Печально я гляжу на ваше поколенье

Apr 07, 2018 10:57

За 11 лет, что я пользуюсь ЖЖ, он сильно изменился. Ушла большая часть авторов, пишущих интересные тексты. Стало гораздо скучнее. Кстати, чем они теперь занимаются? Исчезли же отовсюду.
Один из немногих оставшихся - Богемик. Это человек, который страшно секретится. О нем известно только то, что он живет в Праге и любит рассуждать на исторические и культурологические темы.
Последнее время он озаботился описанием советских типажей, и, в том числе, описал особенности своего поколения.

«Все, кого я знаю, живут в других местах. Мой лучший друг (назову его Л.), с которым мы познакомились 1 сентября 1975 года, оказавшись за одной партой в первом классе, сегодня владеет небольшим, но вполне успешным бизнесом в Праге. Несколько лет назад Л. разузнал о судьбе ещё одного нашего одноклассника - Е. В последний раз мы видели его, когда тот собирался в Москву поступать на физмат. Оказалось, что Е. действительно стал физиком. Кажется, он единственный из всех нас занимается наукой. Живёт где-то в Швейцарии. Честно говоря, не знаю, имеет ли E. хоть какое-то отношение к Большому адронному коллайдеру, но когда я услышал, что кто-то остановил означенный коллайдер, засунув в него свой багет, я подумал, что это очень похоже на стиль E.

Немного погуглив, я нашёл практически всех, с кем когда-то водил знакомство в губернском городе N, включая тех, кого не видел последние лет 25-30. Правда, следы трёх или четырёх человек мне так и не удалось отыскать, но я надеюсь, что они просто не пользуются соцсетями и не любят фотографироваться. В конце концов, обо мне самом ни гугль, ни яндекс тоже не знают ровным счётом ничего. Некоторые люди нашлись в неожиданных местах. С., которую мы так бурно провожали в восемьдесят восьмом, когда она уезжала с родителями в Ригу, ныне пребывает в Хайфе. K., врач по профессии, тоже стала израильтянкой. Обычная судьба, если не считать того, что K. - русская (судя по нынешней фамилии K., она сочеталась браком с евреем). M. обнаружился в Ирландии. Живёт с ирландкой, владеет овощной лавкой. Я знаю это совершенно точно (a то ведь некоторые утверждали, что он в Норвегии).

A. лет пятнадцать назад вышла замуж за итальянца, у неё салон по стрижке собак под Миланом. Х. в прошлом году получила грин-карту в Америке (её дочь сделала неплохую карьеру в Нью-Йoрке и забрала мать к себе). Разумеется, далеко не все мои знакомые покинули РФ. Некоторые ограничились тем, что отправили за границу детей. С судьёй О. бывает можно встретиться, когда он на пару дней заезжает в Карловы Вары, возвращаясь от живущей в Лиссабоне дочери. З. никого никуда не отправляла, она торгует итальянской мебелью, отмечает православные праздники и всячески демонстрирует патриотизм. У неё есть внучка, которую зовут Анастасия. По происхождению З. - татарка. В дни нашей молодости она не проявляла ни малейшего интереса ни к религии вообще, ни к христианству в частности.

Ф. ведёт курсы личностного роста в Москве. В 2014 году oн выкладывал в соцсетях стихи собственного сочинения в поддержку ирредентистов Новороссии (ужасные, но искренние). Ш. работает главным художником в театре, получил звание заслуженного. Т. преподаёт актёрское мастерство, сценическую речь и сценический бой. И. снял как минимум один фильм в качестве режиссёра. B. определённо стала актрисой, но остаётся ли она ей и сегодня, я не знаю. (Мой круг общения в губернском городе N был несколько специфичен: в него входило больше творческих людей, нежели естественников или айтишников). П. тренирует детей в спортивной секции, К. всё ещё сплавляется по рекам, Ж. остался таким же заводилой, каким был в те годы, когда мы в три часа ночи на улице вдвадцатером распевали под его гитару "Любимый город может спать спокойно"...

Всем перечисленным - от сорока пяти до пятидесяти пяти лет. B РФ в эту возрастную группу входит около двадцати миллионов человек. В целом же нас, 45-55-летних бывших советских граждан, миллионов тридцать. Мы - последнее поколение, не только родившееся при советской власти или заставшее её детьми, но и достигшее при ней совершеннолетия. Вопрос в том, советские мы люди по духу, или же для нас обладание советским гражданством было такой же формальностью, как среднеазиатов и прибалтов.

…я позволю себе ограничиться рассмотрением лишь собственного поколения, которое знаю лучше всего - людей в возрасте 45-55 лет (мне в этом году будет 50). Мы довольно занятное поколение. Начнём с того, что мы никогда никому не нравились. И нас это нисколько не волновало.

Едва мы появились на горизонте, нас заметил и честно показал Ролан Быков. В фильме "Чучело", в 1983 году. Я подтверждаю: в "Чучеле" изображены самые обычные дети из самого обычного класса того времени. Нет, в нашем классе никого не травили. Hо у меня нет никаких иллюзий относительно нашего морального превосходства над персонажами фильма. Нам просто больше повезло с обстоятельствами. Действие фильма разворачивается в безымянном маленьком городке, a в повести говорится, что это Таруса. Сейчас в Тарусе чуть больше девяти тысяч жителей, в ту пору было мeнее восьми. В таких местах можно рехнуться от скуки. Hаселение губернского города N достигает миллиона человек. В каком-то смысле это другая планета.

Добронравие в большинcтве случаев проистекает из благополучия. Нам были доступны куда более весёлые развлечения, нежели издевательства над девочкой из бедной семьи, только и всего. Премьера картины состоялась 14 сентября 1984 года. Чуть позже я услышал, как один взрослый человек, театральный режиссёр по профессии, назвал "Чучело" единственным честным советским фильмом, да и то за исключением финальной сцены - в реале дети не написали бы на доске «Чучело, прости нас!» И он был прав. Не написали бы. Наше поколение никогда не раскаивается в содеянном.

В своё время и на Западе, и у нас было модно сравнивать советский 1984 год с оруэлловским. Мне СССР 1984 года запомнился как место, где эталоном честности была почти документальная истoрия травли хрупкой девочки одноклассниками, а культурно-эстетическим идеалом - англичане с лицами Андрейченко и Ульфсака, поющие "Завтра ветер переменится, завтра, прошлому взамен, он придёт, он будет добрый, ласковый, ветер перемен." Cдаётся мне, что это была лучшая постановка "Мэри Поппинс" в истории. Потом ветер перемен наконец подул, но оказался несколько менее добрым и ласковым, чем ожидали зрители этого чудесного мюзикла.

Прошли три с лишним декады, на протяжении которых тридцать миллионов моих ровесников сделали свои жизни (пятнадцать или двадцать из их судеб я бегло обрисовал в начале поста). Изменилось очень многое, но одно осталось прежним - мы никому не нравимся. 8 января 2018 года известный госпропагандист Владимир Соловьёв опубликовал полутораминутный фрагмент видеозаписи лекции преподавателя Уральского федерального университета доцента Константина Юрченко. В обнародованном фрагменте лекции Юрченко говорится следующее: "Что это за страшное покoление - люди, которым сегодня 45-50-55 лет? <...> Понятно, что есть физики, математики. Ясно, что физика и математика как науки, что при советской власти, что не при советской власти одинаковы. А вот всякие словоблуды - управленцы, философы, экономисты - они стали ненужными. И случились вот эти лихие 1990-е годы, когда эти люди были вынуждены как-то приспосабливаться: они научились грабить, убивать, обманывать, врать, коррумпироваться, давать взятки, брать взятки - это тот опыт, который они накопили за 1990-е годы. Казалось бы, что делать, люди попали под раздачу. Но 45, 50, 55 лет - сегодня люди именно этой возрастной категории занимают ключевые посты. Директора заводов, заместители директоров заводов, ректоры вузов (в том числе этого), то есть люди вот этого поколения."
Во время лекции на экране появлялись основные тезисы Юрченко. "Потерянное поколение. Люди 1965-1975 годов рождения - одно из самых больших зол. Они хорошо умеют врать, приписывать себе чужие заслуги и подставлять. Сегодня именно они составляют основу управленческого корпуса. Они основа коррупции. И они не изжили из себя "совок".
Прерогативу определять, где тут добро, а где зло, я оставляю Господу. Юрченко произнёс спич, направленный против роcсийской политической и экономической элиты. В его категорию "страшное поколение" или "поколение большого зла" попадают Дмитрий Медведев (1965 г.р.), Аркадий Дворкович (1972), Эльвира Набиуллина (1963), Дмитрий Рогозин (1963), Дмитрий Песков (1967), Роман Абрамович (1966), Олег Дерипаска (1968), Михаил Прохоров (1965), Игорь Шувалов (1967) и многие другие российские элитарии с их недвижимостью в тридесятом королевстве, где нет в помине короля, и со всем прочим, что им положено иметь по статусу.
Вы никогда не задумывались, почему Навальный и его борьба с коррупцией заинтересовали в РФ в основном детей? Потому что для всех остальных это прикол. Наше поколение определённо не борется с коррупцией. К тому же даже самые простые люди из числа моих ровесников иногда предпочитают не помнить, чем они занимались в 90-е, а уж непростые... Думаю, некоторые из наших олигархов не могут даже исповедаться без опасения взять на душу новый страшный грех, ибо услышав их исповедь, священник мог бы и умереть от инфаркта. Наше поколение никогда не исповедуется.

В нашей стране, где социальная структура упрощена до предела, а идеи никого не интересуют, социополитические процессы сведены к простой биологии. У нас не происходит ничего, кроме смены поколений. Зато каждая смена поколений означает смену политики, эстетики, этики и даже образа жизни. Новое поколение входит в жизнь и меняет окружающую действительность в соответствии со своим вкусом.
Хотя обычно наше поколение не любит говорить всерьёз. Можно было бы составить длинный список того, что ещё никогда не делает или очень не любит делать наше поколение. И в нём окажется много вещей, делать которые просто необходимо. Например, исполнение гражданского долга. Разумеется, есть некоторые исключения, в том числе героические. В конце концов, ув. Игорь Стрелков, ставший олицетворением русского ирредентизма, тоже 1970 года рождения. Я нисколько не сомневаюсь, что придёт день, когда именем Стрелкова будут называть улицы и школы. Вот только Игорь Иванович один такой на тридцать миллионов ровесников. Ну сколько людей из тридцати миллионов сверстников стали его соратниками? Об этом и речь.

Однако я не уверен, что Юрченко прав, говоря "они не изжили из себя "совок". У нас настолько отсутствует идейная, духовная или бытовая привязанность к СССР, что мы без всякого труда и без малейших сожалений устраиваемся в любой стране Первого мира, и в гораздо большей степени чувствуем себя дома там, куда приехали по своему желанию, нежели там, где родились (известны ведь случаи, когда даже министры федерального правительства обитали с семьями в королевстве, в котором нет в помине короля, ежедневно летая на работу в Москву утренним самолётом). А те из нас, кто остался дома, по сравнению с другими возрастными группами демонстрируют наиболее устойчивый иммунитет к неосоветской пропаганде. Единственное, что хоть как-то связывает нас с СССР - это несколько старых фильмов и песен. Мы - поколение, индифферентное к "совку".

До сих пор речь шла о том, кем мы не являемся и что не делаем. Ho что же всё-таки поделывает это атомизированное поколение, не имеющее общих ценностей, не борющееся с коррупцией, не испытывающее привязанности к родине, не исполняющее свой гражданский долг, не любящее говорить всерьёз, не жалеющее о содеянном, не исповедующееся, не считающее нужным изживать из себя "совок" и даже не волнующееся по поводу того, что мы никогда никому не нравились? Если говорить языком, которым мы говорили в детстве, во времена выхода на экраны фильмов "Чучело" и "Мэри Поппинс, до свидания", то мы живём в кайф. Не больше, но и никак не меньше. Мы просто делаем то, что нам в кайф, и не делаем того, что не в кайф.

Но я бы не рискнул назвать нас поколением гедонистов и прожигателей жизни. Среди нас есть полно людей, занятых творчеством или наукой. Более того, я знаю людей, которые занимаются благотворительностью, никак это не афишируя. Им это просто в кайф (ощущать себя человеком благородным, добрым и щедрым - это всегда кайф). Mы всегда делаем только то, что вызывает наш интерес и доставляет нам удовольствие, по мере возможностей избегая всего остального. Это скорее эпикурейство, нежели гедонизм. Думаю, я не сильно ошибусь, если назову последнее поколение обладателей советских паспортов поколением эпикурейцев».
Ну, что же, все считают, что их поколение какое-то особенное, и относятся к нему со смесью любви и опасений, что из них не выйдет ничего хорошего, и что именно они все запорют. Вспомним хотя бы Лермонтова с его «Печально я гляжу на наше поколенье». Скромнее надо быть, ребята.

И все же, есть поколения на самом деле, или это только иллюзия? Я склоняюсь к первому мнению.

Мое поколение - это, если отсчитать от Богемика 10 лет (очень любят числить поколения по десятилетиям), будет состоять из людей, родившихся в 1952(55)-1962 (65).

Действительно, эти, которые 65-75 - они другие. На границах трудно различить, кто откуда, но есть несколько пунктов, которые следовало бы добавить для внесения ясности в вопрос, к какому поколению относится тот или другой человек.

Например, это будет отношение к СССР. Люди моего поколения любят СССР, хотя не все наберутся смелости в этом признаться. Во всяком случае, они отдают ему должное и согласны признать за советским временем хоть какие-то заслуги и достоинства.

Соответственно, люди моего поколения хорошо относятся к российскому государству, считая его безусловной ценностью. Им хотелось бы видеть историческую преемственность от Московского царства до нынешней РФ. Ради государства люди моего поколения готовы терпеть многое.

У людей моего поколения развит интернационализм - они не любят, когда оскорбляют любые нации. При этом живо интересуются чужими культурами, очень ценят возможность путешествовать по чужим странам.

Вместе с тем, далеко не все хотели бы уехать. Вот Богемик перечисляет своих уехавших одноклассников. У нас из класса уехали двое, и те по 5-му пункту. А вот среди поколения детей уехавших уже больше: весь мир им дом.

Безусловно, у людей моего поколения есть уважение к науке. Люди моего поколения умеют считать без калькулятора, помнят Законы Ома и Ньютона, таблицу Менделева, а также знают, зачем Герасим утопил Муму.

Наши мальчики умеют все починить, а девочки умеют сшить, связать, вырастить овощи и цветы. Наше поколение - рукастое.

Люди моего поколения любят вставлять в разговор фразы из любимых книг и фильмов - по ним мы опознаем друг друга. Да, в наше время было стыдно не читать книг.
Отдельно хотелось бы сказать о любви к фантастике. Хотя писали эти книги люди из старших поколений, но читали мы. Основной книгой моего поколения была, наверное, "Мастер и Маргарита".

Еще мы обожали походы и песни при костре под гитару. Романтика дорог уводила одних в недальние походы, а других звала на БАМ.

У нас также была большая тяга к духовному самосовершенствованию. Кто-то интересовался восточными религиями, кто-то воцерковлялся, кто-то занимались йогой и карате, но учитывали при этом философский аспект этих практик.
Увы, официальная коммунистическая идеологи нисколько не интересовала людей моего поколения.

Политикой интересовались весьма умеренно, в основном, в качестве анекдотов. Но существовал довольно активный слой диссидентов, в котором верховодили люди из предыдущего поколения как более энергичные и фанатичные.
Вот чего нам не хватало, так это упертости, фанатизма.

Наше поколение о сих пор ценит дружбу.

Основное же отличие от последующих поколений - это то, что нас воспитывали как профессионалов. Самым важным было состояться в профессии. Причем, это требование касалось как мужчин, так и женщин. Как ни странно, большинство сохранили свои профессии. Может быть, поэтому и меньше эмигрировали.

При этом в моем поколении нет культа богатства и успешности. Напротив, наши люди стремятся к справедливости и равному распределению благ.

В целом, мое поколение по своим установкам не сильно отличалось от предыдущих советских поколений.

Что нас отличало - так это некоторая несерьезность, ирония, склонность к стебу. Вот это от нас переняло поколение 65-75 года.

Другое отличие от поколения родителей и старших братьев-сестер - это то, что у нас меньше развито чувство долга. Предыдущие поколения были готовы умереть, но выполнить свой долг. Это были очень надежные, самоотверженные и ответственные люди.

Кроме того, это были очень энергичные люди, склонные к созиданию и экспансии, в то время как мы, скорее, поколение созерцателей. В отличии от них, мы имели меньше жизненных сил, были несколько вяловаты.

Обобщая, я бы сказала, что мое поколение - это поколение государственников и тружеников с весьма скромными материальными запросами, но с жаждой знаний и духовного самосовершенствования.

И что бы там ни думал Богемик, а у власти пока люди моего поколения. Например, Путин. И место мы уступим не им, а следующему поколению. А они пусть себе наслаждаются жизнью в меру своих сил.

Что касается поколения 65-75, то они, действительно, отличаются от нас и от других поколений.
Думаю, что это связано с массированной кампанией разрушения авторитетов и основ 1987-1992 года.
Когда я в ЖЖ встречаю автора или комментатора, доказывающего, что Сталин и Гитлер - это одно и то же, что в России никогда не было и не будет ничего хорошего, то я знаю, что это пишет один из того самого поколения.

И правильно Богемик вспоминает фильм «Чучело». Разве мое поколение могло так страдать из-за того, что не сможет что-то купить? Ведь конфликт героини фильма и ее класса начался из-за того, что дети решили, будто это Лена наябедничала на них учителям, и именно из-за нее они не смогут поехать в Москву, где собирались купить какие-то вещи.

Все эти горестные стоны: мои игрушки были страшные! Да как я мог радоваться этим машинкам, когда на Западе были вот такие машинки?!

Хотя и в нашем поколении попадались отдельные уроды. Например, Сванидзе возненавидел СССР, когда ему дали попробовать заграничную жвачку. Он сразу понял, что раз в СССР нет такой жвачки, то СССР - говно.

Но у нас такие люди были исключением, а в следующем поколением - большинством.

Хороший маркер - отношение к очередям. Люди 65-75 считают очереди каким-то невероятным злом и готовы в любой момент всплакнуть, вспомнив, что их в детстве ставили в очередь. Мое поколение относится к очередям гораздо спокойнее, а в большинстве случаев люди думают, что раз есть очередь, то, значит, продают что-то ценное, а это уже само по себе не так плохо.

Черт его знает, почему они такими получились. Объективно они росли в более сытые годы, чем поколения до них. Всегда так бывает: если кому-то дают больше, чем другим, то он начинает считать себя много лучше других. И попробуй его хоть раз не покорми вволю - он вас возненавидит.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up