Мне давно хотелось написать про зависть. Стала читать, что по этому поводу пишут другие, и нашла, что я понимаю это как-то по-другому.
Словари определяют зависть как Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
За́висть - социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
Вот тоже хорошо: зависть - дитя веры в мировую справедливость и чувства собственной неполноценности.
И вот это - тоже неплохо.
В католичестве зависть входит в 7 главных грехов: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние.
В православии входит не в главные, а в смертные грехи (есть разница).
В катехизисе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» киевского митрополита Петра Могилы XVII века смертные грехи разделены на три вида.
К первому виду смертных грехов относятся страсти, которые служат источником для множества других грехов, как, например, объявление несправедливой войны, а также греховные страсти или пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность.
Любопытные отличия, но не о них, а о зависти. Зависть (Invidia), как ни крути, считается в христианстве грехом.
Вероятно, негативное отношение к зависти идет именно от религии. Почти все порицают других за зависть и отрицают, что сами кому-то завидуют.
Но приглядитесь к спискам смертных и главных грехов: там ведь очень естественные вещи - любовь к пище, к сексу, к деньгам; сильные эмоциональные реакции типа гнева, тоски, лень и даже высокая самооценка.
Религия требует от человека совершенства. Представим себе человека, который никогда не ленится, не испытывает никакого чувства гордости за свои достижения, имеет ровное хорошее настроение, неспособен выйти из себя, есть совсем чуть-чуть и не наслаждается вкусом пищи, сексом вовсе не занимается и не интересуется, безразличен к деньгам.
Ну, и, конечно, он верит в Бога, много молится, исполняет все религиозные ритуалы.
Видел ли кто такого человека? Скорее всего, это монах, близкий к святости. Но интересно, избавился ли он при этом от зависти. Я в этом не уверена. Раве что он живет совсем один, в пустыне.
Потому что зависть исходит от естественного и постоянно происходящего сравнения себя с другими людьми. Люди ведь приматы - они живут вместе. Примат создан так, что он вынужден постоянно заниматься подравниваем своего поведение под поведение стаи. Все побежали - и он побежал, а иначе он не выживет, не сможет прокормиться, иначе его немедленно сожрут хищники.
Житье в стае приводит к созданию четкой иерархии. Примат знает, кто выше и кто ниже него и тщательно следит за тем, чтобы или подняться выше или не потерять уже имеющейся позиции. В этом вся жизнь примата.
А сравнение себя с другими невозможно без чувства зависти и чувства превосходства, причем, первое чувство значительно сильнее второго, так как мотивирует примата на достижения.
Мы никому не завидуем? Мы завидуем столько раз в день, сколько обнаружили сравнение не в свою пользу. Другое дело, что это настолько привычно, что мы этого не замечаем.
Есть такое выражение - «почувствовал укол зависти». Так вот, такие уколы могут быть как сильными, так и практически незаметными, не доходящими до уровня осознанности.
От чего зависит степень проявления чувства зависти? Само по себе чувство это - неприятное, вместе с ним появляется обида, гнев, ощущение своей неполноценности.
Вспомним наших братьев-обезьян. Они живут стаями, в которых не больше 30 особей. Мы же живем в огромных мегаполисах, где, выйдя на улицу, мы за день сталкиваемся с 1000 человек. Отслеживать все сравнения невозможно. Всем завидовать невозможно. Вот поэтому уколы зависти так слабы, что не ощущаются.
А вот при близком общении зависть уже ощутима. Если хорошенько подумать, то мы можем сказать, кому и почему завидуем.
Вот здесь уже идет рациональная работа сознания. Например, кажется естественным завидовать более молодым. Но это же глупо: стать молодым все равно нельзя. Следовательно, такая зависть перетекает в мысли о том, что «были когда-то и мы рысаками» и «молодость - преходяща».
То есть, в данном случае работают всевозможные защитные механизмы, начиная от обесценивая по типу «зелен виноград» («мне это не интересно», «что в этом хорошего»), компенсации («он силен в этом, но зато я силен в другом») и до полного вытеснения чувства зависти, что в психологии считается самым дурным механизмом. А наилучшим считается такой: «Да, он лучше меня, но я поднапрягусь и сделаю его».
Так или иначе, а зависть проявляется в явной форме далеко не всегда.
Меня долго интересовал вопрос, почему люди не завидуют миллиардерам, звездам экрана и эстрады, нобелевским лауреатам, спортсменам, победителям конкурсов красоты.
Зато люди завидуют близким родственникам, например, братьям и сестрам, одноклассникам, коллегам по работе, соседям.
То есть, завидуют тем, кого хорошо знают, и внутри этих групп зависть возникает к тем, кто наиболее близок по полу, по возрасту, по статусу. Именно поэтому особенно плохо обстоят дела с завистью и сопутствующей ей ненавистью в максимально однородных и изолированных группах, вроде тех, что возникают в армии, в тюрьме, на зимовках полярников и пр.
Существует такое понятие, как референтная группа («Это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и др.»).
Зависть возникает к членам референтной группы. Ведь зависть - это живое и личностное чувство, такое же, как любовь, ненависть. Трудно всерьез любить или ненавидеть тех, кто от тебя далеко.
Вспомним, что религиозные заповеди, запрещающие те или иные грехи, изначально применялись к небольшой религиозной общине. Действительно, когда вас не больше 30 человек, с завистью нужно бороться.
Правда, люди способны испытывать чувства не только к друг другу, но и обобщенным категориям. Но это уже немного другое.
Другим моментом, нивелирующим зависть является разница между тем, чему можно завидовать и тем, что есть у тебя.
Я уже писала об абсурдности зависти старых к молодым. Старые завидуют тем старым, кто выглядит или чувствует себя лучше них.
Также абсурдно завидовать богатым. Как можно сравнивать свое состояние с состоянием в 20 или еще сколько там миллиардов? Это же полная абстракция.
Вот кто-то, допустим, завидует богатым, но ведь лично с ними он не знаком, не встречается. Зато, если коллеге дали премию больше, чем тебе, то ведь обидно и завидно.
Ты можешь предположить, что богатый чем-то лучше тебя, и поэтому заслуживает своего богатства (это работает защитный механизм, оберегающий твою психику от депрессии), но своего коллегу ты знаешь, как облупленного. Тут уже защитные механизмы дают сбой.
В принципе, это правильно. Там ты все равно ничего предпринять не можешь, а тут можешь: от того, чтобы устроить скандал, до того, чтобы в следующий раз добиться того же, чего добился получивший премию.
Из выше изложенного следуют две вещи.
1. Зависть бедных не угрожает благополучию богатых. Богатым угрожает зависть других богатых.
2. Наибольшая зависть возникает в наиболее однородных сообществах. Соответственно, зависть при социализме существенно больше, чем при капитализме.
Наверное, именно поэтому до сих пор не стихает ненависть к СССР. Помнятся старые обиды. Все эти постоянные рассказы, что москвичи покупали в магазинах колбасу и мясо; что начальники получали заказы в распределителях и могли отовариваться в магазинах «Березка».
Именно из-за особенностей человеческой психики рухнул СССР. Нашу страну погубила банальная зависть.
Возможно ли построение максимально справедливого общества? Не знаю. Но если оно будет максимально однородным, то зависть просто замучает людей: они начнут искать различия в микронах. Что-что, а это приматы умеют.
Может быть, поможет тяга людей к справедливости? Чтобы они понимали, что какое-то неравенство справедливо и объективно? Социализм, бывший в СССР, с этим не справился.
Допустим, протестанты в свое время сумели объяснить справедливость богатства одних перед бедностью других божественным промыслом, разделивших людей на праведных и неправедных еще до начала времен. Авторитет высшего существа не решались оспаривать.
Сейчас есть новые технологии, позволяющие давать оценку любым действиям человека объективные оценки.
Возможно, когда-нибудь так и сделают. Но пока прекрасно работает и несправедливое общество. И никаких объяснений не нужно: бедные завидуют друг другу, богатые тоже завидуют друг другу, и их миры не пересекаются.
И все это давно известно. Посмотрите, квиточки о зарплате нам дают в запечатанных конвертах (и мы за них еще расписываемся в ведомости), а СМИ не устают рассказывать и показывать прелести жизни богатых.
В ЖЖ уже чуть ли не самое популярное сообщество «Ру. Роялити», в котором рассказывают о жизни королевских семей. Чаще всего там рассказы о жизни британской королевской семьи. Вот только что было про то, что молодая суруга принца Гарри истратила за год на свои наряды 1 млн. футов стерлингов. По этому поводу среди комментаторов царит большое умиление: Меган - такая красотка, ей так к лицу эти платья и брюки. То, что она родилась у эмигрантки из Африки, жила бедно, снималась в малобюджетных фильмах, а теперь тратит на тряпки суммы, которые могут составить бюджет некоторых провинций в той же Африке, только добавляет ей шарма. В этом видится справедливость: и последние могут стать первыми.
А в СССР было по-другому. Зарплату получали по общей ведомости и прекрасно видели, кому какую премию дали, а о жизни королевских персон ничего не знали. Правда, и тогда о жизни членов Политбюро не знали, и теперь жизнь первых персон России не слишком афишируется. Но иногда что-то все же проскальзывает: то бал дебютанток, то еще что-нибудь в этом роде. Думаю, это первые опусы: пока у нас еще чего-то опасаются.
«22 октября на Большой Дмитровке выстроилась пробка даже не на восемь, а на все десять баллов. «Кареты» Bentley привезли к Дому Союзов 12 наследниц громких фамилий и больших состояний. Кутаясь в меха Izeta и сверкая нескромными каратами Mercury, юные нимфы под взгляды любопытных прохожих торжественно прошли в зал, где этим вечером им предстояло впервые предстать перед московским светом на Балу дебютанток Tatler… После обязательного вальса настала, пожалуй, самая трогательная часть бала - танец дебютанток с отцами. Анастасия Мазепина в золотом платье Dolce & Gabbana из коллекции Secrets and Diamonds вальсировала со своим папой Дмитрием Мазепиным, основным акционером «Уралхима». Восемьдесят четвертый форбс Игорь Рыбаков кружил по залу с дочерью Полиной».
У меня эти описания почему-то умиления не вызывают - как, видите, схема дает сбой. Но, думаю, это потому, что я еще помню, как появился «Уралхим» , и кто строил, например, входящий в него «Уралкалий».
Но это ненадолго. Скоро всем станет пофиг, как пофиг почему платьица Меган стоят 1 млн. фунтов.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)