Накануне дня Победы в «Ведомостях» была напечатана статья Глеба Морева «Переучредить День Победы».
Кто такой Глеб Морев? Родился в Ленинграде в 1968 году, в 1990 окончил факультет философии Тартуского университета.
Тартуский университет в советское время считался рассадником свободомыслия, а уж в перестроечные годы, когда Эстония отсоединялась от СССР, и говорить нечего. Естественно, что Морев - ярый антисоветчик. Самостоятельно побороться с коммунизмом он не успел, но зато уже 30 лет борется с покойным СССР и делает это небезуспешно для себя. В 2008-2012 работал шеф-редактором отдела «Медиа» OpenSpace.ru, с 2012 года - шеф-редактором отдела «Литература» Colta.ru. Редактировал сборники, писал колонки, написал собственную книгу («Диссиденты») и несколько предисловий к чужим книгам.
Честно говоря, не впечатляет, но по нынешним временам это прямо интеллектуал из интеллектуалов, и поэтому его мнение очень важно для нас.
Собственно, статья (с сокращениями):
«День Победы - уникальный праздник. Его уникальность заключена не только в исторической значимости победы СССР над Германией в 1945 г., но и в той существенной трансформации, которую сам праздник претерпел за последнее десятилетие. Из мемориального ритуала «со слезами на глазах», связанного с частной памятью о понесенных в войне огромных утратах, День Победы превратился в повод для напоминания о военном триумфе сталинского СССР и подтверждения силового статуса нынешней России, наследницы советского государства-победителя. Эта трансформация, однако, исключает наш национальный праздник из мирового празднования победы стран-союзниц над фашизмом, делая его элементом государственной пропаганды и внутрироссийской общественно-политической полемики.
Именно в том обстоятельстве, что победившей гитлеровский рейх стороной был сталинский СССР заложена изначальная драма Дня Победы, которую нынешний характер празднеств лишь актуализирует.
В исторической ретроспективе ясно, что тоталитарный национал-социалистический режим Гитлера был побежден тоталитарным коммунистическим режимом Сталина и предотвращенное этой победой закабаление Восточной Европы и России гитлеровцами обернулось порабощением части Германии и Восточной Европы сталинским СССР и продолжением репрессивной политики внутри Советского Союза.
Демонстративный акцент на государственной природе праздника приводит к тому, что внимание с солдатского героизма переключается на природу победившего фашизм режима. И здесь неизбежно возникает вопрос об общности двух тоталитарных государств. Сегодня, в эпоху всемирного «этического ренессанса» и связанных с ним общественных движений и кампаний (от MeToo до «войны памятников» в США), главенствующим взглядом на историю становится взгляд не объективирующий, но морализирующий.
Подверстывая победу в Великой Отечественной войне к советскому тоталитаризму, настаивая на своем преемстве с СССР, мы маргинализируем День Победы. И так календарно отстающий от мирового празднования 8 мая, он в итоге оказывается праздником местного значения, да и то целиком определяемым политической конъюнктурой, требующей пропагандистской подпитки нынешнего государства победами прошлого. Символически возвращая советских солдат под командование генералиссимуса Сталина, мы одновременно делаем их ответственными за продолжившиеся после победы преступления сталинского государства. В итоге в становящейся сегодня морализирующей исторической памяти настоящими победителями фашизма будут выступать западные демократии.
Потребуется фактическое переучреждение праздника Победы - в соответствии с искусственно прерванной ныне гуманистической традицией».
А что плохого в советском тоталитаризме? Морев занимается литературоведением. Он отвечает так: «В характерном для русской интеллектуальной и общественной традиции гуманистическом ракурсе - взгляде с точки зрения «слезинки ребенка» (по слову Достоевского) - сталинское государство, как людоедское, не имело права на существование».
А США как выглядит с точки зрения «слезы ребенка»? А любая другая страна? Думается, тоже не очень. Но они, очевидно, не людоедские. После скольких слезинок и чьими детьми пролитыми слезинок государство становится людоедским, не уточняется.
А как нужно было бороться с советским тоталитаризмом? В качестве примера Морев приводит отрывок из романа Солженицына «В круге первом»: «Волкодав прав, а людоед - нет. <...> Если бы мне <...> сказали сейчас: вот летит такой самолет, на ем бомба атомная. Хочешь, тебя тут как собаку похоронит под лестницей, и семью твою перекроет, и еще мильон людей, но с вами - Отца Усатого и все заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерях, по колхозах, по лесхозах? - Спиридон напрягся, подпирая крутыми плечами уже словно падающую на него лестницу, и вместе с ней крышу, и всю Москву. - Я, <...> поверишь? нет больше терпежу! терпежу - не осталось! я бы сказал, - он вывернул голову к самолету: - А ну! ну! кидай! рушь!!».
Солженицын - классик! Великий русский писатель! Как он использует русский язык: «на ем бомба», «нет больше терпежу». Сразу видно, что говорящий - человек из народа. В данном случае собственной погибели, смерти своей семьи и еще миллиона людей желает дворник Спиридон. (А как еще могли звать дворника 1949 году? Спиридон, Агафон, Епифаний - вот самые подходящие имена).
Убить миллион человек, чтобы уничтожить заодно и диктатора - как это соотносится со слезой ребенка?
Выдуманному дворнику простительно такое легкомыслие, но как же сам классик и Морев? Очевидно, что они одобряют такие настроения.
И нельзя сказать, что сегодняшние власти порицают Солженицына: он же был не против сбросить атомные бомбы на СССР, а СССР - это тоталитаризм и людоедство. Поэтому атомные бомбы против СССР - это не людоедство, а то, что нужно.
Солженицыну и памятники ставят, и музеи открывают, и в школе его произведения изучают.
Ну а Мореву не довелось сражаться с СССР, но он нашел врага в лице РФ. РФ сама объявила себя наследницей СССР и нагло празднует День Победы. Так сбросить на нее бомбу тоже, значит, не зазорно.
Здорово эти ребята обходятся со слезой ребенка.
Вообще же Морев - прекрасен и сам по себе, без привлечения авторитетов типа Солженицына.
Как вам понравилось новое отношение к истории? Теперь исторические события, оказывается, нужно оценивать не объективно, а с моральных позиций.
Но ведь известно, что мораль очень субъективна, и зависит от слишком многих параметров. Так в мое время учили, что мораль носит классовый характер. Потом стали говорить, что мораль соотносится с общечеловеческими ценностями, но почему-то по факту получилось, что это ценности Запада, а в нашей стране - ценности либералов. Т.е. аморально, когда Германию побеждает СССР, а морально сбросить на него атомную бомбу.
А как быть с другими историческими событиями? Но это отдельный вопрос.
Давайте посмотрим, как обстоят дела с моралью у самого Морева. Вот он в беседе с еще одним лидером мнений Олегом Кашиным говорит: «Мне кажется, обман в том, что внушается вот это самое «все замазаны». Я не считаю себя замазанным. У меня есть критерий. Деформировалась ли моя работа в зависимости от того, на чьи деньги она делалась?».
Это он о том, что работал на Валерия Носова - владельца OpenSpace.ru. Носова потом посадили, потому что он был заместителем министра финансов Московской области Алексея Кузнецова. Кузнецов с 2000 по 2008 год незаконно завладел землёй на 20 миллиардов долларов, привел МО на грань банкротства, уволился по собственному желанию и скрылся за границей. А вот Носов уехать не успел. После многолетнего следствия в 2016 году Носов был приговорен к 14 годам и 9 месяцам заключения за хищения в размере 1 млрд. руб. (Кузнецова экстрадировали в Россию только в 2019 году).
А после ареста Носова, о котором Морев вспоминает с большой теплотой, он работал на РИА-новости, т.е. на государственную структуру. Только она тоже закрылась, как и OpenSpace. Тяжелая рука у этого Морева.
Но, оказывается, работать на вора и на тоталитарное государство не аморально - Мореву вот можно.
А почему же остальных людей, которые честно работали или работают на преступный, по-твоему, СССР или РФ нужно убивать бомбами ради торжества демократии?
Почему людям нельзя праздновать День Победы и нужно ждать, пока Россию оккупируют светлые эльфы из НАТО и объяснят оставшимся в живых, что и каким образом им можно праздновать?
Вам уже сказали, что одни людоеды, а другие волкодавы. А кто определяет, кого куда зачислить? Они сами и определяют. Им все можно, нам ничего нельзя. Думаете, это все - ерунда? Нет, не ерунда. Капля камень точит, а они все капают и капают. А мы мимо пробегаем, некогда, мол, на ерунду отвлекаться. Добегаемся.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)