В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Вчера в «Закрытом показе» А.Гордона смотрела фильм «Дикое поле».
Эта передача идет для меня слишком поздно, но посмотреть надо было, так как, во-первых, фильм получил много отечественных и немного зарубежных премий, во-вторых, режиссер фильма -внук режиссера Михаила Калатозова («Валерий Чкалов»,«Верные друзья», «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Красная палатка»), в-третьих, фильм снят по сценарию признанных после смерти главными сценаристами 90-х П. Луцика и А. Саморядова.
2008 режиссер Михаил Калатозишвили сценарий Петр Луцик, Алексей Саморядов режиссер Михаил Калатозишвили, оператор Петр Духовской композитор Алексей Айги
в главных ролях: Олег Долин Даниэла Стоянович Александр Ильин Александр Ильин мл. Роман Мадянов Юрий Степанов Ирина Бутанаева Александр Коршунов Юрис Лауциньш Петр Ступин
Если наши премии еще ни о чем не говорят, если о Михаиле Колотозошвили нечего сказать, кроме того, что он внук знаменитого советского режиссера, то П. Луцик и А. Саморядов, действительно, были незаурядным явлением в современном отечественном кино.
Фильмы по их сценариям, поставленные разными режиссерами, получали большое количество премий, а «Окраина», которую Луцик поставил сам, была лучшим фильмом 90-х годов. «Дикое поле» он тоже собирался снимать сам, причем в Египте, но умер. В «Диком поле» действуют некоторые из тех персонажей, что были в «Окраине». Главной темой П. Луцика и А. Саморядова была попытка понять, что такое народ. Похоже, что они видели в нем некую первобытную стихию, восхищались и ужасались одновременно. Здесь один человек отвечает за всех, потому что он себя от них не отделяет, здесь все прекрасно друг друга понимают. Народ - бессмертен, потому что один умер, а другой, точно такой же, родился - никто и не заметил замены. Герои не одинаковы, но это такая же разность, как, допустим, между пальцем и глазом - ничего общего, но вместе составляют единый организм. Народ стал героем сценаристов в эпоху 90-х, когда, по их мнению, перестали действовать цивилизационные факторы и ясна стала сама сущность народа.
Петр Луцик (1959- 2000), Алексей Саморядов (1962-1994).
1988 ГРАЖДАНИН УБЕГАЮЩИЙ авторы сценария
1989 КАНУН режиссер, авторы сценария
1990 САВОЙ авторы сценария
1992 ГОНГОФЕР авторы сценария
1992 ДЮБА-ДЮБА авторы сценария
1993 ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ авторы сценария
1994 ЛИМИТА авторы сценария
1998 ОКРАИНА продюсер, режиссер (П. Луцик), авторы сценария
1995 Русский проект ОРТ (ролики социальной рекламы), автор сценария (П. Луцик)
«У Николая Коннова с хутора Казанского жена рожала. Сидел он дома, ждал, тут женщины вдруг выбежали, кричат: беги сына встречай. Он заходит в дом и видит: жена его родила овцу. Лежит овца на постели, вся в крови и блеет, а жена плача гладит ее. Выбежал он из дома: Боже ты, Боже, ведь мы еще все живы, что же ты делаешь, - и поскакал в степь.
Не знаю, сколько он ехал, только видит, на холме хутор, заброшенный и церковь на площади. Выехал он на площадь, а возле церкви люди, все лицами темные и молча роют землю ножами. А рядом мальчик сидит, лет десяти, на лавке и на него смотрит. Подъехал он ближе, а мальчик встал и говорит: езжай домой, Коннов. Бог отвернулся от русских, я ваш последний ангел остался. Езжай и живи, как есть, лучше не будет.
Перегнулся тогда Коннов с седла и ножом хватил его по горлу. Раз отвернулся, то и ангела нам последнего не надо, мы другова Бога сыщем. И ускакал.»
Алексей Саморядов. «СКАЗКА ПРО ПОСЛЕДНЕГО АНГЕЛА»
"...ничего не изменилось. Это мы говорим, что время уходит. Хасиды говорят иначе: "Люди уходят, а время стоит на месте". Я это чувствую. Ничего не происходит. Все нормально. Женщинам две тысячи лет назад нравились украшения, а мужчинам власть - и сейчас нравятся.
А вы знаете, что самые страшные люди на земле - это крестьяне? Чеченские крестьяне, которые вели эту войну, русские крестьяне, которые вели гражданскую войну. У людей, которые могут зарезать курицу, свинью и корову - другое отношение к крови. Для них отрезать человеку голову - это нормально. Вчера зарезал свинью, а сегодня критика зарезать - плевое дело...свинья дороже, я ее щепочкой чесал, грязь с нее счищал, молоком выкармливал. А за землю они вообще глаза выедят. И не в том дело, что в ней нефть или алмазы. За голую землю, на которой ничего и вырасти не может." Петр Луцик.
Но вернемся к фильму. Он снят в каком-то необычном месте, может быть, в Казахстане или в Хакасии. Там степь и невысокие плоские горы. Красота - невероятная: яркие краски, необычные тени, непривычный свет, огромное небо. Каждый кадр годится для того, чтобы вставлять его в рамку. Это такое место, попадая в которое, понимаешь, что ты там уже был в своей прошлой жизни, что это - и есть твое настоящее место на земле, что именно здесь - вечность.
Вот примерно тоже, видимо, ощутил и главный герой - доктор Митя. Неизвестно, почему он попал в это место: по распределению, из-за романтических побуждений, из желания помогать людям в самом заброшенном месте на свете, но попав сюда, он уже не может уйти. Митя живет при заброшенной больнице, стоящей в поле, куда привозят с 15 хуторов больных. Кроме него в степи есть еще начальство, представленное милиционером Рябовым, есть даже медицинское областное начальство, которое ничем не может помочь доктору. Там, на большой земле, все закончилось или вот-вот закончится: лекарства, деньги. Начальник в отчаянье. Раньше больница была действующей, был даже самолет для перевозки тяжелых больных, а теперь и бинтов нет. Начальник грешит на Бога, в которого, он не верит. Но подозревает, что если Бог есть, то Второе пришествие начнется именно отсюда, а начальник тогда и спросит: «Зачем Бог забыл русских людей?»
А Митя ко всему этому относится спокойно. Он уже отчасти слился с этой степью, и не слишком беспокоится о будущем. Когда-то у него была невеста. Он ждет уже долгое время, что она приедет и поселится с ним, хотя она ему и не пишет. В степи он научился тому, что в любой момент может случиться все, что угодно. И, действительно, один раз Митя просыпается, а Катя - рядом. Но ненадолго: она приехала проститься, так как вышла замуж и уезжает «далеко». Так рвется его последняя связь с большой землей.
Большую часть времени Митя ничего не делает, только смотрит в небо, только ездит на мотоцикле с коляской по степи. А с вершины сопки на него регулярно смотрит какой-то человек. Мите интересно, кто это такой? Может, ангел-хранитель? Он как-то очень позитивно настроен, верит только в лучшее. А вот милиционер Рябов считает, что все чужие в степи - враги, и их надо убить. Помимо чудесного появления невесты случаются и другие чудеса: оживают умершие или практически умершие люди. А все дело в том, что они - не простые люди, а очень простые, самые что ни на есть исконные-посконные. Они плоть от плоти земли. Вот попала в одного молния - так зарыли его в землю - он и ожил. Спрашивают, видел ли что на том свете? Отвечает, что что-то видел, но слов для этого таких нет. Другой пил 40 дней от тоски. Такая вот тоска ни с того ни с сего. Но Митя его прижег каленым железом - он и ожил. В следующий раз привезли умирающую девушку, которой ее парень стрельнул в живот от ревности. Хорошая, кстати, девушка. Приходила к доктору, кокетничала, обещала прийти еще, если у него с невестой не сладиться. А у Мити нет ни лекарств, ни операционной. Но он к этому времени уже понял, что может творить чудеса, вот и ангел у него есть. Очертил Митя магический круг, зарезали для него молодого барашка - и сделал он сложнейшую операцию практически без всего. А наутро и ангел появился. Оказался он похож больше на черта, скорее всего, сумасшедший какой-то. Митя ему помог, рану перевязал, а он выпил его спирт, да и пырнул скальпелем. А с другой стороны, сколько же может вести? Лимит на чудеса тоже существует. Здесь, в степи, люди лихие. Митя уже участвовал в поимке одних бандитов. А люди скучают - оттого и пьют и идут в бандиты. Один мужик вот все войны ждет. Его спрашивают: «С кем?» А он говорит: «Да все равно с кем!» А другой хотел отрезать у мертвого врага голову, чтобы то ли ее на кол повесить, то ли пепельницу сделать, но милиционер ему не дал.
Фильм кончился, но остались вопросы: что всем этим авторы хотели сказать?
Что после окончания государства народ немедленно впадает в первобытное состояние? Что Россия вновь превратилась в Дикое поле? Что интеллигенту остается решать, что делать: продолжать выполнять свой долг, уехать, полностью слиться с народом или умереть? Это выбор каждого. Все равно для народа, для степи, для вечности ничего не изменится.
Что хорошо в таких фильмах - возможны разные интерпретации. Кому-то показалось, что это фильм о том свете, о переходе героя от жизни к смерти. То есть все крестьяне уже покойники и зомби, а доктор только что умер и еще не привык. Тоже интересная точка зрения.
Если же говорить о непосредственном восприятии фильма, то оно гораздо более «головное», чем чувственное. Фильм довольно-таки холодный, отстраненный. Смотреть его скучновато. Это не понравилось А.Гордону, который жаждал катарсиса. Приглашенной на обсуждение оперной певице не понравилось, что это она, бедненькая, весь фильм не могла понять, что это: триллер или боевик, или про любовь? (На самом деле это был научно-познавательный фильм из цикла «Дикая природа»). Журналист Губин не нашел в фильме художественной правды, а остальные критики чего-то еще. Зато приглашенный медик увидел в фильме призыв выполнять свой долг любой ценой, учитель Луцика и Саморядова по ВГИКу увидел в фильме свою школу, Хотиненко - русский патриотизм. Каждому свое.