их в сражениях, в основном доверяя им только тыловые гарнизонные и хозяйственные работы, хотя были и отдельные сражения, где негритянские полки отличились.
К 1865 году, когда закончилась война, каждый десятый военнослужащий федеральной армии был чернокожим.

Всего за время войны в федеральной армии было сформировано 166 негритянских полков (145 пехотных, 7 кавалерийских, 13 артиллерийских и 1 инженерный); общая численность солдат-афроамериканцев по разным данным составила от 179 до 186 тысяч человек, а матросов-негров - около 19 тысяч.

Из них за время войны погибли почти 37 тысяч солдат и около 3.200 матросов; правда в боях было убито только около 20% солдат-негров (почти 7.200 человек), остальные скончались от болезней и по другим - небоевым - причинам.

А после окончания гражданской войны почти все «негритянские» полки были расформированы. Оставшиеся в строю два кавалерийских и 4 пехотных «цветных» полка были отправлены на юг и запад: пехотные полки представляли собой оккупационные силы на территории побежденных южных штатов, а кавалерийские части - брошены на борьбу с индейцами.

В армии Конфедерации тоже были цветные солдаты. Во-первых, к началу войны уже существовала довольно большая прослойка свободных негров, во-вторых, плантаторы во время войны активно освобождали негров. Служили и негры-рабы.
По самым скромным оценкам некоторых исследователей, число сражавшихся в боях южан-негров составляло не менее 10 тысяч человек; еще не менее 30 тысяч чернокожих служили во вспомогательных частях, занимаясь различными тыловыми работами (постройка укреплений, доставка продовольствия и боеприпасов и т.д. и т.п.).

Среди негров, воевавших на стороне Юга, встречались личности яркие и неординарные.
Например, родившийся в 1800 г. (и проживший около 110 лет!) свободный негр Джеймс Кларк. Уже пожилым 60-летним человеком он покинул многочисленное семейство, чтобы защищать свой дом, свой Юг от нашествия янки. В качестве рядового 28-го Джорджийского добровольческого полка чернокожий старик прошел всю войну, не требуя ни тогда, ни после никаких наград и привилегий. И лишь когда ему стукнуло 104 года, глубокий старец, честно трудившийся до той поры на различных поприщах, посчитал себя вправе хлопотать о давно заслуженной им ветеранской пенсии.

Да, конфедератам тоже платили ветеранские пенсии. Они имели право проводить свои парады и ставить свои памятники.
Вплоть до Первой Мировой войны на улицах городов и поселков юга США регулярно проводились парады стареющих воинов гражданской войны, и чернокожие «мятежники» так же гордо вышагивали в своей поношенной серой униформе, как и все их братья по оружию - будь то белые протестанты-англосаксы, католики-ирландцы, евреи, индейцы и даже китайцы.

Чем руководствовались эти люди? Кто-то служил из нужды, а кто-то был и идейный. Конечно, они не одобряли рабства, но они были патриотами своего штата и хотели сами решать свои вопросы без помощи северян и диктата центрального правительства - в этом они были солидарны с белыми жителями Юга.

А почему им разрешали праздники и памятники, платили пенсии? Потому что после гражданских войн власти обычно хотят примирения сторон, чтобы не провоцировать новых восстаний, и чтобы вместе работать над восстановлением страны.

Сегодня кажется, что все это было очень давно. Но так ли это?

31 мая 2020 года в США на 91-м году жизни скончалась последняя получательница пенсии ветерана Гражданской войны.
Ирэн Триплетт умерла в доме престарелых . Она никогда не была замужем, у нее не было детей. Женщина получала от министерства по делам ветеранов $877,56 в год ($73,13 в месяц). Она имела право на пожизненное пособие как ребенок-инвалид участника Гражданской войны в рядах армии Конфедерации. Ирэн родилась в 1930 году, когда ее отцу Моузу Триплетту было почти 84 года. В 1863 году он дезертировал из армии южан. В следующем году Триплетт присоединился к северянам, в рядах которых успешно закончил военную кампанию.

Не удивительно ли, что почти одновременно со смертью этой женщины в США начались расовые волнения, в ходе которых были порушены памятники деятелям Конфедерации, известным людям, имеющим рабов или допускавших какие-то расистские высказывания и даже Христофору Колумбу за то, что он посмел открыть Америку, куда потом стали завозить негров-рабов?


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up