Следует ли продолжать госфинансирование театров и прочих мастеров культуры?

Sep 22, 2019 00:59




Одна из новостей последнего времени - дело актера Устинова, задержанного и осужденного за то, что он травмировал росгвардейца, и его бурная поддержка собратьями по цеху. Во время обсуждения этого дела лучшими пикейными жилетами страны многие негодовали по поводу того, что актеры театров, находящихся на госфинансировании, смеют за него вписываться, и что хорошо бы этих протестантов лишить госфинансирования.

Я не согласен с подобной постановкой - ни работа в государственных органах, ни получение финансовой поддержки не должно делать из человека бесхребетное создание, не смеющую иметь и высказывать свое мнение. Однако вопрос о том, нафига у нас театры, кинодеятели и прочее получают щедрое госбюджетное финансирование, действительно нуждается в обсуждении.


Госфинансирование театров и других «учреждений культуры» продолжается в России по инерции с советских времен, однако ситуация сейчас совершенно иная.

В советские времена одной из важнейшей из задач государства было улучшение советских людей, для чего и тратились немалые средства на культуру. Кроме того, театры, кинофабрики и прочее тоже были государственными.


Сейчас театры по большей части частные, вопросом улучшения и просвещения ширнармасс государство уже более не обеспокоено. Сами театры или развлекают публику, стараясь на этом подзаработать, или являются площадкой для самовыражения гордых гениальных творцов - так какого черта тратить на это деньги? Проще уж лишний раз плитку переложить.

Кроме того по странному совпадению лучше всего финансируются те творцы, которые стоят на откровенно антигосударственных позициях.

Итого в результате мы имеем странную, совершенно непрозрачную систему, которая использует государственное финансирование в антигосударственных средствах.


Идею полностью снять театры и киностудии с государственного довольствия я, как человек, испорченный советским гуманизмом, не поддерживаю. Как мне кажется, дело именно в дефектах система финансирования.


Между тем у нас есть передовая система организации финансирования, которая слизана с передовых западных образцов. Это - система госфинансирования науки через РФФИ (российский фонд фундаментальных исследований). Достаточно перевести финансирование культурки на те же принципы, и культурка расцветет.

Во-первых, надо убрать вкусовщину и непрозрачность финансирования. Финансировать надо не учреждения и не заслуженных лиц, а конкретные проекты, причем вопрос о финансировании должен решаться на основании экспертных оценок, причем эксперты оценивают проект по системе критериев: актуальность темы, наличие заделов, квалификация исполнителей, доля участников в возрасте до 35 лет, заявленный выход, заявленный объем финансирования.

Во-вторых, объем финансирования культурки должен быть, как и в науке, примерно в 50 раз меньше, чем в Германии.

В-третьих, количество грантов должно быть таким, чтобы одобрялась примерно 1 заявка из 6.

В-четвертых, в одобряемых грантах должна быть положительно решена задача импортозамещения.

В-пятых, в том случае, если грантополучатель на сможет отчитаться о выходе в полном объеме в соответствии с заявкой, его вместе с членами коллектива заносят в списки недопросовестных грантополучателей, что автоматически запрещает для низ получение новой грантовой поддержки.

Например, перспективная заявка выглядит примерно так:
«Руководитель проекта - Никита Михалков,…(длинное перечисление регалий и званий).
Тип работы - создание полнометражного высокохудожественного фильма.
Бекграунд - более 10 снятых фильмов.
Краткое содержание заявленной работы:
Предполагается создать фильм о судьбе обитателей дома для престарелых, расположенного в западной части Белоруссии, в 1941 году. После начала войны дом престарелых захватывают немецкие войска, однако один из обитателей вставными металлическими зубами перегрызает дужку замка, на который заперт подвал. Престарелые попадают в подвал, где обнаруживают боевой арсенал из черенков для лопатами. Этими черенками они разгоняют немецких солдат и переходят в наступление, однако сослепу путают направление и начинают наступать на заградотряды НКВД, разгоняют их, разоружают, отбирают автоматы и велосипеды, после чего разворачиваются и продолжают марш0бросок, закончившийся взятием Берлина и пленением Гитлера.
Доля молодых исполнителей - более 90%, всех обитателей дома престарелых играют актеры в возрасте до 25 лет.
Ожидаемый выход - фильм будет снят в течение 3 месяцев, в первых год будет получен «Оскар» и не менее 3 других призов авторитетных кинофестивалей, объем сборов - не менее 100 миллионов долларов США.
Запрошенный объем финансирования 100005 рублей (100 тысяч - на зарплату сотрудников и производственные расходы, 5 рублей - на подкуп Путина.»

В качестве иллюстрации использованы фотографии спектаклей Серебренникова


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Культурка)

Культурка

Previous post Next post
Up