Посмотрите на вот эти 2 небольших отрывка текстов:
Первый - из ст. 21 Конституции РФ
«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Второй из памятки для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
«В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации».
В чем тут разница? В том, что в 41 ст. Конституции написано про право на бесплатную помощь без оговорки о «гарантированном объеме». Знаем мы эти гарантии и эти объемы.
То есть, налицо нарушение главного закона страна.
Но, тем не менее, присмотримся к памятке повнимательнее.
« В рамках Программы бесплатно предоставляются:
1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:
- первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;
- первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
- первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами специалистами.
2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.
4. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.
Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:
- медицинской реабилитации;
- экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);
- различных видов диализа;
- химиотерапии при злокачественных заболеваниях;
- профилактических мероприятий, включая:
- профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;
- диспансеризацию. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;
- диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.
Кроме того Программой гарантируется проведение:
- пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;
- неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;
- аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.
Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Программой.
Предельные сроки ожидания медицинской помощи
Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах - плановая, неотложная и экстренная.
Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:
- приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
- проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней со дня назначения;
- специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова».
В другом документе мы находим:
«Средние нормативы объема медицинской помощи:
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - в расчете на 1 застрахованное лицо.
Средние нормативы объема медицинской помощи составляют: для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию - 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями - 1,98 обращения;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме - 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо;
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 0,17235 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации.
Объем высокотехнологичной медицинской помощи в расчете на 1 жителя составляет на 2018 - 2020 годы 0,006 случая госпитализации.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2018 год составляют: на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 2224,6 рубля; на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями - 420 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 452,5 рубля; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1217,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1267,7 рубля; на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 579,3 рубля; на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 12442,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 14619,5 рубля; на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 72081,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 29910,7 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2019 и 2020 годы составляют: на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 2302,7 рубля на 2019 год и 2390,9 рубля на 2020 год; на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - 436,8 рубля на 2019 год, 454,3 рубля на 2020 год; за счет средств обязательного медицинского страхования - 467,3 рубля на 2019 год и 484 рубля на 2020 год; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов -1266,6 рубля на 2019 год и 1317,3 рубля на 2020 год; за счет средств обязательного медицинского страхования - 1309 рублей…».
Ну, и так далее.
Как мы видим, особо не разгуляешься, и повышение финансирования на следующие 2 года будет минимальным.
Как это все выглядит на практике? На практике в Москве, например, при простудных заболеваниях ребенка анализ крови назначается далеко не всегда. Меня это очень удивило, потому что я помню, что еще недавно при каждом ОРЗ мне кровь брали как минимум дважды - в начале заболевания и при выписке. Также обычно делали рентгеновские снимки, брали другие анализы. Так вот, теперь этого не делают даже детям.
Еще недавно я сама записывалась к тем врачам, к которым считала нужным записаться (например, к окулисту), а теперь нужно вначале идти к терапевту, и он еще подумает, дать ли направление.
Одна моя знакомая недавно почувствовала резкую боль в спине, когда подняла тяжелую сумку. Она сразу пошла в поликлинику АН РФ (благо это случилось рядом с этим лечебным учреждением), к которой прикреплена, и попросила сделать ей обезболивающий укол. Она так уже делала раньше. Но ей предложили ждать сутки терапевта, а уже терапевт даст направление к неврологу, нужно будет подождать 2 недели, а там уже выпишут укол.
Но за деньги все это можно сделать сию минуту у тех же врачей. Моя знакомая, конечно, выбила себе срочный бесплатный укол, но не у всех же такие способности.
Таким образом, доступность бесплатной медицинской помощи весьма проблематична и сильно зависит от бюджета того региона, где вы живете.
Разве так было написано в Конституции?
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Медицинские байки)