Кто-то из блогеров затеял проект «10 самых отвратительных персонажей советского кино». В их число вошел и Женя Лукашин из «Иронии судьбы» (еще там Настенька из «Морозко», Гоша из «Москва слезам не верит», «Тося» из «Девчат» и др.).
Сам список - очередное подтверждение очевидного сумасшествия некоторых ЖЖ-стов.
Но я бы хотела поговорить именно о Жене Лукашине. Почему-то именно к нему особенно много претензий у блогерш. Им не нравится, что он врач, работающий в поликлинике, что он не женат к 36 годам, живет вместе с мамой в маленькой квартире, что напился под Новый год с друзьями в бане. Т.е. он малообеспеченный маменькин сынок, безынициативный, да еще и пьющий - такой вывод делают блогеры.
Почему же его полюбили две красивые женщины - Галя и Надя? Что они в нем нашли? Если речь идет о дефиците мужчин, и дамы готовы были хоть на кого, то у Нади, например, был жених, и Галя вряд ли была старой девой.
Значит, эти женщины видели в Лукашине что-то такое, чего не видят современные девушки. Он - добрый, умеет петь душевные песни под гитару, обаятельный, но ведь есть в нем что-то еще.
Не зря же Лукашина сыграл Андрей Мягков.
Вспомним другие его роли.
В 30 лет он играл Алешу Карамазова (1968). Его взяли на эту роль за необыкновенные, нездешние глаза, в которых была видна чистая душа.
Эта роль на многие годы определила восприятие Мягкова как высоко духовного, неземного, возвышенного, почти святого человека.
Мягков также играл Ленина (1973)
и Гайдара (1975).
Оба - безупречные герои советского времени, своего рода - иконы.
Алексей Турбин (1976) - тоже безупречный герой, хотя и офицер Белой армии. Советская власть не боялась показывать своих классовых врагов с положительной стороны.
И вдруг в этом ряду - доктор Лукашин. Почему он?
Что было бы с Алексеем Турбиным, живи он в 1975 году? Он ведь тоже врач. И, кстати, не женат, хотя, конечно, моложе Лукашина (ему 28 лет).
Что бы делал Ленин без революции, и Гайдар без писательского таланта (я имею ввиду не настоящих Ленина и Гайдара, а их образы, созданные Мягковым), и Алеша Карамазов, живущий без веры в бога в атеистическом государстве?
Возможно, это и был бы Женя Лукашин - хороший, душевный парень.
Режиссеру Рязанову настолько понравился Лукашин, что он немедленно снял его в очень похожей роли в «Служебном романе».
Добрый и трогательный Новосельцев сумел привлечь внимание сильной женщины Калугиной.
Кстати, почему-то блогеры гораздо терпимее к этому персонажу. Может, им нравится, что он - хороший отец и друг?
Лукашин и Новосельцев - хорошие люди 70-х годов. В других условиях и в другое время они могли бы стать героями, мыслителями, революционерами, святыми, но не подлецами. За это их и выбрали сильные и красивые женщины.
Отвергая Лукашина, сегодняшние девушки отвергают не его, а его время.
Что же, в 70-х годах было много противоречивого. Сегодня они демонизированы до невозможности. Да и живущими в то время людьми, в том числе, Рязановым, оценивались критически, и чем дальше, тем больше.
Не зря Рязанов доверил Мягкову еще одну роль в своем фильме.
Гараж (1979)
Здесь Мягков уже не герой-любовник, а борец за справедливость. И его Ленин боролся за справедливость, и его Гайдар, но только лаборант Хвостов борется за справедливость не для всех, а лично для себя.
Роль Хвостова как бы символически зачеркивает героические роли Мягкова.
И вот он уже жалкий Карандышев (1984) в «Жестоком романсе» того же Рязанова. Любопытная метаморфоза?
Лукашин - не герой, но ершистый; Новосельцев уже жалок; Хвостов - неприятный обыватель, готовый устроить самосожжение из-за того, что ему не выделяют места в гараже; Карандышев - жалчайщая из жалких личность. Зачем Рязанов так опустил Мягкова? Как из Алеши Карамазова получился Карандышев?
И омерзительный главарь мафии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди» (1992) .
Как у Мягкова получился такой крутой маршрут? Эпоха виновата? Возраст? Сам актер, который был не слишком разборчив в ролях?
Не знаю, но жаль, что так получилось.
А Женя Лукашин все равно не заслуживает места в списке самых отвратительных героев советского кино.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)