Владимир Шаров. Репетиция Ч2

Dec 07, 2018 23:36


окончание. Начало https://uborshizzza.livejournal.com/4946017.html

Один раз общине пришлось переселяться. Это было в самом начале сибирского житья. Тогда им очень мешал надзор - они не могли толком репетировать. Община с помощью якутов инсценировала набег татар, которые будто бы сожгли деревню и увели жителей. А на самом деле все они переселились в почти недоступное место, окруженное болотами, с одним только переходом через реку, и зажили там. Там никто не мешал их репетициям. Новую деревню назвали Мшанники. Со временем Мшанники нашли, но тогда уже забыли, кто там живет и почему. Местные же сказали, что были сосланы при Петре I за раскол.
Деревня жила неплохо: вокруг водилось много зверья, и на меховые шкурки можно было много чего выменять.

Население росло, но вместе с ним росли проблемы: образовался слой людей, для которых не было ролей в постановке. Их называли захребетниками. Если в семье захребетника не было ролей, то его потомки лишались на право участвовать в постановке, а это вело к тому, что семья беднела, лишалась и других прав.
Захребетники были проблемой.
Но эта проблемы неожиданно решилась.

В 1801 году старый Петр должен был уйти в отставку. Жители Мшанников были уверены, что являются избранными, и все, что происходит в их деревне, имеет значение для всего мира. Если они правильно проведут репетицию у себя, то Христос появится. Петр много думал о том, почему Христос никак не приходит, несмотря на все их старания.
И он пришел к следующему выводу: этому мешают праведники и евреи.

Господь обещал не губить мир, пока есть 36 праведников. Они таки есть. И благодаря их молитвам на Земле совершаются обманы, изнасилования, убийства. А без них давно бы наступил Страшный суд, грешники получили бы ад, а праведники - рай.

Евреи же виновны в том, что слишком любят жизнь. Когда-то они хитростью вынудили Бога заключить с ними несколько обетов. Бог смотрит на мир их глазами. Даже Христос приходил к ним, а не ко всем людям.
Христос должен будет прийти во второй раз, когда все евреи станут христианами, но они ведь остались иудеями.
Окончательно в порочности евреев Петр уверился из-за того, что его родной брат, исполнявший роль Каифы, искренне радовался скорому концу своей службы (Каифы тоже играли роль до определенного возраста).
Нужно убить евреев, и тогда Бог обязательно явится на землю - он не вытерпит смерти своих любимцев. Тут-то и настанет конец света и установление царства божьего на земле. А то сколько еще ждать можно?
Логично? Другие апостолы решили, что логично.

Петр все рассчитал. Вначале апостолы дружной колонной с оружием прошли вдоль всей деревни, но никого не тронули. И евреи праздновали Субботу, как никогда весело. Они благодарили Бога за то, что он их спас, читали молитвы.

Ночью Петр пришел в избу, где спали евреи, и зарезал своего брата, Каифу, а потом еще одного своего брата, который играл небольшую роль. Но тут проснулась женщина, закричала. Евреи побежали в лес. Апостолы их догоняли, убивали. Вдруг поднялся сильный ветер, пошел снег - евреев трудно стало ловить. Я уже писала, что уйти из деревни можно было только перейдя реку. Охрану около Гати Петр поставил заранее, но евреи побежали в другую сторону. Им удалось найти место, где река замерзла, хотя для морозов было еще рано.
Все же Петр нашел место перехода евреев и объяснил христианам, что Господь вовсе не явил новое чудо для спасения евреев, а просто решил их еще помучить.
Христиане бросились догонять евреев. Погоня растянулась на несколько месяцев. Евреи все время были впереди, но христианам попадались их замерзшие тела. У христиан были при себе припасы, но они стали кончаться, и христиане тоже начали замерзать. Так продолжалось долго, пока не выяснилось, что евреи сделали круг и опять пришли в Мшанники. Тут уж их решили не добивать.
Как евреи выдержали вообще без припасов? Говорили, что им тайно помогали римляне, которые через якутов передавали евреям продукты, а якуты еще и подвозили евреев на лошадях, чтобы те отдохнули и увеличили разрыв с христианами.

Так или иначе, а все это привело к сокращению населения деревни, и все захребетники получили роли.
Потом такие погромы повторялись не раз, но столько людей уже не погибало, на пути построили избы с дровами и припасами, а также небольшие часовни и синагоги.

Революцию поселенцы восприняли с энтузиазмом: уж теперь-то конец света не за горами. Христиане стали белыми, а евреи - красными партизанами. Правда, когда в Сибири установилась советская власть, в Мшанники прибыли следователи, чтобы узнать про партизанский отряд, то крестьяне ответили, что ни о чем таком не знают.
В последующие годы дела у них шли хорошо, большинство христиан разбогатели, стали кулаками. Когда началась коллективизации, евреи стали предлагать отдать землю им, чтобы от коллективизации не пострадали первые люди общины. Но апостолы уперлись.

Тогда евреи организовали комбед. Руководил им глава Синедриона, Анна. Он говорил евреям, что христиан нужно беречь, потому что Христос придет именно к христианам. Если Господу угодно, то евреям опять придется предать и распять Христа, а если правы те, кто говорит, что пока евреи живы, Господь не придет и ничего не кончится, потому что он зло мерит только страданиями евреев, то нужно убить евреев. Но христиане должны жить. Чтобы понудить христиан поделиться землей и перестать быть кулаками, Анна по ночам нападал на их избы, жег их и жег посевы, даже убивал.

Потом Анну (Ивана Бочкаря) вызвали в центр, чтобы согласовать сроки коллективизации. Ему предложили составить списки кулаков, и он записал в них себя и всех евреев.

Но Мшанники ждал сюрприз. Деревня так приглянулась НКВДшникам, что они решили основать там лагерь для заключенных. В результате евреи стали первыми заключенными, христиане пристроились в охранники, римляне и волхвы работали вольнонаемными. Апостол Петр, естественно, стал начальником лагеря. Там еще и уголь нашли, шахту сделали, начали добычу угля.

Репетиции продолжались, а пьесу переименовали в «Христа-контрреволюционера».
В 1939 году Петр решил приблизить конец света, уничтожив своих евреев. Здесь он использовал все способы: и держал их на тяжелых работах и не давал отдыхать, лечиться. Евреи умирали. В пьесе все чаще приходилось использовать настоящих евреев из заключенных.

Но когда прошел слух, что Ежова сместили, а новый глава НКВД того гляди, всех выпустит, Петр стал действовать более решительно. Он узнал, что в лагере один заключенный, Миша Коган, готовит побег. План Петра был такой: спровоцировать побег, а потом при поимке убить всех евреев.

Но когда побег начался, мшанниковские евреи не побежали вместе со всеми. Они ушли по реке, и опять, как когда-то нашли через нее переход по вечной мерзлоте.

Петр и другие охранники-апостолы позже обнаружили это место. Они кинулись в погоню. Евреи бежали по привычному кругу, но в этот раз апостолы их быстро догнали, потому что евреи были истощенные, а охранники сытые и здоровые.

У двоих евреев, причем настоящих, получивших роли в пьесе взамен умерших мшанниковских евреев (они играли жениха и невесту в сцене свадьбы в Кане Галлилейской), был маленький сын. Так как все в этот день в лагере смешалось, этот мальчик, который содержался в отдельном корпусе вместе с другими детьми заключенных женщин (это были дети, рожденные в зоне), убежал вместе с родителями.

Родители прикрыли сына своими телами. Когда все было кончено, и охранники ушли, мальчик вылез из-под трупов и пошел привычным евреям круговым путем, который должен был привезти его обратно в лагерь. Но мальчик взял и свернул в сторону. Он пришел в деревню, где его усыновила местная крестьянка Кобылина. Так Исайя перестал быть евреем, и еврейский народ, в котором он был последний, пресекся.

Теперь уже до конца света недалеко.

Именно Кобылин рассказал рассказчику из «Репетиции» историю Мшанников.

В романе, как вы видите, нет главных героев. Некоторые люди появляются, потом исчезают.

Так роман начинается и заканчивается тем, что Исай Кобылин перестал быть евреем, и больше про этого Кобылина нет ни слова.
В начале романа излагаются мысли некоего философа Ильина (однофамильца знаменитого философа), а потом и он исчезает. Мне понравилась его рассуждение о добре и зле: добром может быть только то, что со всех сторон кажется добром, а не то, что это мол, зло для одних, но добро для других (например, убийство животных для пропитания).

Некоторые истории - про путешествия Сертан, про знакомство родителей Исаи - занимают больше места, некоторые - про переводчика, который переводил для автора дневник Сертана с бретонского, изложены скороговоркой.

Но все вместе они создают неповторимую атмосферу романа.

Там слишком много крови. Дважды подробно описаны погони за евреями.

Интересна сама логика: евреев убивали для того, чтобы приблизить Царство Божие на земле. Господь должен убедиться, что чаша зла переполнилась, и терпеть больше невозможно. Но ведь так и о немецких фашистах можно сказать, что они устроили Холокост для всеобщего блага. Разве это не противоречит высказыванию автора, что добро может быть только абсолютным?
Революция - зло, репрессии - зло, вся русская жизнь - зло. А что, ничего хорошего так и не было?
Насколько я понимаю, в своем дальнейшем творчестве, Шаров развивал те же мотивы.
Россию он рассматривает как место ссылки. Русские живут на краю и ждут конца света. В этом они видят свою роль в мире - они должны приблизить человечество к его конечной цели - к Царству Божьему на земле. Для этого они выделяют среди себя особую группу изгоев (например, евреев) и начинают их притеснять и убивать в надежде, что Господь возмутится творимым злом и разом покончит с миром, а там уже начнется настоящая жизнь.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up