Очень многие конфликты воспроизводятся в ходе истории раз за разом, так как лежащее в основе конфликта противоречие победой одной из сторон не заканчивается и любая победа ведет к реваншу.
Для России один из подобных конфликтов - между западниками и славянофилами, или, если более обще - между теми, кто считал, что Россия - часть (причем не лучшая) Европы, и что мы должны всячески встраиваться в мейнстрим, пусть и на подчиненных ролях, и теми, кто считал, что у России свой особый путь. Раз за разом повторялось одно и то же - победившие западники устремлялись брататься, после чего возвращались с пустыми карманами, побитой жопой и заплеванной мордой и начинали уныло скулить по углам: «это не они, это мы сами виноваты», и так до тех пор, пока идея стать как Швейцария вновь не начинала овладевать умами.
Любопытно, что инициатором возрождения сторонников своего пути всегда был тот самый сверкающий град на горе, вожделенный Запад, реагировавший на российскую дружбу с циничной прагматичностью.
Достаточно вспомнить те же наполеоновские войны, когда Франция напала на Россию, вся знать которой говорила не по-русски, а по-французски. Ну и потом, период трогательной любви с Европой, кончившийся новыми войнами.
Собственно и социалистическая революция была победой западников, которые собирались уничтожить государство Российское за ненадобностью и слиться с передовой Европой в экстазе мировой революции. Но не получилось, германофилов в руководстве армии пришлось отстреливать, а брать курс на изоляционизм и идеологическую конфронтацию.
Гласность, перестройка, мир-дружба-жвачка тоже были очередным циклом победы западников с тем же финалом - ограблением полезных идиотов и переходом в фазу конфронтации. Поэтому и вектор развития тоже понятен - все большее огораживание, снижение интенсивности прямых контактов с новым циклическим возникновениям в ширнармассах новой генерации бредовых представлений о благородных жителях Запада.
Второй вечный конфликт - война гвельфов и гибеллинов, которая имеет значительно более широкий, всемирный характер, так как не имеет отношения к сугубо российским заморочкам. В узком смысле война гвельфов и гибеллинов, то есть итальянцев, поддерживающих в конфликте папы Римского и императора Священной римской империи немецкого народа ту или другую сторону, разодрала средневековую Италию на лоскуты. В современной терминологии торговцы и прочая буржуазия были преимущественно за гвельфов, военные и знать - за гибеллинов.
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
Вроде бы с воцарением капитализма гвельфы должны одержать решительную победу, но не все так просто, как замечал еще В.И. Ленин в своем бестселлере «Империализьм как высшая стадия эмпириоркетинизьма», так как в стремлении получить конкурентные преимущества капиталисты начинают прибегать к нерыночным методам, а реализующие их государственные и военные структуры начинают приобретать все больший вес.
Очень забавная история произошла в Греции. Когда она вступила в ЕС, то ожидала жуткое процветание. Круто было иметь свой бизнес, а на госслужащих смотрели как на придурков. Однако не все так стало ослепительно, взятые в долг деньги до бизнеса не дошли, напротив, евробюрократия прижала греческую промышленность к ногтю, зато госслужащие расцвели. Я, когда был в Греции, балдел от чтения местной прессы. Оказывается, у служащих государственной нефтегазовой компании пенсия льготная, в 50 лет, в размере 100% от зарплаты, нехилые оклады и еще куча ништяков типа большого количества выходных и 13й зарплаты к Новому году (воспроизвожу по памяти, если что перепутал - простите великодушно). В результате лузерами стали уже те, кто пошел на «вольные хлеба».
Совершенно шизофреническое поведение Украины можно объяснить тем, что, ч одной стороны, официальная идеология с идеалом в виде хаты, вишен и гудящих шмелей - сугубо гвельфовская, реальные потребности государства в условиях военного конфликта - гибеллинские, а поведение общества с тотальным контролем даже того, на каком языке кто с кем разговаривает - запредельное даже для гибеллинов.
В этой системе координат распад СССР можно рассматривать как победу гвельфов над гибеллинами, а эпоху путинизма - как время реванша гибеллинизма. Достаточно заметить, что если в 90е годы офицеры, чтобы не сдохнуть с голоду, по ночам работали грузчиками, то сейчас они люди достаточно обеспеченные и социально защищенные, достаточно вспомнить, в каком возрасте будут уходить на пенсию военнослужащие с полицейскими и прочие разные лохи.
Совпадение трех векторов - усиление международной конфронтации, усиление славянофилов в борьбе с западниками и усиление гибеллинов в борьбе с гвельфами неизбежно приводит к тому, что все три процесса будут продолжать развиваться в том же направлении. В связи с этим я считаю неизбежным продолжение изменения отношения государства к разным категориям жителей. В том числе - снижение толерантности к «самозанятым» и прочим работающим в частном мелкоуголовном секторе. Одним из неизбежных шагов я вижу перевод лиц, которые получают серые зарплаты, на самостоятельную оплату медицинской помощи и фактическую ликвидацию у нич пенсий, для чего в качестве следующего шага пенсионной реформы будет дифференциация пенсии пропорционально пенсионным отчислениям.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)