Екатерина Шульман:
«20―е годы будут отличаться от 10-х - это, прежде всего, смена поколений. У нас сейчас есть на социальной сцене большое поколение по объему советских бэби-бумеров, людей 50-х годов рождения. Они занимают верхние этажи административной иерархии, они занимают верхние этажи всех иерархий: финансовых, медийных, культурных, всех на свете.
Медицина делает успехи, средняя продолжительность жизни растет в целом, поэтому у нас и социальная активность продлевается. Соответственно, вот эти люди, которые считались старцами - «кремлевскими старцами», представителями геронтократии в конце 80-х годов, сейчас считаются бодрыми молодыми политическими акторами.
Большая, крупная демографическая страта начинает подвергаться постепенной эрозии. Это, кстати, прежде всего, волнует не людей, которые ждут, когда чье-то кресло освободиться, а пенсионный фонд, потому что много народу выходит на пенсию и на этой пенсии находится. Это процесс раз. Процесс два. У нас с вами было 10 лет, как известно, относительно высокой рождаемости: 2004-й - 2014-й - ровно 10 лет.
Вот родилось некое количество детей, большее, чем до этого и после этого. Они начнут приходить тоже на социальную сцену. То есть они начнут постепенно становиться для начала зрителями YouTube, потребителями товаров, избирателями, когда им исполнится 18 лет, возможно, протестующими (если захотят), студентами и работниками.
Они будут присутствовать в соцсетях и как потребители информационного продукта и как его производители. Тут тоже интернет способствует тому, что люди довольно рано уже начинают быть видимы. Те дети, которые раньше только молча сидели за столом, а потом их отправляли в детскую, и слышала их только воспитательница в детском саду или учительница в школе.
Теперь они присутствуют публично и тоже могут высказываться, деньги зарабатывать, как эта самая знаменитая девочка из Краснодара - третье место среди самых зарабатывающих ютуберов или инстаграмеров ― 12 миллионов долларов, да.
Эти люди будут нарастающее присутствовать в публичном пространстве. Это повлияет на это публичное пространство, потому что сейчас в нем молодежи просто физически мало. Вот это меганебольшое поколение, рожденное в 90-е - вот оно является нашей молодежью, по пальцам ее пересчитать. Это те штуки, которая обязательно в 20-е годы будт происходить.
Кроме того знаменитая трансформация ценностей начнет быть более манифестной, что называется, потому что миллениалы тоже подрастают. После 2020-го миллениалам начинает становиться уже 40 годиков, они тоже, в общем, уже взрослые деточки, у них уже свои деточки, и они входят в возраст настоящей социальной зрелости, не просто социальной ответственности, а социальной зрелости. Они считаются самым недовольным поколением вот почему - потому что над ними сидят эти самые бэби-бумеры, которые никуда деваться не собираются, и у них уже начинают быть свои дети, которые нуждаются в их помощи и поддержке и вообще постоянной заботе. Поэтому они недовольны отсутствием социального лифта и вообще социальных перспектив. А их собственный набор ценностей уже абсолютно другой.
Те, кто выросли в 90-е, они будут косплеить 90-е только без массовых убийств
То, поколение, которое сейчас при власти, оно нам косплеет 70-е, брежневскую эру, Советский Союз только без советской нищеты, без товарного дефицита. А так всё то же самое. И, может быть, оно похоже реализовалось, если опять же прижмуриться, то сходство есть.
Те, кто выросли в 90-е, они будут косплеить 90-е только без массовых убийств.
Если можно построить брежневский Советский Союз без товарного дефицита, то, наверное, можно построить и 90-е, чтобы было разноцветное, всё можно, чтобы было разнообразие, ничего не запрещать, всё легализовать. При этом все дружат со всеми, полная открытость, но при этом, чтобы не убивали в таких количествах».
Любопытно, правда?
Я как раз из этого поколения, из семидесятников (тех, кому 20 лет было в 70-е). И вот что интересно: я старею, но, если включаю телевизор, то там те же актеры, те же певцы, что и в 70-х-80-х, только, к сожалению, часто это поминальные передачи. Но по другим каналам этих людей можно увидеть молодых.
70-е-80-е не кончаются и превратились в вечность для моего поколения. Они уйдут вместе с нами.
Неужели же после этого настанут 90е? Вот уж не завидую тем, кому придется еще 30 лет слушать «Ксюшу, Ксюшу, юбочку из плюша».
Но ведь, когда мы росли, этого не было. Предыдущие поколения как-то потеснились и дали возможность нашему поколению, если не идти во власть, то хотя бы проявить себя в литературе и искусстве.
Не в том дело, что находящееся во власти поколение косплеет 70-е, а в том, что нынешнее поколение просто не в состоянии придумать что-нибудь такое, что нравилось бы хотя бы им самим. Их кумиры возникают и сразу пропадают - это, к слову, результат тезиса «Я не смотрю телевизор». Ну, вы не сморите - и вас никто не смотрит.
Интернет привел к тому, что рухнула иерархия знаменитостей, ценностей. Сегодня каждый сам себе кумир, вот только, кроме себя, он никому не нужен, включая даже членной его семьи, которые сами себе Наполеоны и Да Винчи.
Так что нашему поколению придется подзадержаться, и день Сурка продолжится.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)