Важно ли быть профессионалом?

May 14, 2018 17:50

Читала несколько материалов про то, о чем жалеют очень старые люди или о чем жалеют умирающие.

Если верить этим статьям, то жалеют люди об упущенных возможностях: они бы хотели больше путешествовать, иметь больше половых партнеров. Некоторые, впрочем, хотели бы больше времени проводить с семьей, но все сходятся в том, что они, если бы могли что-нибудь изменить, то работали бы гораздо меньше.

В общем, главные враги счастья человека - это работа и верность. Но, поскольку, по второму пункту все же есть разногласия, то давайте остановимся на первом.

От работы кони дохнут, руки виснут, уши глохнут.

Древние греки, на культурных достижениях которых основана европейская цивилизация, работу не сильно уважали. Хотя, была в их отношении к работе некоторая неоднозначность. Греки считали физическую работу недостойной свободного гражданина - это было занятие рабов, но вместе с тем, они очень ценили крестьян. Пахарь и воин - вот два самых достойных человека, тем более, что пахарь, когда было нужно, становился воином.

Помните, как Одиссея хитростью заставили идти воевать с троянцами? Он, царь Итаки, пахал песок и сыпал в землю соль, изображая при этом безумного - не реагировал на слова, был готов переехать плугом тех, кто его уговаривал одуматься. Тогда перед ним положили его сына-младенца. И он остановился.
Видите? Царь умел пахать.

Пахаря уважали, но все же достойными занятиями были политика, спорт, литература, и конечно, война.

Геродот, рассказав, что в Египте воины живут в праздности, прибавляет: «Не знаю, заимствовали ли греки эти обычаи у египтян, так как я вижу, что и фракийцы, и скифы, и персы, и лидийцы, и почти все варвары относятся к гражданам, занимающимся механическими искусствами, и к их потомкам, как к людям, не заслуживающим особого уважения, и считают более благородными людей, которые освободились от ручного труда, особенно тех, кто посвящает себя военному делу. Эти же понятия разделяются всеми греками, особенно лакедемонянами; коринфяне менее других презирают ремесленников».

Тут была одна тонкость: осуждался наемный труд. Если ты строил свой дом - это было не зазорно. Но если ты работал на другого, то чем ты лучше раба? Аристотель писал:«Работать на отдельного человека - значит быть рабом, работать для публики - значит быть рабочим и наемником».

А как к труду относятся в Библии? Бог изгнал Адама из Эдема и обрек его в поте лица добывать хлеб свой - то есть, труд - это наказание.

Христос не призывал людей трудиться - он призывал их молиться.

Но в Библии можно найти все: в том числе, и похвалы труду. Не зря протестанты возвели труд во главу угла.

Сейчас время изменилось. Все чаще можно найти новости о том, что работать будут роботы, что привычные профессии исчезнут, что людей заменят программы.

А люди что будут делать?

Вот и появляются откровения умирающих о том, как они сожалеют, что слишком много работали.

Или недавно прочла пост одной женщины, посетившей семинар Людмилы Петрановкой. Ей очень понравилось, что теперь не нужно заставлять детей усердно учиться: постоянно появляются новые знания - за всем не успеешь, поэтому лучше и вовсе ничему не учиться. Очень умно. Еще Маяковский писал: «Причесываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно». Раз невозможно узнать всё, то лучше ничего не знать.
Еще теперь нужно стыдиться, если ты много лет работаешь на одном месте. Это - ригидность, в общем, вы, практически, психически больной. Нужно все время менять места работы и занятия.
Логично: это как раз вытекает из того, что не стоит учиться в школе.
Кстати, отчего Петрановская все лекции читает? Шла бы уже в цирк по проволоке ходить.

Так нужно ли стремиться быть профессионалом?

Когда вас спрашивают, кто вы, вы, скорее всего, назовете место жительства и профессию, а если это будет письменно и анонимно, то еще и пол. Кто-то, возможно, назовет свою национальность.

Профессия важна для вашего «я», хотя вам, возможно, кажется, что важнее ваша семья. Но ведь вы при знакомстве вряд ли скажите «я сын своей матери и отца», «я муж своей жены» или «я отец сына и дочери». Возможно, это потому, что сведенья о семье как бы более интимны и поэтому даже важнее для человека?

Или нет?

Я знаю две истории о смерти очень пожилых женщин (около 90 лет), страдающих деменцией. Они давно перестали узнавать своих детей и внуков, они и не вспоминали мужей, иногда им казалось, что дочь - это их мама. Они помнили, что у них была мама. Даже удивительно, как быстро такие больные забывают своих детей. Дети даже обижаются.

Но что интересно, когда больные уже не помнили ничего, даже то, что нужно есть и пить, они помнили свою профессию. И одна говорила: «Я - профессор, доктор медицинских наук», а другая: «Я заслуженный учитель математики». То есть, профессия - это было последнее, что они помнили. В том числе, и потому, что быть старым и больным деменцией унизительно. Люди все равно понимают, как к ним относятся. И они ищут уважения, вспоминая профессию.

Профессия и то, чего в ней достигли, важна для человека, потому что дорого далась, потому что много, чего с ней было связано, в том числе, социальный статус, уважение людей.

А без профессии «я» человека будет значительно беднее.

В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Бытовые размышлизмы

Previous post Next post
Up