СССР и Россия ч. 6. Дети как сверхценная идея

Feb 14, 2009 22:53


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В предыдущих частях проекта я писала о том, что я предпочитаю СССР РФ потому, что тот был великой державой, а РФ - нет. Кроме того, сменились ценностные ориентации, и старые нравились мне больше.

В прошлый раз я писала про изменение отношения к любви и сексу (они поменялись местами: любовь ушла в область интимных переживаний, а секс стал одной из самых обсуждаемых публично тем). Сегодня я напишу про изменение отношения к детям.

Здесь все не так однозначно. Процесс этот идет давно и не связан напрямую с изменением строя. Я просто его опишу.

Одна моя прабабка похоронила много детей. Они не доживали до года. Дело было в туберкулезе. В живых у нее остались четверо. Самый старший родился здоровым, Это был мой дед. За ним был мальчик уже с костным туберкулезом. В голодные времена она отдала его в детдом. Больше о нем ничего неизвестно. Третий был тоже с костным туберкулезом. Он был горбун, но окончил институт, женился, имел троих детей, дожил до внуков. Четвертый мальчик повесился, когда ему было лет 10. Он хотел сбежать в Америку, к индейцам, сухари сушил. Старший брат его выдал, мать наказала. А он вот так поступил. У моей другой прабабки в младенчестве умерла только одна девочка от какой-то детской болезни. Одна дочь погибла, не успев выйти замуж: свалилась с лошади, которую кто-то нарочно испугал (пошутил), и сын молодой, но уже семейный провалился зимой под лед, переезжая реку. Остальные 6 дочерей мать пережили, кто на сколько. У одной моей бабки было 3 детей, один умер в 9 месяцев от дифтерии, другой попал в 8 лет под машину. У другой - 2-е детей. Как видите, детей становилось все меньше. Нельзя, конечно, сказать, что когда детей было много, то их меньше любили. Нет, конечно. И прабабка и бабка помнили своих умерших детей, молились за них, не ели яблок до Спаса. Но нельзя сказать, что дети были самым главным в их жизни. В этом есть какой-то парадокс: ведь все, что они делали, они делали для детей. Наверное, это потому, что их занятия бы не изменились, даже если бы детей у них не было. Ведь они просто работали для пропитания себя и детей и делали работу по дому. Оставшись без детей они делали бы тоже самое, просто им было бы легче. Они не отделяли детей от себя, но в то же время у них был свой мир, а у детей -свой. Другое дело, что многие родители рано приобщали детей к части своего мира, требуя от них помощи по хозяйству. Меня воспитывали примерно так же: продолжали действовать старые крестьянские принципы. Я точно знаю, что никогда не была самой важной персоной в жизни своей мамы. У нее были свои отношения с людьми, своя жизнь на работе. Она и дома-то бывала мало. То же самое я наблюдала и в других семьях. Мы, дети, общались друг с другом, а не с взрослыми. Мы ходили в сад, в школу, играли во дворе. Много эмоциональных сил отнимали у нас вражда и дружба и все такое. Нас воспитывал детский коллектив, а не только родители. Нет, конечно, иногда родители нам читали, иногда ходили с нами в кино или театр или на выставку. Они умерено интересовались нашей учебой, ходили в школу на собрания. Водили к врачу, если мы болели. Но чтобы они торчали в школе с утра до вечера? Ходили по учителям? Лезли в наши отношения друг с другом? Вот уж этого не надо.

У нас, детей, была своя детская одежда. Она подразделялась на праздничную: матроски, капроновые платья на чехле и т.д. и повседневную, простую. Вся одежда покупалось на вырост: считалось, что глупо покупать что-то на один год. Детские вещи должны были быть прочными, гигроскопичными и у них были типично детские фасоны и расцветки: разноцветное, с грибочками, с кошечками. Верхняя же одежда была просто теплой, но некрасивой. Вообще, мысли о том, чтобы одеть ребенка красиво, не было. Большую роль в нашей жизни играли бабушки. Если они жили в городе, то это они сидели с нами до школы, снаряжали нас в школу, ждали из школы, водили ко врачу, выезжали на дачу. Если они жили в деревне, то дети ходили в ясли, в сад, на продленку, но зато проводили в деревне по три месяца. Родители же работали. Это была их главная функция.

Изменение отношения к детям началось с моего поколения. Мы уже не могли позволить, чтобы наши дети росли сами по себе. Мы записывали их во все секции и кружки и таскали туда. Нам казалось, что надо успеть их научить всему, пока они еще маленькие. Мы делали с ними уроки, мы играли с ними, читали им, ходили в кино, стояли рядом, когда дети играли на улице, водили в школу, бегали по учителям, ходили по врачам. Даже не знаю, с чего это началось. То вдруг решили, что детей надо развивать: плавать раньше, чем ходить, читать одновременно с разговором, английский раньше русского. Мы делали какие-то упражнения, чтобы они раньше начали ходить. Мы подсовывали в их комнаты магнитофоны с классической музыкой и уроками английского. Вот зачем все это было нам нужно? Дети становятся на ноги сами. Это один из немногих имеющихся у человека инстинктов, то же самое с речью. Раннее чтение не помогает в учебе, да и слушание этих кассет бесполезно. Большинство занятий в секциях и кружках только отняло время и силы.

Мы уже считали, что у ребенка должна быть своя комната. Я бы сказала, что капитализация детей значительно увеличилась. Но наши дети уже не играли одни во дворе, у них не было самого этого понятия - двор.

Сейчас эти процессы только усугубились. При крушении идеалов государства, профессионализма, даже любви, дети остались единственной ценностью, а, следовательно, стали сверхценностью. Они для многих являются единственным смыслом жизни, ответом на все вопросы и оправданием на все случаи жизни. Например, спокойно воспринимается тезис, что ради детей можно пойти на любую подлость и преступление. (А вы соврете ради своего ребенка? - Совру. А вы украдете ради своего ребенка? - Украду. А вы украдете последнее у чужого ребенка ради своего? - Украду. А вы убьете ради своего ребенка? - Убью. А вы убьете чужого ребенка ради своего - Убью. А вы уничтожите весь мир ради своего ребенка? - Уничтожу.)

Они ценны до того, что одни готовы на все, чтобы их получить, а другие их не заводят, потому что считают, что не имеют для этого достаточного количества материальных, физических и эмоциональных ресурсов. Разве это не удивительно, что дети из самого обычного явления превратились в седьмое чудо света? Теперь родители и помыслить не могут пустить что-нибудь на самотек в воспитании ребенка. Я бы сказала, что они двумя ногами влезли в детскую жизнь и с наслаждением проживают второе детство. Они стремятся играть в жизни своих детей только первую роль и заменить им все другие отношения. Например, я знаю одну маму, которая ни на одну минуту не оставила дочь со своей матерью, хотя та вырастила ее и сестру. Она постоянно говорит: «Нам поставили пятерку», «Мы играем в настольный теннис». Она стоит рядом, когда дочь играет с подружками, а потом разбирает, кто из них уважает или не уважает ее дочь. И таких матерей много. Посмотрите на улицу: там не играют стайки детей. Иногда можно видеть, как ребенок играет в салочки с мамой или с другим ребенком, но под присмотром мам, которые боятся, как бы их чадо не упало или не расстроилось. Посмотрите на цены на детскую одежду и на саму детскую одежду. Вернулись те времена, когда детей одевали так же, как взрослых. Только теперь их одежда дороже. У девочек с пеленок проткнуты уши, и они носят золото. С 6-ти лет они пользуются детской косметикой, им делают дорогие прически.

Не знаю, хорошо это или плохо. Мне жаль детей, которые живут под неусыпным оком родителей, у которых нет дворовой компании, нет свободы. Я все же думаю, что лучше бы их воспитывать так, как нас. Потому что примерно так воспитывали детей всю историю человечества, а вот так как теперь - только второе поколение, и неизвестно, во что это выльется.

автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=254

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up